Взаимодействие регулятора с микрофинансовой отраслью
Т. Исаева
Журнал "Микроfinance+", N 2, апрель-июнь 2015 г.
Первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов в своем выступлении на конференции НАУМИР "Рынок и регулятор: практические аспекты взаимодействия" подробно рассказал о направлениях взаимодействия регулятора с участниками рынка для дальнейшего эффективного развития отрасли микрофинансирования.
Спикер отметил, что 9 июня Комитет Государственной думы по финансовым рынкам одобрил 4 очень важных законопроекта, которые будут влиять на отрасль микрофинансирования. Это поправки в Гражданский кодекс, которые фактически запрещают организациям привлекать на основе публичной оферты средства граждан. Это законопроект "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков", который иным образом будет регулировать эту деятельность. Это законопроект "О деятельности рейтинговых агентств в РФ", который также важен для отрасли микрофинансирования. И законопроект "О Финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций", так называемом "Омбудсмене", который тоже будет влиять на микрофинансовый сектор бизнеса, и необходимо будет учитывать наличие этого института на правовом поле Российской Федерации.
Поправки в Гражданский кодекс
Задача Банка России как органа, ответственного за регулирование и развитие микрофинансового рынка, состоит в создании среды, которая порождает справедливую конкуренцию и дает микрофинансовым организациям, ломбардам, различным кооперативам пользоваться техническим прогрессом, снижая себестоимость взаимодействия с потребителями услуг. И, пользуясь тем же прогрессом, снижать свои издержки на риски: то, что позволяет эти риски оценивать, то, что позволяет участникам рынка минимизировать включение в маржу риск-компонента, делая финансовый продукт более доступным, лояльность граждан к этой деятельности более высокой, проникновение более глубоким.
Безусловно, для того, чтобы обеспечить справедливую конкуренцию, нужно убрать с рынка институты, которые маскируются под микрофинансовые, осуществляют почти микрофинансовую деятельность, но не несут тех регулятивных издержек, которые несут добропорядочные компании. Это крайне важный аспект, потому что без этого конкурентная среда не будет порождать реального эффекта для отрасли. Скорее, это будет искажение, которое приведет к неэффективности действий добросовестных и повышенной доходности недобросовестных.
Сергей Швецов подчеркнул, что задача эта очень сложная, и таких организаций, которые ведут свою деятельность вне регулятивного поля, достаточно много, потому что сам бизнес выгодный, издержки на регулирование платить не надо, и поэтому организации, действительно, имеют высокий офсайд. Если нарушения такого рода не наказуемы, то какие бы инструкции не применяли, какие бы нормы в Гражданском кодексе не устанавливали, это ничего не изменит. Потому что регулирование эффективно только в отношении добросовестных компаний, которые соблюдают нормы регулирования. Если же бизнес-модель построена не на соблюдении норм, то никакого эффекта от усиления регулирования, выпуска инструкций, от усиления надзорной деятельности, не будет. Поэтому единственный способ влияния на незаконную сферу - это наличие доводимого до исполнения наказания.
Спикер отметил, что сегодня, к сожалению, очень плохие показатели в этой отрасли. Нет проблем с выявлением, но пока не будет налажена цепочка, конвейер пресечения таких нарушений с возбуждением дел, возможно, где-то с применением тяжелых статей, ситуация меняться не будет.
Тем не менее очень важно параллельно развивать и регулирование. Поэтому после вступления в силу поправок в Гражданский кодекс будет запрещено на основе публичной оферты, на основе рекламы привлекать денежные средства у широкого круга физических лиц. Ведь под именем микрофинансовых организаций прячутся не только лжефинансовые организации, но и финансовые пирамиды. А обещания большой доходности, обман физических лиц наносит ущерб всему финансовому рынку, потому что, потеряв свои деньги, потребитель достаточно продолжительное время не будет верить никому. Ни рынок, ни регулятор в этом не заинтересованы. Доверие - это душа финансового рынка.
Законопроект "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков"
При создании мегарегулятора изначально отказались от осуществления поведенческого надзора. Он должен быть переложен на саму индустрию, потому что индустрия больше чем Центральный банк заинтересована, чтобы правила игры соблюдались. Для этого должен быть создан институт саморегулирования, который, с одной стороны, будет вместе и под надзором Центрального банка разрабатывать правила по взаимодействию с потребителем. И, с другой стороны, следить, чтобы члены саморегулируемых организаций (а участие в СРО будет обязательным) действительно эти правила соблюдали.
Законопроект "О деятельности рейтинговых агентств в РФ"
В отличие от банковского бизнеса у микрофинансовых организаций, ломбардов достаточно ограниченные возможности привлечения денежных средств граждан. Это объясняется очень простым компромиссом, что в отношении этой индустрии не применяется соотношение, или показатели, которые в банковской сфере регулируют объемы обязательств, как это соотносится с объемом принимаемых рисков, с собственным капиталом и так далее. То есть применяется иное регулирование. Абсолютно правильная модель, здесь нет никакого арбитража. Эти индустрии комплементарны друг другу, они не должны регулироваться одинаково.
И это сознательный выбор не только Банка России, это сознательный выбор всего человечества, где в обмен на отказ от такого жесткого банковского регулирования ограничиваются возможности привлечения средств граждан, которые не являются квалифицированными инвесторами и, как правило, не располагают большими суммами для того, чтобы преодолеть установленный сегодня барьер.
С другой стороны, обычные компании, в том числе компании с небольшой историей, с непрозрачным бизнесом, могут выпускать облигации любого номинала. И здесь действительно есть противоречие. Банк России планирует решать это противоречие следующим образом: разделить микрофинансовые организации изначально на две категории. Одна из которых не сможет привлекать деньги граждан, но при этом сможет выпускать облигации, и она будет лишена надзора за финансовой устойчивостью. С точки зрения регулирования останется только контроль через СРО за соблюдением кодекса поведения, Закона "О потребительском кредите (займе)", ограничения процентной ставки. То есть останется все, что касается поведенческого надзора, что касается надзора за финансовой устойчивостью, фактически Банк России от него откажется.
Вторая категория сможет привлекать деньги граждан, это будет прямо прописано в законе (ожидается его принятие в следующую сессию). Кроме того, будет большее регулирование и надзор за финансовым состоянием, но это откроет возможность микрофинансовым организациям принимать больший объем пассивов.
Что касается облигаций, это очень важный инструмент. Пока, к сожалению, и в обществе, и у регулятора, и у участников финансового рынка, и у компаний, которые вовлечены в защиту прав потребителей, не сложилась концепция отличий квалифицированного инвестора от неквалифицированного. Не секрет, что сегодня на рынке можно за очень небольшие деньги приобрести статус квалифицированного инвестора. И делить в сегодняшней парадигме инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных невозможно. С другой стороны, есть понимание, что рынок облигаций чуть ли не единственный способ массового привлечения средств в микрофинансовую индустрию, которая будет иметь это право. И здесь планируется двигаться в сторону снижения номинала в обмен на получение определенных рейтингов. И поэтому следующий важный законопроект, который был одобрен в первом чтении, - "О деятельности рейтинговых агентств в РФ".
Сегодня возникли некие геополитические сложности во взаимоотношениях с Большой Тройкой. Кроме того, абсолютно невозможно для маленьких выпусков облигаций получать рейтинги международных компаний в силу их внутренних корпоративных процедур, которые не позволяют им принимать риски такого рейтингования на малые формы. Поэтому закон должен породить создание национальной рейтинговой индустрии. Емкость рейтингового рынка в Российской Федерации с учетом присутствия Большой Тройки не такая большая. Предположительно это будет одна или две компании. Сергей Швецов подчеркнул, что регулятор не будет сопротивляться появлению любого количества компаний, но планирует осуществлять крайне жесткий надзор за тем, как эти компании будут работать.
С помощью создания национальных рейтинговых компаний появится возможность обеспечить предоставление рейтинга гораздо большему количеству облигаций. Регулятором будет использоваться национальная шкала. Те облигации, которые пройдут рейтингование и получат необходимый уровень, будут доступны для ритейлового инвестора. Те облигации, которые не получат такого уровня, не попадут в котировальные списки, они будут размещаться среди компаний, которые более изощрены в своих инвестиционных политиках либо сильно знакомы с конкретным эмитентом.
Институт омбудсмена
Это мировая практика, но нельзя сказать, что она во всех странах абсолютно одинаковая. Этот институт позволяет физическим лицам получать решение достаточно оперативно и с минимальными издержками. Это облегченная процедура, не судебная процедура, более похожая на Третейский суд. Но самое главное, омбудсмен создается для единственного правоприменения. Судов в России много, но пока тема дойдет до Верховного суда и создастся единственное правоприменение, может пройти много лет. Спикер отметил, что институт омбудсмена как раз позволит физическим лицам получить единую защиту, единые правила.
На сегодняшний день есть еще определенные шероховатости, не все споры сняты. Например, дискутируется вопрос, может ли продавец финансовой услуги оспаривать решение омбудсмена в суде? Текущая версия законопроекта содержит отрицательный ответ. Однако он сможет обжаловать это решение у других омбудсменов, потому что омбудсмены будут взаимозаменяемы.
Все нарушения, связанные с раскрытием информации, с нарушением Закона N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", будут омбудсменами рассматриваться. Именно для физических лиц, которые попали в тяжелое положение, омбудсменами будут вырабатываться предложения кредиторам по реструктуризации задолженности. Кредиторы теряют достаточно большое количество денежных средств, когда продают плохие требования коллекторам. В данном случае процедура будет позволять взыскивать больше, но через реструктуризацию. Участие в реструктуризации будет осуществляться в добровольном порядке.
Сергей Швецов отметил, что в функции регулятора входит не только развитие, но также и надзор, который кроме поведенческой части включает в себя сбор статистических материалов о деятельности по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. И в части, касающейся регулирования по собственным средствам, будет информация о том, где и как размещаются свободные денежные средства.
По словам спикера, регулятор получает большое количество писем о том, что эта нагрузка непомерна, что фактически для малых форм сельских кооперативов увеличение штатной численности может достигать 2-3 раз. Банк России планирует создать на своем сайте набор информационных продуктов, которые позволят таким малым микрофинансовым институтам прямо на сайте регулятора в облаке заполнять необходимые таблицы. Тем самым будет сэкономлено для индустрии достаточно много средств и налажены взаимоотношения по обмену данными с индустрией и Банком России.
Внедрение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)
При малом объеме и разнообразии бизнеса микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов, ломбардов это не должно вызывать сложностей. Для микрофинансовых институтов это означает появление нескольких новых счетов, нескольких новых принципов, которые можно пересчитать на пальцах одной руки. Прежде всего это начисление дохода, а не кассовый метод. Процесс будет идти с разделением для малых форм и полномасштабным внедрением для крупных форм.
Следует напомнить, что давно уже совершенствуется российский бухгалтерский учет. И на сегодняшний день около 80% принципов МСФО уже внедрены. Речь идет о небольшой настройке по сложным операциям, которые не типичны для микрофинансовой отрасли. Сергей Швецов подчеркнул, что регулятор планирует во взаимодействии с участниками рынка создавать необходимые знания внутри компаний, необходимые программные продукты.
Закон о противодействии отмыванию и терроризму
Отдельная история с Законом N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Она связана со специфическими моментами деятельности российского бизнеса. Здесь не столь проблематичны вопросы противодействия отмыванию и финансированию терроризма, сколько вопросы финансирования теневой экономики. Схемы по обналичиванию денежных средств и выводу за рубеж связаны с легализацией взяток, с минимизацией расходов на импорт. У нас очень большая доля импорта, и, конечно, занижение пошлин с помощью частичной оплаты продуктов, ввозимых на территорию Российской Федерации, с помощью кошельков, которые находятся за границей и пополняются в результате этих схем, создает искажение конкуренции. Не может сегодня порядочный, соблюдающий все правила импортер конкурировать с импортерами, которые практикуют искажения в стоимости завоза различных товаров на территорию Российской Федерации.
Банк России ответственен за это направление вместе с Правительством РФ. И, к сожалению, принцип единого забора у нас сегодня не соблюдается. Уже сделано достаточно много в банковском секторе, были громкие дела по закрытию банков, связанных с этой деятельностью. Но бизнес активный, и он перемещается в те области, где Центральный банк забор аналогичной высоты не поставил. Это, например, рынок ценных бумаг - перевод ценных бумаг за границу.
