Расходы на ГСМ: что нового в "топливной" методичке?
Л. Вронская,
консультант
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 10, октябрь 2015 г.
Комментарий к распоряжению Минтранса России от 14.07.15 N НА-80-р "О внесении изменений в Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введённые в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р".
Редко какая фирма обходится без автомобиля. В одних компаниях есть лишь легковые машины для руководителей, в других организациях автопарк приносит основной доход от оказания услуг по грузовым и пассажирским перевозкам. Но общими для тех и других являются затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ). В зависимости от марки, модели и модификации автотранспортных средств (АТС) устанавливаются индивидуальные эксплуатационные нормы расхода ГСМ.
Значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учётом надбавок) норм расхода топлив для АТС приведены в Методических рекомендациях "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", которые утверждены распоряжением Минтранса России от 14.03.08 N АМ-23-р. За семь лет действия этот документ менялся по мере появления новых марок автомобилей, уточнения разных обстоятельств (климатических, дорожных условий, демографических и др.), влияющих на расход ГСМ.
Последние поправки были внесены недавно комментируемым распоряжением Минтранса России от 14.07.15 N НА-80-р. Расскажем вкратце о сути последних новшеств.
Специальные жидкости в общих положениях и в нормах
Изменение в общих положениях одно. В перечислении позиций, которые содержат методические рекомендации, упомянуты теперь и специальные жидкости. Они же добавлены в наименование граф ряда таблиц, в которых указаны индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел и смазок. Нормы установлены для легковых автомобилей, автобусов, бортовых грузовых автомобилей, тягачей, самосвалов, фургонов.
Специальные жидкости необходимы для обеспечения долговечной и надёжной работы автомобиля. Они обеспечивают и оптимизируют работу двигателя, органов и систем управления, подвески и облегчают запуск двигателя и работу автомобиля в целом в разнообразных условиях эксплуатации. К специальным жидкостям, обеспечивающим работу автомобиля, относят, в частности, тормозные, охлаждающие, амортизаторные, антиобледенительные и другие виды жидкостей, а также электролит для аккумуляторных батарей.
Забегая вперёд, скажем, что одному из видов специальных жидкостей, а именно реагенту AdBlue, в методических рекомендациях посвящён отдельный, вновь введённый раздел 16.8. Реагент AdBlue применяется в качестве добавочной рабочей жидкости в дизельных двигателях стандартов Евро-4 - Евро-6, оснащённых системой SCR (Selective Catalytic Reduction (SCR) - селективный каталитический преобразователь). В новом разделе 16.8 дано описание реагента, принцип его действия и приведены нормы в л/100 км. В среднем расход реагента AdBlue составляет 0,8-2,7 литра на 100 км.
Для автомобилей по экологическим стандартам выбросов вредных веществ расход реагента от количества потребляемого топлива не превышает:
- 5% - для Евро-4;
- 6% - для Евро-5;
- 7% - для Евро-6.
Так, для автомобиля марки Mercedes Actros 1860 LS Megaspace MP2 (экологический класс Евро-5) норма расхода топлива составляет 36,7 л/100 км. А норма расхода реагента AdBlue установлена в значении 1,85 л/100 км (установлена для средней скорости при испытании 81,9 км/ч).
Для целей нормирования расхода реагента AdBlue рекомендуется применять значение 7% от нормируемого значения эксплуатационного расхода топлива.
Сжиженные газы как топливо
В пункте 4 методических рекомендаций слова "сжиженный нефтяной газ (СНГ)", "сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)" заменены словами "сжиженный углеводородный газ (СУГ)" и "компримированный природный газ (КПГ)".
Сжиженные углеводородные газы (например, пропан) обладают качествами полноценного топлива для двигателей внутреннего сгорания. С развитием производства отечественного газобаллонного оборудования и расширением импорта, а также соответствующей инфраструктуры применение этого вида топлива для АТС находит всё большее применение.
Нормы расхода топлив на 100 км пробега не изменились и установлены для автомобилей:
- работающих на СУГ - в литрах СНГ из расчёта 1 л бензина соответствует 1,32 л СНГ, не более (рекомендуемая норма в пределах СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси);
- работающих на КПГ - в нормальных метрах кубических СПГ (заменён на КПГ) из расчёта 1 л бензина соответствует СПГ (КПГ) (в зависимости от свойств природного газа).
Для газодизельных автомобилей норма расхода СУГ указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).
Для марок и модификаций автомобилей, не имеющих конструктивных изменений (климат-контроля, кондиционера), но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), установлены правила корректировки нормы расхода топлив. Нормы могут определяться на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчёта до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на СУГ, из расчёта до 2 куб. м/100 км для автомобилей, работающих на КПГ.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме норма расхода топлив увеличивается (из расчёта в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив:
- для бензина - до 2 л;
- дизельного топлива - до 1,3 л;
- СУГ - до 2,64 л;
- сжатого природного газа (СПГ) (заменён на КПГ) - до 2 куб. м.
