Собрание кредиторов в случае банкротства гражданина: новеллы ГК и Закона о несостоятельности
М.Н. Илюшина,
доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой
предпринимательского права, гражданского и арбитражного
процесса Всероссийского государственного университета
юстиции (РПА Минюста России)
Журнал "Законы России: опыт, анализ, практика", N 9, сентябрь 2015 г.
С 1 октября 2015 г. в России вступает в силу новая редакция гл. Х Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", регулирующего банкротство граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями*(1) (далее - Закон), которая дополнена § 1.1 "Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина".
История вводимого института банкротства в отношении граждан сама по себе заслуживает внимания. Как известно, ранее данный институт должен был вступить в силу с 1 июля 2015 г. на основании внесения изменений в действующий Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника"*(2). Введение данного Закона широко обсуждалось, в том числе и в профессиональных кругах. Высказывалось мнение, что в "нынешней кризисной ситуации, в условиях девальвации рубля, увеличения валютных долгов вводить драконовские процедуры крайне неразумно"*(3). Сомнения по поводу своевременности и правовой пригодности нового субинститута банкротства выразило и банковское сообщество. Отмечалось, что "сейчас таким кредиторам, как кредитные организации, терпящим убытки от большого количества должников-граждан, важно понять, принесут ли нововведения выгоды по сравнению с процедурой исполнительного производства, пока являющейся единственным механизмом взыскания задолженности с неплательщика"*(4). Но решающим обстоятельством в отложении введения процедур банкротства в отношении гражданина, на наш взгляд, все-таки явилось осознание того факта, что нормы о банкротстве граждан вводятся в России впервые, ни одна структура - ни банки как самая вовлеченная в эти процессы, ни служба судебных приставов, ни, наконец, судебная система, - оказалась не готова к немедленному введению новой процедуры. Стало очевидно, что судебной практике при принятии решений о банкротстве гражданина придется разрешать множество правоприменительных проблем, вызванных особенностями правового статуса гражданина и его имущества. Во многом эти обстоятельства объясняют изменение подсудности дел о банкротстве гражданина и передачу этих споров на рассмотрение в арбитражные суды. С этой целью Закон N 154-ФЗ закрепил также новую редакцию ст. 25 ГК РФ, где в п. 1 установил, что гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда.
Соответственно, законодательство вводит множество самостоятельных юридических процедур, традиционно сопровождающих длительный процесс ведения несостоятельности участника гражданского оборота. Как писал Г.Ф. Шершеневич: "Цель объявления кого-либо несостоятельным и учреждение по делам его конкурса состоит в том, чтобы привести в известность имущество и долги несостоятельного определенными законом способами с сохранением по возможности интересов как должника, так и всех его кредиторов, не давая, из числа последних, пользующихся по своим претензиям равными правами, предпочтения одного перед другим"*(5).
Одной из таких процедур, обеспечивающих достижение целей несостоятельности, является собрание кредиторов. Решение собрания кредиторов представляет собой один из самых значимых юридических фактов в процедуре банкротства. Дело в том, что ранее законодатель на уровне ГК РФ впервые создал механизм регулирования требований, которым должны отвечать решения собраний всех гражданско-правовых сообществ, включая собрания кредиторов в процедуре банкротства как новой группы юридических фактов. Причем данная система регулирования нового юридического факта начала формироваться еще в Федеральном законе от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"*(6) - первом законе, открывшем реформу ГК РФ. Глава 9.1 ГК РФ устанавливает некоторые общие, исходные положения для работы с протоколами общих собраний, которые обязательны для всех гражданско-правовых сообществ*(7). При этом ст. 181.1 ГК РФ предусматривает, что правила гл. 9.1 применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное. В силу этого и общее собрание кредиторов как самостоятельная юридическая процедура, и протокол, который должен быть оформлен по его итогам, должны отвечать требованиям и ГК РФ, и Закона "О несостоятельности (банкротстве)", но при этом положения последнего применяются в первую очередь, а нормы ГК носят восполнительный характер. Механизм подготовки, уведомлений созыва, принятия решений собрания кредиторов в случае банкротства гражданина устанавливается правилами ст. 213.8 Закона.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона участниками собрания кредиторов с правом голоса в случае банкротства гражданина являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. Следует отметить, что конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, имеет право голоса на собрании кредиторов в ходе всех процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина (п. 4 ст. 213.10 Закона). Здесь важно отметить, что изменениями, введенными Законом N 154-ФЗ в п. 1 ст. 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", специально закреплены правила, согласно которым конкурсные кредиторы, права которых обеспечены залогом имущества должника, получили право голоса на собраниях кредиторов, проводимых также в ходе реструктуризации долгов гражданина и в ходе реализации имущества гражданина.
В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса гражданин и (или) его представитель, представитель саморегулируемой организации, членом которой является финансовый управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. Собрание кредиторов созывается финансовым управляющим. Финансовый управляющий, утверждаемый судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать требованиям, установленным Законом к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина.
Суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном ст. 45 Закона, с учетом положений ст. 213.4 и ст. 213.9 Закона. При этом важно отметить, что гражданин может участвовать лично или посредством представителя. Сразу встает вопрос: каким образом может быть оформлено такое представительство? С учетом того, что Закон не устанавливает специальных требований к оформлению представительства на собрании кредиторов, следовательно, действуют общие правила о доверенности. Такая доверенность не обязательно должна быть оформлена в нотариальной форме. Полномочия могут быть переданы и в доверенности, оформленной в простой письменной форме или в тексте договора (ст. 185.1 ГК РФ). Кроме того, гражданину предоставляется возможность не участвовать в собрании и не присылать своего представителя. Необходимо особо отметить, что редакция Закона позволяет утверждать, что неявка гражданина в любом случае, оповещенного о собрании или не оповещенного о собрании, не препятствует его проведению. Как представляется, это лишь неудачная редакция Закона. Поскольку, если гражданин имеет право участвовать в собрании, то собрание, проведенное без его участия, если он не был надлежаще оповещен в порядке ст. 165.1 ГК РФ, может быть оспорено по правилам гл. 9.1 ГК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 181.1 ГК РФ решение собрания вправе оспорить участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании. Такое решение является оспоримым и может быть признано недействительным по п. 1 ст. 181.1 ГК РФ, так как допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания.
Конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, вправе предъявить свои требования к должнику не в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения, как установлено в ст. 71 Закона для юридических лиц в процедуре наблюдения, а в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом, которое должно быть опубликовано путем включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, а также должно быть опубликовано в официальном издании.
Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и финансовому управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Специально указывается, что в случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом. Встает вопрос: как быть с судебно-арбитражной практикой по подобным делам, когда пропускается срок для подачи сведений в реестр требований кредиторов от коммерческих юридических лиц? Сложившаяся судебно-арбитражная практика имеет по этому вопросу устоявшуюся позицию. А, именно, несмотря на обоснованность требований, если срок на подачу заявления о включении требования в реестр требований кредиторов пропущен, он восстановлению не подлежит*(8).
Также уточняется порядок уведомления указанных в Законе лиц о факте признания судом обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов. Уточнение касается двух аспектов. Уведомление о признании судом обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов направляется финансовым управляющим всем известным ему кредиторам гражданина, во-первых, по почте; во-вторых, не позднее чем в течение 15 дней с даты вынесения судом указанного определения. При этом важно отметить, что для проведения собрания кредиторов в форме заочного голосования финансовый управляющий направляет всем лицам, имеющим право на участие в собрании кредиторов, уведомления о проведении собрания кредиторов в срок не позднее чем за 30 дней до даты проведения собрания кредиторов.
Особо законодатель определяет место и форму проведения первого собрания кредиторов. Данное собрание должно быть проведено в соответствующем населенном пункте по месту рассмотрения дела о банкротстве гражданина в указанное время с 8 до 20 часов в рабочие дни в форме очного совместного присутствия либо в форме заочного голосования.
Как отмечают авторы комментария к Закону "О несостоятельности (банкротстве)" (автор раздела - О.А. Макарова), дела о банкротстве гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем (за исключением граждан, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 6 Закона о банкротстве), рассматриваются арбитражным судом по месту жительства гражданина, поэтому первое собрание кредиторов проводится по месту жительства гражданина*(9).
