Школьная пора.
Памятка для родителей
Актуально по состоянию на август 2023 г.
Начался очередной учебный год, и все мы пришли в школу: дети - учиться, а родители - улаживать и устраивать все сопутствующие вопросы. Правовые "околошкольные" знания - в нашем материале.
Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен
Законны ли собеседования при приеме в муниципальную или государственную школу?
Ответ зависит от того, что это за собеседование, и что это за школа. Если по итогам собеседования с потенциальным учеником школа либо принимает его на обучение, либо отказывается, - то такое собеседование является "индивидуальным отбором". Проводить такой отбор можно и в государственных школах - но это, во-первых, школы с "профильными" классами или углубленным изучением каких-либо дисциплин, а во-вторых, отбор проводится только для учеников 5-11 классов (ч. 5 ст. 67 Закона об образовании*(1)).
Принимать в такую школу учеников младшей школы нужно на общих основаниях, то есть:
- братьев и сестер учеников этой школы (ч. 3.1 ст. 67 Закон об образовании),
- проживающих на территории, за которой закреплена школа, а на оставшиеся вакантные места - детей из любых других мест проживания (ч. 3 ст. 67 Закона об образовании).
Порядок проведения таких собеседований устанавливает региональное законодательство.
Гораздо чаще при приеме в школу проводится ознакомительное собеседование - по итогам которого педагоги всего лишь оценят общий уровень подготовки ребенка, отметят его слабые и сильные стороны. Обычно оно и вовсе проводится уже после зачисления ребенка в школу, и никаких юридических последствий не имеет. Необходимость такого собеседования может быть закреплена в договоре между школой и родителями ученика или во внутришкольных документах.
Плата за продленку
Законодательство разрешает взимать плату за пребывание в группе продленного дня (ГПД) и при этом не гарантирует какие-либо льготы определенным категориям (например, многодетным или малоимущим).
Согласно ч. 8 ст. 66 Закона об образовании учредитель школы (то есть, в большинстве случаев, местный департамент или управление образования) вправе устанавливать плату за осуществление присмотра и ухода за детьми в ГПД и определять ее размер. Он может (но вовсе не обязан) также установить скидки или вообще не взимать такую плату с определенных категорий родителей (например, малоимущих). Какие-то деньги на ГПД могут выделяться из регионального бюджета (ч. 2 ст. 8 Закона об образовании).
Документ о введении платы за ГПД и о размере этой платы обязательно должен быть опубликован на сайте школы (п. 4.1 ч. 2 и ч. 3 ст. 29 Закона об образовании) в течение десяти дней после его утверждения. Но даже если на сайте школы его и не разместили, документ вам все равно покажут (п. 4.1 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании).
В этом документе должен быть и расчет родительской платы. Обратите внимание, что в этот расчет нельзя включать расходы на реализацию основной образовательной программы и расходы на содержание здания школы, в том числе на ремонт и коммунальные расходы (ч. 9 ст. 66 Закона об образовании, письмо Минобрнауки России от 24.09.2014 N 08-1346). В школе также обязательно должны быть документы, определяющие перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД, методику расчета платы, перечень льготных категорий (если они есть) и образец договора между школой и родителями о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД (письмо Минобрнауки России от 24.09.2014 N 08-1346).
При этом платная продленка вовсе не означает нарушения принципа бесплатности и общедоступности школьного образования в РФ. Дело в том, что в группах продленного дня детей не обучают (в рамках школьной программы), а воспитывают, присматривают и ухаживают за ними, хотя подготовка к учебным занятиям должна проводиться (ч. 7.1 ст. 66 Закона об образовании). Если на продленке фактически осуществляется образовательный процесс, который является составной частью реализуемой школой основной образовательной программы, то эта деятельность финансируется из бюджета, а если образовательная деятельность не входит в качестве составной части в основную образовательную программу, она финансируется за счет родителей (письмо Минпросвещения России от 10.04.2023 N 03-652).
Кроме того, размер платы за ГПД должен обеспечивать всего лишь возмещение школьных расходов на организацию ГПД и не больше. Государственные и муниципальные школы не вправе извлекать прибыль из родительской платы (письмо Минобрнауки России от 24.09.2014 N 08-1346), ведь все они являются некоммерческими организациями. Если вам кажется, что размер платы за продленку необоснованно высок, постарайтесь изучить именно упомянутые выше документы об установлении размера платы и методику ее определения.
Режим работы ГПД школа устанавливает самостоятельно (см. письмо Минобрнауки России от 14.11.2014 N 08-ПГ-МОН-35967). Этот режим должен предусматривать питание, прогулку, дневной сон для первоклашек (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20*(2), Приложение N 12 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20*(3)).
Покупка учебников, пособий и лыж
Закон об образовании (ч. 1 ст. 35) предполагает, что ученикам государственных и муниципальных школ бесплатно выдаются учебники, учебные пособия, а также учебно-методические материалы, необходимые для получения образования в пределах ФГОС. Школа обеспечивается такими учебниками и пособиями за счет бюджетных ассигнований.
Школа обязана выдать учебники в бумажном виде лишь по определенным предметам, по остальным - учебники могут предоставить в электронном виде:
уровни общего образования |
"бумажный" учебник |
"бумажный" ИЛИ электронный учебник |
начальное образование (п. 36.1 ФГОС, п. 8 письма Минпросвещения РФ от 08.08.2022 N ТВ-1517/03) |
русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, иностранные языки |
иные учебные предметы, входящие как в обязательную часть учебного плана, так и в часть, формируемую участниками образовательных отношений |
основное образование (п. 37.3 ФГОС, п. 8 письма Минпросвещения РФ от 08.08.2022 N ТВ-1517/03) |
русский язык, математика, физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки, информатика |
|
среднее образование (п. 27 ФГОС) |
- |
Относятся ли к учебникам и учебным пособием разного рода тетради-прописи, альбомы-задачники, тесты, сборники контрольных и прочие, рассчитанные на однократное применение? Должна ли школа предоставлять бесплатно и такие пособия? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно. Дело в том, что до 17.02.2015 действовал п. 2.2 СанПиНа 2.4.7.1166-02*(4) (содержал требования к учебникам), который разделял учебные издания на: учебник, учебное пособие и практикум; при этом учебные издания нового поколения - учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. - прямо относились к практикумам, а не к учебникам, и стало быть, бесплатно школой не предоставлялись (см., например, определение Верховного Суда Республики Коми от 22.05.2014 по делу N 33-2365/2014). Однако в настоящее время этот пункт (да и сам СанПиН) утратил силу. А ГОСТ Р 7.0.60-2020*(5) определяет рабочую тетрадь как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета (п. 3.2.10.3.8). Таким образом, вопрос об отнесении одноразовых пособий-тетрадей к учебным пособиям в теории однозначно не разрешен. На практике такие пособия родителям, скорее всего, потребуется приобретать за счет собственных средств.
Итак, покупать учебники - то есть учебные издания, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующие учебной программе и официально утвержденные в качестве данного вида издания (со значком ФГОС) - не обязательно. Другое дело, если речь идет о каких-либо углубленных занятиях, выходящих за рамки ФГОС, или о платных занятиях (например, кружках): в таком случае школа вправе указать на необходимость приобретения учебников и пособий (ч. 3 ст. 35 Закона об образовании).