Если АТС на газодизельном питании, то норма увеличивается ориентировочно до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.
Уточнение полномочий
В прежней редакции право корректировать нормы с учётом дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов посредством процентов повышения или снижения исходного значения нормы было предоставлено руководству предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации. В новой редакции те же полномочия перешли к юридическим лицам и предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию АТС. Эти же лица вправе принимать решения по увеличению (до 1%) нормативного расхода топлива на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы и т.п.).
По решению юридического лица или индивидуального предпринимателя могут быть установлены базовые нормы расхода ГСМ:
- в случаях, предусмотренных пунктом 5 методических рекомендаций;
- для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую нормы в методических рекомендациях отсутствуют. Базовые нормы в этом случае разрабатываются в установленном порядке по индивидуальным заявкам научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
Изменения в поправочных коэффициентах
Не секрет, что на расход ГСМ влияют условия эксплуатации АТС. Это и многообразные условия эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, природного и климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров.
Методические рекомендации содержат целый ряд поправочных коэффициентов, регламентированных в процентах, на которые корректируются нормы расхода.
Изменения внесены в значения коэффициентов, которые определяют расход топлива в населённых пунктах в зависимости от их численности. Раньше максимальное значение коэффициента (до 25%) было установлено для населённых пунктов с численностью до 3 млн. человек. Но демография меняется, и меняются нормативы. В городах-миллионниках, где хорошие дороги, но движение затруднено из-за дорожных пробок, расход ГСМ существенно меняется.
Теперь при работе автотранспорта в городах и других населённых пунктах значение поправочного коэффициента для норм ГСМ в зависимости от численности населения установлено в следующих значениях:
- до 35% - при численности свыше 5 млн. человек;
- до 25% - от 1 до 5 млн. человек;
- до 15% - от 250 тыс. до 1 млн. человек;
- 10% - от 100 до 250 тыс. человек;
- 5% - до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрёстков, светофоров или других знаков дорожного движения).
Расход топлива увеличивается и из-за функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств. В методические рекомендации внесено уточнение, что в таких случаях нормы расхода топлива (нормируются в л/ч) определяются разрабатывающими их научными организациями, заводами - изготовителями дополнительного оборудования или АТС.
Скорректированные значения поправочных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив, утверждённых методическими рекомендациями, или дополнительных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода применительно к конкретным условиям (не описанным в рекомендациях) допускается использовать при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России.
Пополнение в рядах моделей
Для целей расчёта норм расхода ГСМ в методические рекомендации включены отдельные модели транспортных средств, в том числе:
- легковые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года. Здесь, в частности, указаны Lada Granta 219060 1.6 (ВАЗ-11183) с базовой нормой расхода топлива 8,4 л/100 км, Lada Gnuita 21901 1.6 (ВАЗ-21116) с базовой нормой расхода топлива 8,3 л/100 км, Lada Largus 1.6 (RS015L) (7 мест) (Renault K7M и др.) с базовой нормой расхода топлива 10,8 л/100 км;
- легковые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года;
- автобусы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года;
- автобусы зарубежные выпуска с 2008 года;
- грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года и др.
Другие изменения
В приложении N 2 методических рекомендаций, в котором установлены значения зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России в зависимости от климатических районов, появился Крымский федеральный округ. В нём зимняя надбавка может составлять до 5%, и её применение разрешено в течение четырёх месяцев в период с ноября по февраль включительно.
Приложение N 5, как и прежде, содержит примеры расчёта нормативного расхода топлива.
Нормативный расход ГСМ в общем случае рассчитывается по формуле:
,
где - нормативный расход ГСМ (литры);
- базовая норма расхода ГСМ на пробег АТС (л/100 км); S - пробег АТС (км); D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме (%).
Во многих примерах методических рекомендаций данные актуализированы, а общее количество примеров увеличилось с 8 до 12.
Наконец, из методических рекомендаций исключены два приложения (N 7 и 8), в которых прежде давались рекомендации по сезонному применению автомобильных бензинов и дизельных топлив для регионов РФ.
Методичка для ориентира
В заключение напомним, что методические рекомендации - это документ, который предназначен:
- для расчётов нормативного значения расхода топлив по месту потребления;
- ведения статистической и оперативной отчётности;
- определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;
- планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами;
- осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчётов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д. Здесь, правда, сохранено упоминание относительно того, что методические рекомендации используются для расчётов по налогообложению.
Но уже давно установлено, что НК РФ не содержит условия о нормировании расходов на содержание АТС. Методические рекомендации советуют применять для обоснования и документального подтверждения расходов при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода (например, письмо Минфина России от 30.01.13 N 03-03-06/2/12). Кроме того, финансисты для обоснования затрат рекомендуют налогоплательщикам руководствоваться технической документацией или информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля, в отношении тех автомобилей, для которых нормы расхода топлив и смазочных материалов не утверждены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru