Комментарий к письму Фонда социального страхования Российской Федерации от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779 "О финансовом обеспечении принудительных мер" (извлечение)
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 11, ноябрь 2015 г.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" такое страхование является видом социального страхования и предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Финансирование этих мер осуществляется ФСС.
В комментируемом Письме от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779 "О финансовом обеспечении принудительных мер" ФСС рекомендовал форму отчета по использованию работодателями в 2015 году средств на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению травматизма и профессиональных заболеваний. Кроме того, специалисты фонда разъяснили правила расчета таких средств.
Напомним, что согласно п. 2 Правил N 580н*(1) финансовое обеспечение предупредительных мер производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС на текущий финансовый год.
Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов на рассматриваемое социальное страхование подлежат расходы страхователей - бюджетных учреждений:
а) на проведение специальной оценки условий труда*(2);
б) на реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
в) на обучение по охране труда следующих категорий работников:
- руководителей организаций малого предпринимательства;
- сотрудников организаций малого предпринимательства (с численностью коллектива до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
- руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
- руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
- членов комитетов (комиссий) по охране труда;
- уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
г) на приобретение лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
д) на санаторно-курортное лечение лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
е) на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
ж) на обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 46н;
з) на приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
и) на приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);
к) на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.
Финансовое обеспечение предупредительных мер производится учреждением за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке в ФСС в текущем финансовом году.
Объем средств, направляемых бюджетным учреждением на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Исходя из вышеизложенного сумма, разрешенная страхователю на финансовое обеспечение предупредительных мер в текущем финансовом году, не должна превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке в ФСС за год в целом, а именно начисленных страховых взносов за текущий финансовый год за вычетом расходов, произведенных в текущем финансовом году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, определенного законодательством РФ). При этом в сумму, подлежащую перечислению, не включаются суммы, перечисленные страхователю в соответствии с его обращением в случаях, когда у него недостаточно средств на выплату застрахованным лицам обеспечения по страхованию, в том числе если расходы на указанную выплату превышают сумму начисленных страховых взносов.
Необходимо отметить: если учреждение с численностью работающих до 100 человек не осуществляло в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким учреждением на финансовое обеспечение названных мер, не может превышать:
- 20% сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году;
- сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в территориальный орган ФСС в текущем финансовом году.
Чтобы воспользоваться данным правом, учреждению необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. К заявлению необходимо приложить:
- план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, подготовленный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, созданного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, с указанием суммы финансирования;
- копию (выписку из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и (или) копию плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, подготовленного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Помимо названных документов, в зависимости от вида предупредительных мер, включенных в план финансового обеспечения, к заявлению следует приложить документы, перечисленные в п. 4 Правил N 580н.
Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме такого обеспечения или об отказе в нем принимается:
- в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 8 млн руб. включительно - территориальным органом ФСС в течение десяти рабочих дней со дня получения полного комплекта документов;
- в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 8 млн руб. - территориальным органом ФСС после согласования с названным фондом. В этом случае территориальный орган ФСС в течение трех рабочих дней со дня получения необходимых документов направляет их на согласование в ФСС. Фонд согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
Решение территориального органа ФСС оформляется приказом и в течение трех рабочих дней с даты его принятия или получения согласования из указанного фонда направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в предоставлении финансового обеспечения или отказе в согласовании - с обоснованием причин).
Территориальный орган ФСС принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
- у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи заявления в территориальный орган ФСС;
- представленные документы содержат недостоверную информацию;
- предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
- страхователь предоставил неполный комплект документов.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
В соответствии с п. 12 Правил N 580н учреждение обязано вести в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и представлять в территориальный орган ФСС отчет об использовании этих средств.
В целях единообразия фонд доводит рекомендуемую форму отчета по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение в 2015 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приложение 2 к Письму ФСС РФ N 02-09-11/16-10779).
Кроме того, ФСС отмечает: если учреждение отчитывается об использовании средств фонда на финансовое обеспечение предупредительных мер поквартально по мере использования этих средств, то необходимо особо обращать внимание на наличие у учреждения страхового случая, произошедшего в отчетный период, и расходов на обеспечение по указанному виду страхования.
В целях освоения выделенных средств и удовлетворения заявлений страхователей, обратившихся за финансовым обеспечением предупредительных мер, региональным отделениям фонда необходимо своевременно уведомлять ФСС по данному вопросу для последующего перераспределения средств.
В связи с тем, что в подсистему "Профилактика" ЕИИС "Соцстрах" вносятся изменения в целях учета результатов специальной оценки условий труда и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, бюджетному учреждению при подтверждении расходов необходимо представлять в том числе сводную ведомость результатов специальной оценки условий труда, а также сведения, содержащиеся в заключительном акте врачебной комиссии по итогам обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников сообразно рекомендуемой форме (приложение 1 к комментируемому письму), в частности в электронном виде в формате XLS (XLSX), с последующим занесением в базу данных подсистемы "Профилактика" ЕИИС "Соцстрах".
В силу п. 15 Правил N 580н ФСС осуществляет контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователем в соответствии с согласованным планом. В комментируем письме ФСС отмечает, что региональным отделениям фонда на момент подтверждения учреждением расходов на финансовое обеспечение предупредительных мер, а именно СИЗ, нужно провести проверку на предмет качества приобретенных за счет выделенных средств СИЗ и их выдачи работникам предприятия.
При такой проверке необходимо обращать внимание на соответствие приобретенных СИЗ и продукции, указанной в сертификате соответствия (декларации о соответствии), на сведения о приобретенных СИЗ, обеспечивающие их идентификацию (тип, марку, модель, артикул и др.).
Кроме того, стоит контролировать полноту и правильность заполнения сертификата соответствия (декларации о соответствии) согласно Правилам оформления сертификата соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293.
Вместе с тем на этапе согласования плана финансового обеспечения предупредительных мер или на момент подтверждения страхователем расходов в части приобретения СИЗ необходимо проверять подлинность предоставленных копий сертификатов соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза (http://188.254.71.82/rss_ts_pub/), а также деклараций о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза (http://188.254.71.82/rds_ts_pub/).
Следует отметить, что страхователь в порядке, установленном законодательством РФ, несет ответственность за целевое и полное использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер согласно одобренному плану. В случае неполного использования названных средств страхователь должен сообщить об этом в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации до 10 октября текущего года. Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н.
*(2) Напомним, что специальная оценка условий труда должна проводиться в порядке, установленном Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"