Обязаны ли родители покупать лыжи для занятий физкультурой? Нет, согласно ч. 1 ст. 35 Закона об образовании государственная и муниципальная школа должна бесплатно предоставлять ученикам средства обучения и воспитания, к которым (п. 26 ст. 2 Закона об образовании) относятся, в том числе, спортивные оборудование и инвентарь.
Что будет, если ученик потерял (испортил) учебник из школьной библиотеки?
Учебник из школьной библиотеки - это имущество школы, а ученик обязан относиться к нему бережно (п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании). Аналогичные положения, как правило, многократно дублируются в уставе школы, правилах внутреннего распорядка и иных внутришкольных документах. Поэтому за утрату или порчу школьного учебника ученику могут грозить меры дисциплинарного взыскания (ч. 4 ст. 43 Закона об образовании).
Кроме того, читатели, которые нарушили правила пользования библиотеками и причинили библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотекой (ст. 9 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле"). Конкретные правила компенсации такого ущерба - например, деньгами или аналогичной книгой, - прописаны во внутришкольных документах. Учитывая, что у детей своих денег нет, оплачивать утерю будут родители (ст. 1073, п. 2 ст. 1074 ГК РФ).
Сбор денег на ремонт и уборку
Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных школ, обустройство прилегающих к ним территорий - это исключительно забота муниципалитета (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании). Поэтому незаконно требовать с родителей деньги на проведение ремонта в здании школы, обновление забора или асфальта вокруг нее, а также иные подобные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета РФ. Это прямо противоречит законодательству (письмо Минобрнауки России от 09.09.2015 N ВК-2227/08). Кроме того, все используемые при ремонте строительные и отделочные материалы должны быть безопасны, на них необходимы документы об оценке (подтверждении) соответствия (п. 2.5.1 СП 2.4.3648-20), чего, как правило, "народный" ремонт обеспечить не в состоянии. Качественная проверка Роспотребнадзором результатов такого стихийного ремонта может обернуться штрафом по ст. 6.7 КоАП РФ (Нарушение санэпидтребований к условиям воспитания и обучения детей).
Вышесказанное относится и к требованию денег "на уборку класса" - эти траты и без участия родителей должны быть заложены в бюджет школы. Дело в том, что школа обязана создавать условия для охраны здоровья учеников (п. 15 ч. 3 ст. 28 Закон об образовании), в том числе соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (п. 3 ч. 4 ст. 41 Закона об образовании). А эти нормы предписывают школам проведение ежедневной влажной уборки с применением моющих средств, а влажная уборка туалетов, вестибюлей и рекреаций должна проводиться после каждой перемены (п. 2.11.2 СП 2.4.3648-20). Не реже раза в месяц должна проводиться генеральная уборка (п. 2.11.7 СП 2.4.3648-20). Эти мероприятия являются частью содержания школы, финансы на обеспечение содержания школы находит муниципалитет (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании).
Охрана
Иногда школы просят (а в некоторых случаях и требуют) у родителей деньги и на охрану. Подобные требования не основаны на законе. Школа обязана обеспечивать безопасность учеников во время пребывания в школе (п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании) и создавать безопасные условия обучения, а главное - делать это в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учеников и работников школы (п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании). В частности, в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п. 1 ч. 13 ст. 30 Техрегламента о безопасности зданий*(6)), а на первом этаже школ следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в Службу 112 (п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения"). И все эти мероприятия финансируются из бюджета муниципалитета, который, во-первых, обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных школ, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании), а во-вторых, занимается профилактикой проявлений терроризма и экстремизма на своей территории (п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Закона о местном самоуправлении*(7)).
В то же время, если у родителей есть желание дополнительно усилить охрану, которая оплачивается школой, то они вправе это сделать за счет собственных средств. Однако привлечение таких пожертвований может быть только сугубо добровольным (ст. 4 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Между прочим, о нарушении принципа добровольности при оказании финансовой помощи школе свидетельствуют фиксирование для всех обучающихся суммы пожертвований, определенная периодичность их внесения, а также и встречающиеся иногда штрафные санкции за несвоевременные платежи (письмо Минобразования России от 14.05.2001 N 22-06-648).
Помимо финансовых, у родителей часто возникают и иные вопросы к школьной охране, и касаются они полномочий частных охранников. Например, вправе ли охранник не пустить школьника внутрь здания школы, если тот забыл пропуск? Вообще-то охранник обязан обеспечивать внутриобъектовый и пропускной режим, а стало быть, вправе осуществлять допуск лиц, в том числе школьников, только при предъявлении ими документов, дающих право на вход (п. 2 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности*(8)). С другой стороны, охрана, даже при обеспечении пропускного режима, обязана соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц (п. 2 ч. 3 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности). А ведь недопуск ученика на урок только по причине забывчивости можно расценить как нарушение конституционного права ребенка на общедоступность школьного образования (ст. 43 Конституции РФ). Таким образом, если охранник не пропускает вашего ребенка внутрь только потому, что ребенок опоздал, забыл пропуск или не надел школьную форму, он (охранник) нарушает закон. Кстати, в школе должны быть установлены свои собственные Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, и возможно, что там описывается подобная ситуация. Если же нет - школа может по просьбе родителей дополнить эти Правила режимов, которые, заметим, не должны противоречить законодательству РФ (п. 1 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности).
Кстати, это относится и к педагогам: если учитель не допускает опоздавшего ученика к занятию, то тем самым попирает право ученика на получение образования (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона об образовании). Другое дело, что и ученик обязан добросовестно осваивать учебную программу и посещать учебные занятия (ч. 1 ст. 43 Закона об образовании), однако недопуск на урок в качестве наказания законом не предусмотрен (ч. 4 ст. 43 Закона об образовании).
Вправе ли охранник в школе потребовать от учеников открыть портфель и проверить его содержимое? Закон разрешает службе охраны - при обеспечении пропускного режима - проводить осмотр вносимого в школу и выносимого оттуда имущества, разумеется, в присутствии владельца (п. 3 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности). Однако это касается только случаев входа-выхода. Проводить осмотры содержимого портфелей в других ситуациях (например, с целью обнаружения наркотиков или краденного) сотрудники ЧОП не имеют права - такие мероприятия должны проводиться по процедурам УПК РФ или КоАП РФ, и проводить их вправе только сотрудники уполномоченных госорганов (например, полицейские).
Может ли школьный охранник применить в отношении учеников физическую силу? Закон разрешает частным охранникам применять физическую силу в отношении детей только в двух случаях:
- оказания детьми вооруженного сопротивления (что, согласитесь, сложно представить в обычной муниципальной школе);
- совершения несовершеннолетними группового либо иного нападения, и если оно при этом угрожает жизни и здоровью охранника или охраняемому имуществу (ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 18 Закона об охранной деятельности). Получается, что если ребенок не вооружен и если нет группового или вооруженного нападения, да еще с угрозой жизни или здоровью, охранник применять физическую силу (то есть побить) не вправе (ст. 16.1 Закона об охранной деятельности).
