О торговом сборе при торговле через открытую площадку
А.О. Егорова,
эксперт журнала "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 77-78.
В предыдущих двух материалах рассматривался вопрос о необходимости (отсутствии такой необходимости) вставать на учет в качестве плательщика торгового сбора при продаже товаров из офиса, комиссионером. В данной заметке проанализируем тот же вопрос, но при других данных - торговля осуществляется с открытой площадки (Письмо Минфина РФ от 14.10.2015 N 03-11-09/58630).
Итак, как уже отмечалось ранее, торговый сбор устанавливается в отношении торговой деятельности на объектах осуществления торговли. В целях применения гл. 33 НК РФ к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:
- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
- торговля через объекты нестационарной торговой сети;
- торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
- торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Объектами осуществления торговли признаются здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор. Трудности для понимания вызывает отсутствие в гл. 33 НК РФ используемых понятий и определений.
Согласно Закону о торговле*(1) (именно на него рекомендуют ориентироваться чиновники для целей применения торгового сбора) под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Поскольку ни гл. 33 НК РФ, ни Закон о торговле понятия объекта торговли в виде открытой площадки не содержат, чиновники из Минфина в комментируемом письме ссылаются на ст. 346.27 гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого дохода на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ, в соответствии с которой открытая площадка - это специально оборудованное для торговли или общественного питания место, расположенное на земельном участке.
На основании изложенного они делают вывод, что организации и ИП, осуществляющие розничную или оптовую торговлю через открытые площадки, не признаются плательщиками торгового сбора. В то же время, если на открытой площадке расположены временные конструкции, используемые для осуществления торговли, такая открытая площадка является нестационарным торговым объектом и торговля через нее облагается торговым сбором.
От себя добавим, что согласно п. 1.7.3 Постановления Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП "О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве" к объектам нестационарной торговой сети относятся в том числе объекты разносной розничной торговли, осуществляемой вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице. Указанное определение московские чиновники, скорее всего, также позаимствовали из гл. 26.3 НК РФ (устанавливающей порядок уплаты ЕНВД), в соответствии с которой нестационарная торговая сеть - это торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети (ст. 346.27 НК РФ). Обратите внимание, определения нестационарной торговой сети, содержащиеся в названной статье Налогового кодекса и Законе о торговле, не совпадают, противоречат друг другу. Если следовать трактовке московских чиновников, продажа товара на улице (разносная торговля) осуществляется через объект нестационарной торговой сети, соответственно, также подлежит обложению торговым сбором. Минфин высказал иную позицию на этот счет.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"