В том числе есть опасение, что этот процесс будет переходить и на территорию микрофинансового бизнеса. Сергей Швецов подчеркнул, что с его точки зрения и точки зрения международных организаций, которые покрывают регулированием эту тематику, необходимо применять пропорциональный подход. Смотреть именно "болевые" точки и к ним применять большую регулятивную нагрузку, чем к менее рискованным. Спикер выразил надежду, что этот подход пропорциональности или риск-ориентированный подход в этой области будет применяться более активно, и, соответственно, индустрия сможет развиваться и с введением такой отчетности, и не придется сильно увеличивать штаты.
Доступность финансовых услуг
Доступность финансовой услуги регулятор измеряет в трех компонентах. Это физическая доступность, ценовая доступность, ментальная доступность. Если нет в продукте всех трех элементов, то нельзя сказать, что граждане, малый бизнес обеспечен предложением продукта МФИ.
Есть определенные претензии к ценовой доступности. Из-за того, что есть при выдаче займов фиксированные издержки, а суммы займов иногда бывают крайне малы. Из-за того, что микрофинансовые организации сегодня не имеют полного спектра возможностей оценивать физическое лицо на основе большого объема данных из-за скорости выдачи ему займа, и из-за отсутствия собственных баз данных, где ведется кредитная история, займы сегодня, действительно, дорогие. Регулятор будет административно ограничивать ставки начиная с 1 июля 2015 года. До этого вводился мораторий на применение некоторых положений Закона N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
Сергей Швецов отметил, что нужно действовать в области предоставления МФИ сервисов не только из бюро кредитных историй, возможно, из Пенсионного фонда и каких-то других источников. Сейчас очень модна Бигдата, где анализируется поведение потребителя по тому, где он ходит, что он ест, с кем он общается. Социальные сети и данные передвижения, которые фиксируют мобильные компании, поисковые системы. Это все должно вступить в ежедневную жизнь МФО, ломбардов, кредитных кооперативов (у КПК ситуация лучше, потому что они знают своих членов). Регулятор должен с участниками рынка создать систему доступности для МФИ информации о рисках физического лица. Это будет приводить к снижению процентной ставки и повышать ценовую доступность.
То же самое с физической доступностью. Уже запущен глобальный проект, где основным способом выдачи кредитов станет не наличность, а электронный кошелек, мобильный телефон, пластиковая карта. Это требует создания единой идентификационной базы, когда физическое лицо, первый раз столкнувшись с финансовым рынком, не важно, это банк, страховая компания или микрофинансовая организация, может получить специальный номер и с помощью этого номера уже с другими участниками финансового рынка взаимодействовать без первого физического контакта. Это позволит оторвать физическое присутствие от конкретной территории, повысить конкуренцию.
Что касается ментальной доступности. У нас разное население с точки зрения возрастных групп и с точки зрения уровня дохода. Конечно, продукты МФИ должны быть ориентированы на конкретного человека. Повышая клиенториентированность, кредиторы тем самым повышают доверие и лояльность общества к своим продуктам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Микроfinance+"
("Микрофинанс+")
Учредители: Национальное Партнёрство Участников Микрофинансового Рынка (НАУМИР) и ЗАО "Центр Платёжных Инноваций" (ЦПИ).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77 - 43242 от 24.12.2010 года.
Периодичность выхода в свет: ежеквартально.
Редакционный совет журнала
Арифов Александр Александрович (председатель Редакционного совета журнала) - председатель Правления, член Совета директоров ЗАО Банк "ЦЕРИХ", председатель Совета СРО НП "МиР"
Багинский Игорь Николаевич - председатель Союза сельских кредитных кооперативов
Волохонский Юрий Николаевич - председатель Совета ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Достов Виктор Леонидович - председатель Совета некоммерческого партнерства "Содействие развитию рынка электронных денег"
Исаева Татьяна Васильевна - главный редактор журнала "Микроfinance+"
Кадров Анатолий Михайлович - член Совета НП "Кооперативные финансы", исполнительный директор ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Пухов Антон Владимирович - директор по развитию Центра Исследований Платёжных Систем и Расчётов
Стратьева Елена Сергеевна - вице-президент НАУМИР, директор Российского Микрофинансового Центра
Тагирова Виктория Таликовна - вице-президент НАУМИР