Может ли охранник не пропустить родителей в школу, законно ли это? Законно. Как правило, охрана не пропускает родителей (и других родственников), потому что это запрещено внутренними документами школы - например, уставом или правилами внутреннего распорядка. Родители обязаны соблюдать такие правила (п. 2 ч. 4 ст. 44 Закона об образовании), а придумывает их школа самостоятельно (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании, см. также определение Астраханского облсуда от 12.08.2015 по делу N 33-2400/2015).
Отметим, что в законодательстве нет отдельной нормы, которая давала бы родителям право на беспрепятственный проход в образовательное учреждение. Рассерженные родители часто ссылаются на ст. 64 СК РФ: родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов без специальных полномочий. Однако из права выступать в защиту своих детей не вытекает безусловное право доступа в здание школы. А вот школа, напротив, обладает автономией, то есть самостоятельна в своей образовательной, административной, финансово-экономической деятельности (ч. 1 ст. 28 Закона об образовании) и в присутствии родителей, в общем, не нуждается.
При этом ведь родителям не отказывают в проходе на территорию школы вообще: например, они вправе знакомиться с образовательными технологиями и методиками, а также с оценками своих детей (п. 4 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании), и в рамках этого знакомства общаться с учителями или руководством, и обычно это происходит именно в школе (хотя бы потому, что так удобнее учителям). Как организуются и проходят такие встречи - описывается именно во внутренних документах школы.
Второй аргумент родителей, жаждущих прорваться в школьный коридор, - это необходимость контроля за школьной администрацией и педагогами. Однако родители вправе заниматься подобным контролем в рамках, очерченных внутришкольными документами, например, через совет родителей (ч. 6 ст. 26, п. 7 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании), в том числе влиять на правила и условия прохода родителей в школу (ч. 3 ст. 30 Закона об образовании).
Соловья баснями не кормят
Муниципальная школа обязана организовать питание школьников (ч. 1 ст. 37 Закона об образовании), в том числе, составить такое школьное расписание, чтобы ученики за время перемены успевали поесть (ч. 2 ст. 37 Закона об образовании). В муниципальных школах школьные завтраки и обеды оплачивает муниципалитет (ч. 4 ст. 37 Закона об образовании), иногда какие-то деньги на еду могут выделяться из регионального бюджета (ч. 2 ст. 8 Закона об образовании). Поэтому именно муниципальными и/или региональными актами могут быть установлены категории учеников, которым питание предоставляется бесплатно или по льготным ценам. При этом ученики с ограниченными возможностями здоровья (то есть с недостатками в физическом или психическом развитии) обязательно обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (ч. 7 ст. 79 Закона об образовании), а младшие классы муниципальных и госшкол - бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда и горячего напитка (ч. 2.1 ст. 37 Закона об образовании), о каком именно приеме пищи идет речь, закон не конкретизирует. Минпросвещения поясняет, что это может быть как горячее первое и второе блюдо, так просто второе блюдо в зависимости от приёма пищи.
Завтраки, обеды и полдники остальных обучающихся, не охваченных льготами, оплачиваются их родителями.
Кстати, во многих школах сейчас активно вводится система, при которой ребенок может оплатить себе еду в столовой только специальной электронной картой (без возможности оплатить наличными). По мнению антимонопольного ведомства, подобная практика недопустима.
Особенности общественного питания детей регламентированы Главой VIII СанПиН 2.3/2.4.3590-20: этот документ устанавливает требования и к калорийности, и к соотношению белков, жиров и углеводов, и к ассортименту продуктов в школьной столовой и школьном буфете: не положены пирожные с кремом, карамель и леденцы, кофе, картофель-фри, квас, газировка, жевательная резинка и некоторые другие продукты (приложение N 6 и п. 8.3.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Разрешается устанавливать торговые автоматы, но только для продажи пакетированных и бутилированных соков, нектаров, молока, молочной продукции, негазированной воды, орехов (кроме арахиса), сухофруктов, а также в упаковке не более 100 грамм печенья и других мучных кондитерский изделий (п. 8.3.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). При этом и меню школьной столовой, и ассортимент буфета утверждаются директором школы или, как минимум, согласовываются с ним, если питание организовано не "своими силами" (п. 8.1.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Так что претензии к ассортименту можно и нужно доводить до администрации школы - она в состоянии этот ассортимент изменить и улучшить. А вообще процедура "родительского контроля за столовой" может устанавливаться внутришкольными правилами (п. 3.2 MP 2.4.0180-20 о родительском контроле, письмо Минпросвещения РФ от 26.11.2021 N АБ-2133/10).
Перед едой необходимо мыть руки, и при обеденном зале должны быть умывальники (из расчета 1 кран на 20 посадочных мест) (п. 3.4.3 СП 2.4.3648-20), при этом рекомендовано иметь не менее 2х умывальников (п. 3.7 MP 2.4.0179-20 по организации питания обучающихся).
Что касается утоления жажды: школа обязана организовать питьевой режим в виде питьевых фонтанчиков, кулеров, выдачи упакованной питьевой воды или с использованием кипяченой питьевой воды (п. 8.4.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Однако в любом случае гигиенические требования к такой воде самые простые - те же самые, что и к качеству обычной водопроводной воды и к безопасности бутилированной (п. 8.4.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Следовательно, бюджет школы рассчитывается на покупку именно такой воды. Если хочется, чтобы ваши дети утоляли жажду более качественной водичкой, придется раскошелиться.
Школьная форма
Любая школа вправе ввести обязательную школьную форму (ч. 1 ст. 38 Закона об образовании), а государственные и муниципальные школы при этом обязаны руководствоваться региональными типовыми требованиями (ч. 2 ст. 38 Закона об образовании). О том, какой должна быть форма (цвет, фасон, эмблемы, правила ношения), принимается локальный школьный документ. Но школа не должна решать за родителей, где, у какого изготовителя или продавца и по какой цене им приобретать такую форму - такого рода требования выходят за рамки полномочий школы (см. ч. 1 ст. 38 Закона об образовании, разъяснения ФАС РФ). Кроме того, при введении формы школа обязана принимать во внимание интересы малообеспеченных и многодетных семей - другими словами, вводить дорогую и роскошную форму школа не может (письмо Минобрнауки России от 28.03.2013 N ДЛ-65/08, см. также мнение ФАС РФ).
Какие неприятности могут грозить ученикам, которые отказываются носить школьную форму? Это зависит, во-первых, от внутренних документов школы, а во-вторых, от возраста ученика. Если, к примеру, школьное положение о форме одежды обучающихся носит рекомендательный характер, то никаких санкций вообще не последует.
Однако гораздо чаще устав (или правила внутреннего распорядка, или иные внутренние акты школы) обязывает учеников посещать занятия исключительно в школьной форме (уроки физкультуры - в спортивной). При этом все ученики обязаны выполнять требования устава и других внутренних документов школы (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании). Закон разрешает применять меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор и отчисление из школы - за неисполнение положений устава и прочих локальных актов (ч. 4 ст. 43 Закона об образовании), правда, младших школьников наказывать категорически запрещено (ч. 5 ст. 43 Закона об образовании). Что же до отчисления, то такое возможно только в отношении учеников старше 15 лет, которым уже объявляли и замечания и выговор, и только за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, и только если дальнейшее пребывание такого ученика в школе оказывает отрицательное влияние на других учеников и нарушает их права и права учителей, а также нормальное функционирование школы (ч. 8 ст. 43 Закона об образовании). К тому же процедура исключения из школы достаточно сложна (ч. 9-11 ст. 43 Закона об образовании, приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 N 185).
Таким образом, выгнать из школы за упорный отказ носить школьную форму - довольно проблематично для школьной администрации. Такая ситуация практически невозможна. Но школа способна организовать постоянные, изматывающие напоминания о несоответствующем школьном виде, а также (ученикам 5-11 классов) бесконечные замечания и выговоры.
Разумеется, все вышесказанное относится только к случаям, когда школьник умышленно нарушает правила ношения формы. Если ребенок находится в школе без формы по извинительным причинам (таковая испачкалась, украдена, сгорела во время пожара и т.п.), никакого взыскания последовать не может (ч. 7 ст. 43 Закона об образовании). То же самое относится к случаям, когда формы у него вообще не имеется - в таком случае сам ребенок в этом не виноват, а отвечать за чужую вину (родителей, которые эту форму не приобрели) согласно российскому законодательству не допускается.
Можно ли не пустить ученика на урок, если он не в школьной форме? Конечно, нет, причем независимо от причин, по которым ребенок надел другую одежду. Дело в том, что даже за умышленное нарушение устава школы предусмотрены только замечание и выговор, которые не предполагают никакого недопуска на занятия. Что касается отчисления, то оно происходит только после соответствующей процедуры, после которой ребенок вовсе перестанет быть учеником, и у него со школой прекращаются все правовые отношения. Следовательно, пока ребенок является учеником конкретной школы, то - в форме он или без - школа не вправе отказать ему в посещении уроков из-за его одежды. Если такого ученика не пускают в класс, то его конституционное право на получение общего образования грубо нарушается (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона об образовании).
Макияж, прическа, украшения
Иногда школы идут еще дальше и устанавливают в своих уставах требования к внешнему виду учеников: например, запрещают пользоваться декоративной косметикой (вариант: яркой или вызывающей косметикой), запрещают ученикам являться на урок с экстравагантной прической (вариант: с конкретным видом прически, например, "ирокезом"), не позволяют пирсинг, татуаж и даже использование сумок или портфелей ярких (вариант: "кислотных") расцветок или с крупными принтами. Более того, такие требования иногда вписаны и в региональные требования к одежде учеников (см., например, указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 06.05.2013 N 120).
Однако подобные ограничения и запреты абсолютно незаконны. Дело в том, что закон разрешает школам устанавливать требования именно к одежде учеников (конкретно к ее общему виду, цвету, фасону, знакам отличия) и правилам ее ношения (ст. 38 Закона об образовании). А макияж, прическа, сумки не являются одеждой и не имеют к ней отношения. Следовательно, подобные ограничения, установленные школой, выходят за пределы школьной компетенции, установленные законом. Школа не вправе включать такие положения в устав школы или иные локальные акты: все они принимаются строго в соответствии с законодательством РФ (абз. 6 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 1 ст. 30 Закона об образовании). Подобные положения нельзя даже включать в договор об образовании, заключаемый между родителями, учеником и школой, поскольку они снижают уровень гарантий, предоставленных ученику законодательством об образовании (ч. 6 ст. 54 Закона об образовании).
Проще говоря, школа не может запретить ученице накраситься. Это подтверждается и судебной практикой (определение Верховного Суда УР от 17.06.2015 по делу N 33-2102/2015), и разъяснениями прокуратуры.
Цыплят по осени считают
Сколько детей может учиться в одном классе? Расчетное количество учеников определяется исходя из нормы площади на одного обучающегося с учетом требований к расстановке мебели в учебных кабинетах (п. 23 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности*(9), п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20, п. 172 и таблица 6.1 СанПиН 1.2.3685-21). При этом на одного ученика должно приходиться не менее двух с половиной квадратных метров площади, не занятой мебелью для хранения учебных пособий и оборудования, учительское место в расчет также не включается (п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20, п. 176 СанПиН 1.2.3685-21). Например, если площадь кабинета составляет 60 кв. м., при этом шкафы для книг и учительский стол отнимают 10 кв. м, то на учеников приходится 50 кв. м, следовательно, на такой площади допускается разместить не более 20 детей. Кроме того, ученики должны быть обеспечены мебелью, подходящей по росту и возрасту, при этом скамейки и табуретки вместо стульев использовать нельзя (п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20). Конкретные параметры мебели для детей разного роста установлены нормативно, как и правила расстановки мебели (таблица 6.2 СанПиН 1.2.3685-21). Следовательно, если в кабинете с расчетной вместимостью 20 учеников помещаются только 9 парт и 18 стульев, то вместимость класса, который будет заниматься в этом кабинете, не может быть больше 18 человек.
Превышать нормативную вместимость в учебных классах и кабинетах запрещают правила противопожарного режима (п. 91 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479).
Специальных правил рассадки учеников нет, но должны учитываться рост, а также наличие заболеваний органов дыхания, слуха и зрения (п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20)*(10).
Ветер перемен
Вопрос проветривания школьных помещений стабильно входит в топ принципиальных проблем, вызывающих жаркие споры на родительском собрании. Традиционно поборники чистоты воздуха и борцы с пылью сталкиваются с теми, кто боится кашля и насморка. А между тем обязательные требования к проветриванию классов установлены санитарными правилами: учебные помещения должны быть обязательно проветрены во время больших перемен, а рекреационные - во время уроков, продолжительность проветривания зависит от погоды (таблица 6.12 СанПиН 1.2.3685-21), спортзал должен проветриваться не менее 10 минут после каждого занятия (п. 2.11.2 СП 2.4.3648-20). Проветривать в присутствии детей нельзя (п. 2.7.2 СП 2.4.3648-20), но если очень жарко, то можно открыть форточку или верхнюю фрамугу окна (п. 4.2 МР 2.4.0242-21).
Допустимый разброс температуры воздуха в школьных классах и коридорах - от 18 до 24°С во время учебы (п. 88 и таблица 5.34 СанПиН 1.2.3685-21, но в "нерабочие" дни в школе может быть холодно - вплоть до 12°С (п. 95 СанПиН 1.2.3685-21).
Как вернуть часть денег, уплаченных за школьные кружки?
Многие школы оказывают дополнительные платные образовательные услуги: открывают кружки, курсы, спортивные секции, факультативы и т.п. Цена за посещение школьного кружка устанавливается школой и может составлять в пересчете на учебный год внушительную сумму. Если родителей устраивают стоимость и прочие условия, то они подписывают со школой отдельный договор об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101, ч. 3 ст. 54 Закона об образовании). Стороной договора и плательщиком, как правило, указывается мама или папа ученика.
Однако не все родители знают, что часть этой платы может вернуться обратно в семейный бюджет*(11). Согласно пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик вправе получить социальный налоговый вычет по НДФЛ в сумме, уплаченной за обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей. Другими словами, вам вернут 13% от суммы, уплаченной в календарном году за посещение вашим ребенком обучающих кружков. Например, если на кружки вы израсходовали 50 000 рублей, то из бюджета вернутся 6 500 рублей. Лимит в 50 000 рублей в год установлен в отношении ребенка, а не семьи. Поэтому если у вас двое детей, и на кружковое обучение каждого потрачено по 50 000 рублей, в семью вернется уже 13 000 рублей вычета. Главное, чтобы обучение в кружке было очным: это должно быть упомянуто в договоре, либо школа выдаст вам соответствующую справку (впрочем, платные заочные кружки - это экзотика).
Еще одно условие - у школы должна быть лицензия или иной документ, который подтверждает статус учебного заведения (абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).
Наконец, нужно представить документы, подтверждающие факт внесения платы.
Ну, и самое главное: у вас должны быть в календарном году доходы, облагаемые по ставке НДФЛ 13%, - иначе вычет не из чего будет получать!
Вычет на обучение можно получить через работодателя или в налоговой инспекции (п. 2 ст. 219 НК РФ). При получении вычета через работодателя деньги из бюджета в общем случае не возвращаются. Вычеты будут учитываться работодателем сразу при расчете налога. То есть сразу при выплате заработной платы работодатель не будет удерживать налог (или будет удерживать его в меньшей сумме), и "на руки" человек будет получать несколько большую сумму денег, чем если бы правом на вычет он не пользовался. Правда, общения с налоговой не избежать, поскольку именно налоговый орган должен предварительно подтвердить право на вычет (абз. 3 п. 2 ст. 219 НК РФ). Для получения вычета через налоговый орган необходимо дождаться окончания года, в котором производилась оплата обучения, и подать декларацию по НДФЛ. В этом случае вычет можно просить не только за последний год, но и за предыдущие (ст. 79 НК РФ). Заявление на возврат налога можно подать и через личный кабинет налогоплательщика на портале п. 1 ст. 79 НК РФ). Заявление подается в составе налоговой декларации или по форме, утвержденной приказом ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1133@.
Больной - лечись, а здоровый - берегись!
Вопрос постоянного присутствия в муниципальной школе врача или медсестры, как ни странно, не зависит от самой школы. Дело в том, что оказание медицинской помощи, диспансеризацию и медосмотры учеников проводят учреждения здравоохранения, а не образования (ч. 2 ст. 41 Закона об образовании), а порядок оказания первичной медико-санитарной помощи ученикам устанавливается актами субъекта РФ (ч. 3 ст. 41 Закона об образовании). Если региональные власти распорядятся, чтобы в школах постоянно работал врач или медсестра, то школа обязана будет выделить для них кабинет, а дети получат доступ к медицинской помощи. Если же в субъекте подобного распоряжения не издано, то за медпомощью ученики должны обращаться только в поликлинику (см. также определение Верховного Суда РФ от 14.12.2016 N 56-КГ16-26).
Что делать, если какой-то несчастный случай произошел с ребенком прямо в школе? Если в школе находится врач или медсестра, то они и займутся бедняжкой. Если же в школе медработников нет, то первую помощь пострадавшему может оказать педагог, прошедший соответствующую подготовку (п. 11 ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 41 Закона об образовании). Первая помощь - не медицинская, она оказывается до приезда врача при отравлениях, травмах, несчастных случаях и т.п. (ст. 31 Закона об охране здоровья*(12)) и сводится к проведению искусственного дыхания, остановке кровотечения, промыванию желудка, наложению шины на сломанную конечность и другим подобным мероприятиям (см. приказ Минздрава России от 04.05.2012 N 477н).
Независимо от того, имеется ли в школе медсестра или нет, школы ревностно следят за тем, чтобы о днях болезни ученика был представлен оправдательный документ, лучше всего справка из медучреждения. Это вовсе не каприз администрации: дело в том, что школы обязаны обеспечивать наблюдение за состоянием здоровья учеников (п. 1 ч. 4 ст. 41 Закона об образовании). Поэтому мало просто зафиксировать факт отсутствия ученика на занятиях (с этим справится и классный журнал), закон обязывает школу выяснить состояние здоровья ребенка. "Школьные" санправила разрешают допускать детей после болезни только при наличии медицинской справки (п. 2.9.4 СП 2.4.3648-20). А Минздрав рекомендует принимать в образовательные организации только при наличии справки в случае отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) (письмо от 11.08.2022 N 15-2/И/1-13164).
Обычно школы разрешают пропустить несколько дней и на основании расписки родителей о недомогании, а если болезнь более продолжительная, то нужна справка от врача. Такие требования не имеют, собственно, отношения ни к медицине, ни к школьному образованию. Однако выполнять эти требования в интересах, прежде всего, самих родителей. Дело в том, что школы обязаны выявлять детей, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, и передавать такие сведения в органы управления образованием (п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). Оттуда эти сведения попадут в иные органы (соцзащиты, опеки, полиции и т.д.), задача которых - бороться с детской безнадзорностью. Эти органы, в свою очередь, тоже вправе выявлять, проверять, пресекать, устранять, принимать меры и т.п. Следовательно, отсутствие медсправок, оправдывающих длительные или частые пропуски занятий в школе, чревато неприятным столкновением вашей семьи с системой ювенальной юстиции. А значит, предоставление таких справок, в первую очередь, в интересах самих родителей болеющих учеников.
Если ребенок пришел в школу с явными признаками болезни, то на занятия его не пустят, а изолируют от остальных и вызовут родителей или даже "скорую" (п. 2.9.3 СП 2.4.3648-20).
Кстати, охрана здоровья учеников обязательно включает в себя и определение оптимальной учебной нагрузки и режима учебных занятий (п. 3 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании). Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов (п. 2.10.3, п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20), даже при дистанционном обучении (п. 3.5.12 СП 2.4.3648-20). А чтобы дети не переутомлялись и сохраняли оптимальный уровень работоспособности в течение недели, среда или четверг должны быть облегченным учебным днем (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Бремя знаний
Груз знаний и учебников, с которым ребенок идет в школу, не должен быть чересчур тяжелым. В законодательстве установлен максимальный вес как для самого школьного ранца (рюкзака, портфеля, сумки), так и его содержимого.
Итак, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21): для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг; 3 - 4-х классов - более 2 кг; 5 - 6-х - более 2,5 кг; 7 - 8-х - более 3,5 кг; 9 - 11-х - более 4 кг.
К школьно-письменным принадлежностям относятся канцелярские товары: ручки, маркеры, линейки, карандаши, резинки канцелярские, тетради, дневники, кисти и другие аналогичные изделия (приложение N 1 к ТР ТС 007/2011*(13)).
Что касается массы ученического рюкзака, то его вес не должен превышать 700 грамм для учащихся начальной школы и 1 кг - для учащихся средней и старшей школы (табл. 1 приложения 14 к ТР ТС 007/2011).
