Организация затребовала у контрагента документы, подтверждающие сдачу им налоговой отчетности. Свидетельствует ли это о проявлении должной осмотрительности в отношении контрагента?
А.А. Преображенская,
эксперт журнала "Налог на прибыль:
учет доходов и расходов"
Журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 10, октябрь 2015 г.
При проверке контрагентов организации должны исследовать совокупность признаков, которые могут повлиять на признание налоговой выгоды необоснованной, в том числе и документы, свидетельствующие о сдаче контрагентами налоговой отчетности. Один лишь факт затребования этих документов не будет доказывать проявление налогоплательщиком должной осмотрительности.
Обоснование. В ходе контрольных мероприятий налоговым органом может быть установлено получение организацией необоснованной налоговой выгоды, в том числе в виде признанных в целях налогообложения расходов. Как следует из п. 10 Постановления N 53, эта выгода может быть признана необоснованной, если проверяющие докажут, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности в отношении своего контрагента и знал о нарушениях, допущенных данным контрагентом.
Налоговым кодексом не определен конкретный перечень документов и действий, необходимых для подтверждения хозяйствующим субъектом должной осмотрительности при выборе контрагента. В связи с этим Минфин рекомендует учитывать утвержденные Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
В пункте 12 приложения 2 к названному приказу установлен ряд признаков, которые рекомендуется исследовать налогоплательщику при оценке налоговых рисков, связанных с характером взаимоотношений с хозяйственными партнерами. Наличие этих признаков говорит о высокой степени риска квалификации налоговыми органами контрагентов организации в качестве проблемных (или "однодневок"), а сделок, совершенных с такими контрагентами, - в качестве сомнительных.
Организации нередко обращаются в налоговые органы с просьбой подтвердить исполнение контрагентами своих налоговых обязательств. Инспекции, ссылаясь на отсутствие законодательно установленной обязанности представления такой информации, как правило, отказывают в этом. Причем налоговики предупреждают: даже если удалось получить у контрагента налоговую отчетность, ее достоверность, а также реальность осуществления контрагентом финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной проверки (письма ФНС России от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@, от 17.10.2012 N АС-4-2/17710).
Минфин, хотя и признает, что налоговые органы не вправе отказать организации в представлении информации о ее контрагентах (Письмо от 16.05.2013 N 03-02-07/1/17050), все же советует (Письмо от 16.02.2015 N 03-01-10/6845) при выборе партнеров по сделкам самостоятельно оценивать совокупность всех негативных признаков, указанных в п. 12 вышеупомянутого приказа ФНС.
Судебная практика. Суды поддерживают налогоплательщиков, которые проверяют контрагентов по ряду признаков, одним из которых является сдача ими налоговой и бухгалтерской отчетности (постановления ФАС МО от 22.05.2013 по делу N А40-31370/12-107-151, от 27.03.2013 по делу N А40-93724/12-99-511, ФАС ПО от 22.10.2012 по делу N А65-7001/2012).
1 октября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"