В дальнейшем в отношении последующих общих собраний кредиторов могут быть определены иные правила. Но эти новые правила, касающиеся иного места проведения или иного способа проведения, могут быть установлены только решением собрания или по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, судом. Также следует заметить, что эти правила действуют и для первого общего собрания. Для него также суд в указанном порядке вправе изменить место и способ проведения, указанный в п. 4 ст. 213.8 Закона.
Закон вводит процедуру публичности для уведомления о проведении всех собраний кредиторов путем обязательности размещения указанного уведомления в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Сведения о проведении собрания кредиторов подлежат обязательному опубликованию путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и не подлежат опубликованию в официальном издании (п. 1 ст. 213.7 Закона).
Ведение Единого федерального реестра сведений о банкротстве (bankrot.fedresurs.ru) осуществляется на основании ст. 28 Закона.
В ст. 213.8 Закона устанавливается порядок реализации обязанности финансового управляющего, предусмотренной п. 8 ст. 213.9 Закона, уведомлять кредиторов о проведении собраний кредиторов. Осуществляется это с соблюдением общего порядка, предусмотренного ст. 165.1 ГК РФ. Положения статьи касаются и момента доставки (юридического получения) сообщений, с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия для другого лица. Такие сообщения считаются полученными с момента их доставки адресату или его представителю. Если же сообщение было направлено, но не было получено по причинам, зависящим от получателя, то такое сообщение считается доставленным. Однако в указанной норме не установлены правила определения момента, в который сообщение считается полученным*(10). В этой части создана судебная практика, позволяющая понять механизм реализации комментируемой статьи. Как указал Президиум ВАС РФ, если при допущенных органом связи нарушениях Правил оказания услуг почтовой связи судебное извещение не было получено стороной по делу по не зависящим от нее причинам, она не может считаться надлежаще извещенной. Не применять такое толкование к разработанному на основе Правил Порядку приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (утв. приказом ФГУП "Почта России" от 17 мая 2012 г. N 114-п) оснований нет. Если суд, не проверив соблюдение организацией почтовой связи указанных выше норм, придет к выводу о надлежащем уведомлении ответчика о времени и месте судебного разбирательства, то это будет не соответствовать фактическим обстоятельствам дела*(11).
В п. 5 ст. 213.8 Закона уточняется указанный общий порядок уведомления о проведении собрания кредиторов. Оно может быть осуществлено только по почте и только заказным письмом с уведомлением о вручении и в срок не позднее чем за 14 дней до даты проведения собрания кредиторов. Кроме того, в целях соблюдения прав всех участников процедуры банкротства гражданина устанавливается перечень лиц, кому в обязательном порядке финансовый управляющий направляет уведомление о проведении собрания кредиторов. Такое уведомление направляется:
всем конкурсным кредиторам;
в уполномоченный орган;
иным лицам, имеющим в соответствии с Законом право на участие в собрании кредиторов.
Важно отметить, что в Законе устанавливается порядок осуществления уведомления лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов и желающих получить дополнительное уведомление о проведении собрания кредиторов. В этом случае финансовый управляющий обязан направить ему такое уведомление в порядке, указанном заинтересованным лицом, и в выбранной им форме (посредством почтовой, телеграфной, факсимильной, электронной связи или иных средств связи и доставки) не позднее, чем за 14 дней до даты проведения собрания кредиторов.
Однако такое направление возможно только при наличии предварительного выполнения таким заинтересованным лицом двух условий:
во-первых, сообщает необходимые для этого реквизиты; во-вторых, при условии компенсации средств на дополнительное уведомление о проведении собрания кредиторов.
Финансовый управляющий обязан предоставить лицу, имеющему право на участие в собрании кредиторов, по его запросу сведения о реквизитах своего банковского счета и сумме средств на направление дополнительного уведомления.
Необходимо отметить введение в Законе специального порядка для проведения собрания кредиторов в форме заочного голосования. Решение о выборе заочной формы голосования может принять как финансовый управляющий, так и собрание кредиторов, имеющих право на участие в собрании кредиторов. Заочная форма может быть выбрана как для обсуждения вопросов повестки дня собрания кредиторов, так и для принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Для этого случая Закон устанавливает особый порядок направления уведомления, специальные требования к его содержанию и необходимость дополнительных материалов, которые должны быть приложены к уведомлению. Соответственно уведомление о проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования должно содержать:
сведения о гражданине, предусмотренные п. 5 ст. 213.7 Закона;
повестку дня собрания кредиторов; дату проведения собрания кредиторов (дату окончания приема бюллетеней для голосования), которая не может быть установлена ранее, чем через 30 дней с даты направления уведомления о проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования;
почтовый адрес финансового управляющего, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования (при этом использование почтового абонентского ящика для получения заполненных бюллетеней для голосования не допускается).
В этом случае к уведомлению должны быть приложены бюллетени для голосования.
К уведомлению о проведении собрания кредиторов, направляемому конкурсному кредитору или в уполномоченный орган, прилагаются бюллетени для голосования с указанием в них наименования конкурсного кредитора или уполномоченного органа, размера требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа, включенных в реестр требований кредиторов, количества голосов и процентного соотношения голосов конкурсного кредитора или уполномоченного органа и общего числа голосов конкурсных кредиторов или уполномоченного органа, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
Кроме того, в уведомлении должны содержаться сведения:
о порядке направления заполненного бюллетеня для голосования;
о порядке ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению собрания кредиторов, и адрес или адреса, по которым с ней можно ознакомиться;
о порядке ознакомления с решениями собрания кредиторов.
Кроме того, в соответствии с п. 11 ст. 213.8 при проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования уведомление о проведении собрания кредиторов, включенное в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, наряду со сведениями, установленными ст. 13 Закона, должно содержать прямую ссылку на страницу сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов.
Впервые регламентируется порядок проведения любого собрания кредиторов в форме заочного голосования с использованием электронной формы. С этой целью разрешается использование любых телекоммуникационных каналов связи через организации, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между лицами, участвующими в собрании кредиторов (далее - оператор электронного документооборота). По мнению некоторых исследователей, так как в Законе предусмотрено заочное проведение собраний кредиторов посредством электронно-цифровой подписи, ожидаемые поправки в Закон о почтовой связи должны предоставить возможность электронной отправки писем сторонам в деле, а также будет развиваться система электронного судопроизводства в СРО, подготовка заявления также будет производиться в электронной форме*(12). В связи с этим потребовалось закрепить полномочия и обязанности оператора электронного документооборота при проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования с использованием электронной формы. В частности, он должен обеспечивать защиту и конфиденциальность документов и сведений, представленных в электронной форме; передачу и доставку документов и сведений, представленных в электронной форме, в автоматическом режиме; фиксацию даты и времени передачи документов и сведений, представленных в электронной форме, а также даты и времени получения таких документов и сведений и др.
Пункт 12 ст. 213.8 Закона впервые устанавливает перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции собрания кредиторов гражданина. Следует отметить, что в п. 2 ст. 12 Закона особо устанавливается, что вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.
На наш взгляд, так как иное не указано в положениях гл. Х Закона, содержащей специальные правила о принятии решения собрания кредиторов при банкротстве граждан, действуют общие положения Закона в отношении его правомочности (п. 4 ст. 12 Закона) и порядка принятия решения (п. 1 ст. 15 Закона).
В связи с этим вызывает некоторое сомнение логичность указания в указанном п. 12 ст. 213.8 Закона положения, что к компетенции собрания могут быть отнесены иные вопросы, отнесенные к исключительной компетенции собрания кредиторов в соответствии с Законом.
В п. 13 ст. 213.8 Закона впервые вводится новое специальное правило оформления протокола собрания кредиторов гражданина, проводимого в форме заочного голосования. Общие положения к протоколу собрания, проводимого в форме заочного голосования, были введены гл. 9.1 ГК РФ с 1 сентября 2013 г. В п. 5 ст. 182.1 ГК РФ особо устанавливается, что в любом протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:
1) дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;
2) сведения о лицах, принявших участие в голосовании;
3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
5) сведения о лицах, подписавших протокол.