При условии, что родители приобрели школьнику портфель, соответствующий требованиям технического регламента, итоговый вес портфеля с минимально необходимым набором ученика должен быть таким:
|
Вес содержимого |
Вес портфеля |
Общая масса |
для учащихся 1 - 2-х классов |
не более 1,5 кг |
не более 700 г |
не более 2,2 кг |
для учащихся 3 - 4-х классов |
не более 2 кг |
не более 700 г |
не более 2,7 кг |
для учащихся 5 - 6-х классов |
не более 2,5 кг |
не более 1 кг |
не более 3,5 кг |
для учащихся 7 - 8-х классов |
не более 3,5 кг |
не более 1 кг |
не более 4,5 кг |
для учащихся 9 - 11-х классов |
не более 4 кг |
не более 1 кг |
не более 5 кг |
Ограничения по весу установлены также и для школьных учебников и других пособий (см. п. 197 СанПиН 1.2.3685-21):
для 1-4-го классов |
для 5-6-го классов |
для 7-9-го классов |
для 10-11-го классов |
вес учебного издания не более 300 г |
вес учебного издания не более 400 г |
вес учебного издания не более 500 г |
вес учебного издания не более 600 г |
Производителям запрещено увеличивать вес издания более чем на 10% (п. 198 СанПиН 1.2.3685-21).
Рабочие руки не знают скуки
Должны ли школьники мыть полы в классе, убирать школьную территорию? Обязаны ли школьники отрабатывать летнюю практику в школе?
Если этот общественно полезный труд (уборка, дежурство, практика и т.п.) прямо предусмотрен образовательной программой начального (основного, среднего) общего образования, - то школьники должны им заниматься (п. 6 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании). Если же мытье полов и прочее в образовательную программу не входят, то школьники мыть (убирать, чинить, белить, копать, красить и т.п.) не должны, если им этого не хочется: дело в том, что ч. 4 ст. 34 Закона об образовании разрешает привлекать детей к такому труду исключительно в соответствии с требованиями трудового законодательства, а Трудовой кодекс РФ разрешает заключать трудовой договор с ребенком только при соблюдении многочисленных гарантий. Например, трудовой договор с 14-летним ребенком возможен только с письменного согласия одного из родителей, и только для выполнения легкого труда в свободное от получения образования время и без ущерба для освоения образовательной программы (ч. 3 ст. 63 ТК РФ). .
Узнать, входят ли такие работы в образовательную программу, очень просто: родители вправе знакомиться с содержанием образовательных программ, с учебно-программной документацией и другими документами об организации и об осуществлении образовательной деятельности (п.п. 3, 4 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании). Если труд там поименован, то за него, как и за любую другую учебную дисциплину, выставляются оценки (ст. 58 Закона об образовании, письмо Роспотребнадзора от 24.06.2013 N 01/7100-13-32).
В любом из указанных случаев детей нельзя привлекать к целому ряду работ, поименованных в специальном Перечне работ, при выполнении которых запрещен труд несовершеннолетних*(14), и иных нормативных документах:
- работы, связанные с ручным подъемом и перемещением тяжести более 2-3 кг (конкретные значения меняются в зависимости от возраста и пола, см. Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную). Следовательно, полоскать и выжимать тряпку, а также возить шваброй по полу - можно, а перетаскивать по классу ведро с водой должен взрослый. Нельзя также детям перетаскивать парты и доски (п. 2.10.4 СП 2.4.3648-20, письмо Роспотребнадзора от 24.06.2013 N 01/7100-13-32);
- работы в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог (письмо Роспотребнадзора от 24.06.2013 N 01/7100-13-32);
- работы внутри теплиц;
- мытье окон (п. 2.10.4 СП 2.4.3648-20, письмо Роспотребнадзора от 24.06.2013 N 01/7100-13-32);
- приготовление пищи, чистка овощей, раздача готовой пищи, резка хлеба (п. 3.5.7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20);
- уборка класса, помещений кухни и столовой, иных вспомогательных помещений (абз. 12 п. 2.11.2 СП 2.4.3648-20);
- покраска деревянных поверхностей антисептиками и огнезащитными составами, и вообще ремонтно-строительные и отделочные работы (п. 2.10.4 СП 2.4.3648-20, п. 1.7 СП 2.4.3648-20);
- уборка туалетов (п. 2.10.4 СП 2.4.3648-20);
- уборка снега с крыш (п. 2.10.4 СП 2.4.3648-20);
- уборка с применением дезинфицирующих средств (пп. 5 п. 126 СанПиН 3.3686-21).
Если такой труд не упоминается в образовательной программе, трудовые отношения между школьником и школой не оформлены, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ, запрещен. Соответственно, школа не вправе наказать школьника за отказ участвовать в таком труде.
За нарушение указанных положений можно и штрафом поплатиться по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ - Нарушение или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся (ст. 6.7 КоАП РФ (постановление ВС РФ от 21.02.2019 N 11-АД19-4).
Однако существует "лазейка" для привлечения ребенка к общественно полезному труду, не предусмотренному школьной программой, и без оформления трудовых отношений: данный бесплатный труд можно квалифицировать как волонтерскую деятельность ребенка-волонтера, например, в целях содействия деятельности в сфере образования, а школа в этом случае является организатором волонтерской деятельности. Напомним, что школа самостоятельно определяет, как она содействует добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся и их участию в общественно полезном труде. Однако и в данном случае необходимо согласие ребенка на участие в этом общественно полезном труде, так как волонтерская деятельность является добровольной (ч. 2 ст. 1 Закона о благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)).
А каникулы скоро?
Продолжительность и конкретные даты каникул определяет сама школа (п. 22 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности). Дело в том, что именно школа сама утверждает свои образовательные программы (пп. 6 ч. 3 ст. 28, ч. 5 ст. 12 Закона об образовании), а подразделом такой программы является календарный учебный график (п. 9 ст. 2 Закона об образовании), который и определяет чередование учебной деятельности и плановых перерывов для отдыха (см. п. 11 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании) и включает в себя сроки и продолжительность каникул (п. 32.3 ФГОС для начальной школы). Кроме того, определение продолжительности каникул является частью охраны здоровья обучающихся (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона об образовании), а организация охраны здоровья обучающихся - опять-таки - возлагается именно на школу (ч. 2 ст. 4 Закона об образовании). Если руководство школы примется утверждать, что "каникулы им спустили сверху" - не верьте: согласно ч. 10 ст. 13 Закона об образовании, менять утвержденный школой календарный учебный график не могут ни местные власти, ни региональные, ни даже само Минпросвещения.
Составляя учебный график с конкретными каникулами, школа должна иметь в виду максимально допустимое количество учебных - академических - часов в год, в неделю (недельный максимум - 36 часов - см. п. 3.9.2 СП 2.4.3648-20, хотя СанПиН 1.2.3685-21 разрешает и больше), в день (они предписываются ФГОС и п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). При этом каникулы должны длиться никак не меньше полной недели (п. 22 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности, п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20), а первоклашкам нужно дополнительно отдохнуть в середине третьей четверти.
Придумывать - когда и сколько отдыхать - могут не только директор и завуч, но и учителя (п. 5 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании). Кроме того, уставом и внутренними актами конкретной школы может предусматриваться какой-то специальный механизм обсуждения системы или продолжительности каникул, например, общешкольное голосование.
Семилетки - без отметки
Можно ли первоклашкам ставить оценки? Ставить их можно, но не в баллах (п. 24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности, п. 5.1 МР 2.4.0242-21). Это правило применяется и для оценивания домашних работ, и для работы на уроке. Однако проводить оценивание иным способом допустимо - например, словесно, похвалой ("молодец", "умница", "хорошо", "гениально" и т.п.). Иногда учителя дополняют похвалу системой различных картинок или символов: звездочек, солнышек, буковок и цветочков. Отметим, что Минобразования высказывалось против использования любых таких символов как замены цифровой отметки (письмо от 25.09.2000 N 2021/11-13). Сколько и каких одобрительных слов или смайликов полагается усердному первоклашке - определяет школа: это называется "текущим контролем успеваемости" (п. 10 ч. 3 ст.28, ч. 2 ст. 30 Закона об образовании).
Посещение внеурочных занятий
Министерство просвещения РФ настаивает на том, что посещение так называемых внеурочных занятий является обязательным для учеников (см. письма от 08.08.2022 N 03-1142, от 05.07.2022 N ТВ-1290/03 и от 05.09.2018 N 03-ПГ-МП-42216). Правовое обоснование указанному тезису такое: посещать "внеурочку" нужно потому, что план внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы образовательной организации, а ст. 43 Закона об образовании обязывает учащихся добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе выполнять задания, данные учителем в рамках образовательной программы, и самостоятельно готовиться к занятиям.
ФГОСы 2021 года для начальной и для средней школы (в отличие от прежних), во-первых, и не говорят о добровольности внеурочки (хотя урочная часть образовательной программы названа обязательной, внеурочная - частью, "формируемой участниками образовательных отношений"), а во-вторых, годовые.
Эти внеурочные занятия могут принимать разное обличье (кружки, семинары, дополнительные "часы", "подготовка к ЕГЭ" и т.п.), наиболее болезненные из которых - это факультативы в виде "нулевых" или, наоборот, восьмых-девятых уроков, а также занятий по выходным дням. Они могут "занимать" 1/5 учебной программы в начальной школе, и до 2/5 - в старших классах (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20), а конкретно - до 1320 академических часов за первые четыре класса, и до 1750 часов за следующие пять лет обучения).
При этом "школьные" санитарные правила 2.4.3648-20 запрещают устраивать нулевые уроки, начинать учебный день ранее восьми утра и проводить больше семи уроков в день (и то старшеклассникам, остальным - еще меньше). Однако санитарные ограничения касаются именно уроков - учебных занятий, а не внеурочной деятельности. Пользуясь этой лазейкой, школы зачастую объявляют нулевые и предвечерние уроки в сетке расписания именно внеурочными занятиями. Правда, ученики (и их родители) не всегда способны отличить, скажем, алгебру от факультатива по алгебре: зачастую и там, и там один учитель, один учебник, одни темы, а после прогула и невыполненной домашки в дневнике появляются двойки. Хотя "внеурочка" должна быть очевидно отличима от обычных уроков и предусматривает проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Учим науку по ноутбуку
1. Добровольно-принудительная цифровизация
"Учение по интернету" в законодательстве сейчас почти никак не урегулировано. Начать с того, что Закон об образовании предусматривает три формы обучения - очную, очно-заочную и заочную (ч. 2 ст. 17). Однако законодательство РФ не обязывает никого - ни школу, ни ученика - давать и получать школьное образование непременно очно (кроме школ искусств, см. ч. 9 ст. 83 Закона об образовании),
- ч. 5 ст. 17 Закона об образовании говорит, что форма обучения должна быть указана во ФГОС, однако и п. 18 ФГОС для начальной школы, и п. 18 ФГОС для средней школы разрешают применять все три формы обучения; отметим, что ФГОС для средней школы должен обеспечивать разумное и безопасное использование цифровых технологий, поддерживающих очное образование (абз. 15 п. 1);
- при этом право на выбор формы обучения (очной, заочной или смешанной) остается за родителями ученика, а после окончания 9 классов - за самим учеником (п.1 ч. 3 ст. 44, ч. 4 ст. 63 Закона об образовании), и эта форма отражается в договоре между школой и родителями (ч. 2 ст. 54 Закона об образовании), а договоры должны исполняться (ст. 309 ГК РФ);
- однако это не имеет большого практического значения, потому что нигде не закреплено, относится ли "дистант" к какой-то одной из этих форм, и к какой именно. Закон об образовании понимает под "дистанционкой" не форму обучения, а всего лишь образовательную технологию (ч. 2 ст. 13, ст. 16), эдакую разновидность ТРИЗ или проектной активности. Стало быть, уход в "электронку" нельзя, однозначно, расценивать как односторонний отказ от очной формы обучения.
Так что, уберечь свое чадо (законным способом) от веб-занятий в муниципальной школе не получится. С другой стороны, и заставить школу уйти на "дистант", если она этого не хочет, - тоже, причем даже в "мирных" условиях. Но уж если в регионе введен режим повышенной готовности или ЧС, то переход в "дистант" разрешен просто потому, что иначе школа не сможет реализовать образовательную программу (п. 1 ч. 17 ст. 108 Закона об образовании, п. 15 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности).
Кстати, дистанционное обучение является видом электронного обучения (ч. 1 ст. 16 Закона об образовании), поскольку предполагает использование информационно-телекоммуникационных сетей, а следовательно, в популярной литературе "дистанционка" и "электронка" могут использоваться как синонимы.
2. WEBучение
Перед уходом в "дистант" школа обязана предупредить об этом учеников и их родителей (п. 4 Порядка применения дистанционных образовательных технологий). Сколько и каких будет дистанционных занятий, в каком именно формате и т.п. - решает именно школа, вплоть до полного отказа от аудиторных занятий (п. 5 того же Порядка). Однако:
- использовать для обучения смартфоны и мобильники нельзя! (п. 3.5.3 СП 2.4.3648-20),
- время работы с ПК очень сильно ограничено гигиеническими нормативами (п. 3.5.9 СП 2.4.3648-20), в частности, непрерывная работа с ПК или ноутбуком у старшеклассника не должна быть больше 35 мин на одном уроке, 70 мин в один день во время всех уроков, и 170 минут в день всего, то есть это все уроки и вся домашка + развлечения (таблица 6.8 СанПиН 1.2.3685-21), для планшета нормы времени - короче. Для младших школьников ПК-время еще меньше, а первоклашки, например, вовсе не могут работать с компьютером более 40 минут в день. Превышение этих норм со стороны школы - явное нарушение санитарных правил (ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, а во время режима повышенной готовности - ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ);
- минимальный размер экрана - диагональ не менее 39,6 см для ПК и ноутбука, не менее 26,6 см для планшета (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20). Использовать мониторы на основе электронно-лучевых трубок в школе строго запрещено! (п. 2.4.5, п. 3.5.1 СП 2.4.3648-20);
- урок с применением компьютера (планшета, интерактивной доски и т.п.) не может длиться более 40 мин, - и это, кстати, относится, и к урокам на территории школы, в том обычных, без дистанционки (п. 3.5.12 СП 2.4.3648-20);
- нельзя использовать одновременно больше одного девайса - либо компьютер (планшет и т.п.), либо интерактивная доска (п. 3.5.2 СП 2.4.3648-20),
- ученики 1-4 классов не должны работать с ноутбуками, если к ним не присоединена дополнительная клавиатура (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20, п. 189 СанПиН 1.2.3685-21),
- в середине урока обязательно должна быть физкульт-пауза с упражнениями для глаз (п. 3.5.13 СП 2.4.3648-20),
- экран ПК, ноутбука и т.п. должен быть не ближе полуметра от глаз ребенка (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20).
Может ли ребенок, который ходит в спортивный или музыкальный кружок, не посещать физкультуру или музыку в школе?
Теоретически школьник не лишен такой возможности - нужно принести в школу документы об обучении в школе искусств, спортивной школе, курсах по программированию, кружке робототехники, "малом мехмате" и т.п. и написать специальное заявление о зачете школой результатов внешкольного обучения (п. 2 Порядка зачета внешкольных оценок*(15)). Школа рассмотрит заявление и документы об успехах ученика за пределами школьных стен, и:
- либо откажет в зачете (если сочтет, что успехи ученика на спортивном поприще, скажем, не соответствуют тем результатам, которые школа планировала достичь на уроках физкультуры, см. п. 6 Правил зачета внешкольных оценок),
- либо зачтет отметки из музыкальной и иной образовательной организации в качестве своих, школьных, итогов промежуточной аттестации - например, поставит соответствующую четвертную или триместровую оценку (п. 7 Правил зачета внешкольных оценок). Если зачтет, то должна будет перевести ученика на индивидуальный учебный план (п. 8 Правил зачета внешкольных оценок). Такой план, в свою очередь, может предполагать и освобождение от школьных уроков по соответствующим предметам.
Подробности - как именно школа будет зачитывать оценки, какое заявление нужно заполнить, на бумаге или через сеть и т.п. - должны быть прописаны во внутришкольных правилах такого зачета (п. 2, п. 3 Правил зачета внешкольных оценок), а сами эти правила - приниматься с учетом мнения совета родителей, совета учеников и внутришкольных органов самоуправления (такова позиция Рособрнадзора).
С вами нам не по пути, собираемся уйти
Перевести ребенка из одной школы в другую достаточно просто:
- сначала нужно обратиться в новую школу с запросом о наличии свободных мест. Если свободных мест в ней нет, а уйти из прежней школы необходимо (например, из-за переезда), нужно обратиться с запросом в орган местного самоуправления - он сам определит новую принимающую школу,
- затем нужно написать в "старую" школу заявление об отчислении ученика в связи с переводом в принимающую школу,
- эта школа в течение 3 рабочих дней издает акт об отчислении и отдает родителям ребенка личное дело и справку о периоде обучения (по самостоятельно установленному образцу), в которой будут сведения об успеваемости ученика в текущем учебном году (перечень и объем изученных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), отметки по результатам текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации);
- теперь можно отдать эти документы вместе в заявлением о зачислении ребенка в новую школу в порядке перевода из исходной организации. Родителю несовершеннолетнего ученика необходимо будет предъявить паспорт (если ученику уже исполнилось 18, то нужен его паспорт);
- новая школа в течение 3 рабочих дней издает акт с указанием даты зачисления и класса, причем уведомит об этом и прежнюю школу (см. Порядок и условия осуществления перевода, утв. приказом Минпросвещения РФ от 06.04.2023 N 240*(16)).
Если ученик переходит в профильный класс или класс с углубленным изучением каких-нибудь дисциплин, то ему, возможно, придется пройти "индивидуальный отбор" - например, в виде собеседования или решения заданий (см. Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен).
Есть ли жизнь после ОГЭ?
Может ли школа отказать в приеме в 10 класс своему ученику, успешно сдавшему ОГЭ? После окончания 9 класса отношения со школой (формально) прекращаются, и для последующего обучения родителям ученика или ему самому необходимо вновь подать заявление о приеме в школу и необходимые документы, в том числе аттестат об основном общем образовании (абз. 9 п. 26 Порядка приема в школу, утв. приказом Минпросвещения РФ от 02.09.2020 N 458). Закон об образовании не дает преимуществ в приеме тем детям, которые уже учились в школе ранее, но такая льгота может быть предусмотрена внутришкольными правилами приема на обучение (ч. 9 ст. 55 Закона об образовании). Факт обучения в той же школе брата или сестры тоже значения не имеет - льгота для сиблингов "работает" только при приеме в младшие классы (ч. 3.1 ст. 67 Закона об образовании).
Обычная муниципальная школа может отказать в приеме в 10 класс только в одном случае: если в ней нет свободных мест (ч. 4 ст. 67 Закона об образовании). Дело в том, что правила приема в муниципальные школы на обучение по основным общеобразовательным программам (а программа 10-11 класса как раз к ним относится) должны обеспечивать прием на общедоступной основе всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня и проживают на закрепленной за школой территории (ч. 3 ст. 67, ч. 3 ст. 55 Закона об образовании). Не надо забывать и о том, что переход в десятый класс - это не прихоть ученика, а, скорее, его обязанность: согласно ч. 5 ст. 66 Закона об образовании все граждане РФ обязаны получить среднее общее образование. А вот форму его получения (школьные 11 классов, колледж/техникум или самообразование) выбирает ученик (ч. 1 ст. 34 Закона об образовании). Поэтому если ребенок еще не выбрал себе будущую профессию, то его "выталкивание" в техникум теоретически может нарушить его конституционное право на свободный выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ).
Если в данной муниципальной школе мест в 10-ом классе уже нет, то для решения вопроса нужно обратиться в местный или региональный орган управления образованием (ч. 4 ст. 67 Закона об образовании, п. 15 Порядка приема в школу).
А если эта школа - не простая, а с углубленным изучением отдельных учебных предметов или профильным обучением, то она может организовать индивидуальный отбор при приеме на обучение. Как именно он будет проходить - должно быть установлено региональным актом РФ (ч. 5 ст. 67 Закона об образовании). Однако нельзя просто взять и выгнать из школы "в никуда" тех ребят, которым не повезло пройти отбор для "профильных" классов с углубленным изучением отдельных дисциплин: у таких детей должны быть гарантии продолжения обучения по общеобразовательной школьной программе, том числе в других территориально доступных школах (постановление Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 N 39-П).
Ирина Разумова,
эксперт компании "Гарант"
____________________________________
*(1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
*(2) Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28
*(3) СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. N 32
*(4) Санитарные правила и нормативы "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. СанПиН 2.4.7.1166-02", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.10.2002, введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2002 N 38. Документ отменен с 1 января 2021 г.
*(5) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.60-2020 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2020 г. N 655-ст)
*(6) Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
*(7) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
*(8) Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
*(9) Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
*(10) В прежнем СанПиНе были и правила рассадки школьников, и правила расстановки парт (см. п. 5.5 и п. 5.6 СанПиН 2.4.2.2821-10)
*(11) см. также письма Минфина России от 28.03.2011 N 03-04-05/7-193, от 23.06.2008 N 03-04-05-01/214, от 17.07.2008 N 03-04-05-01/266
*(12) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
*(13) Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 797)
*(14) Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет"
*(15) Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июня 2020 г. N 845/369 "Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность"
*(16) Приказ вступает в силу 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.