ГК устанавливает для любого протокола общего собрания письменную форму и указывает, что протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания. Общие нормы ст. 12 Закона о собрании кредиторов устанавливают срок подготовки протокола - не позднее 5 дней. Закон дополняет установленные требования специальным правилом, установленным в ст. 213.8 и требует, чтобы к письменной форме протокола в обязательном порядке были приложены копии в электронной форме протокола собрания кредиторов, а также документов, рассмотренных и (или) одобренных собранием кредиторов.
Таким образом, можно утверждать, что с учетом механизма применения общих положений Закона о собраниях кредиторов при банкротстве (ст.ст. 12-15 Закона), на базе новелл ГК РФ об общих собраниях юридическая процедура собрания кредиторов в случае банкротства гражданина, закрепленная в новой редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", получила непротиворечивое развитие и закрепление. Некоторые погрешности в порядке созыва, принятия решения и оформления протокола, на наш взгляд, вполне возможно устранить в процессе правоприменительной практики.
Библиографический список
1. Илюшина М.Н., Анисимова М.С. Юридически значимые сообщения: гражданско-правовая и гражданско-процессуальная квалификация // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 6.
2. Илюшина М.Н. Совершение нотариальных действий по подтверждению принятых общим собранием участников ООО решений и состава участников общества: сопоставительный анализ новелл гражданского законодательства и первого опыта // Нотариальный вестник. 2014. N 12.
3. Комментарий к Закону "О несостоятельности (банкротстве)": постатейный научно-практический / под ред. В.Ф. Попондопуло. 4-е изд., испр. и доп. М.: Проспект, 2015.
4. Рыков И. Мораторий на банкротство физлиц // ЭЖ-Юрист. 2015. N 15.
5. Сотникова В. Единый реестр банкротств граждан (ЕРБГ) на ADVOKAT.RU // Арбитражный управляющий. 2015. N 1.
6. Улезко А. Банкротство гражданина: как быть банку? // Банковское обозрение. Приложение "БанкНадзор". 2015. N 1.
7. Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. 2-е изд. М.: Статут, 2013.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (ред. от 29 декабря 2014 г.) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190; в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ) // Российская газета. 2015. 3 июля.
*(2) СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 29.
*(3) Рыков И. Мораторий на банкротство физлиц // ЭЖ-Юрист. 2015. N 15.
*(4) Улезко А. Банкротство гражданина: как быть банку? // Банковское обозрение. Приложение "БанкНадзор". 2015. N 1.
*(5) Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. 2-е изд. М.: Статут, 2013. С. 144.
*(6) СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7627.
*(7) См. подробнее: Илюшина М.Н. Совершение нотариальных действий по подтверждению принятых общим собранием участников ООО решений и состава участников общества: сопоставительный анализ новелл гражданского законодательства и первого опыта // Нотариальный вестник. 2014. N 12. С. 18-26.
*(8) См.: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2015 г. N 13АП-5488/2015 по делу N А56-1607/2014/тр143; постановление ФАС Московского округа от 2 марта 2012 г. по делу N А40-60183/10-73-305, А40-122993/10-73-580.
*(9) См.: Комментарий к Закону "О несостоятельности (банкротстве)": постатейный научно-практический / под ред. В.Ф. Попондопуло. 4-е изд., испр. и доп. М.: Проспект, 2015. С. 1010-1011.
*(10) См.: Илюшина М.Н., Анисимова М.С. Юридически значимые сообщения: гражданско-правовая и гражданско-процессуальная квалификация // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 6. С. 3-10.
*(11) См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2010 г. N 9502/10 по делу N А03-3532/2009.
*(12) См.: Сотникова В. Единый реестр банкротств граждан (ЕРБГ) на ADVOKAT.RU // Арбитражный управляющий. 2015. N 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Илюшина М.Н. Собрание кредиторов в случае банкротства гражданина: новеллы ГК и Закона о несостоятельности
Ilyushina M.N. Creditors' Meeting in Case of a Bankruptcy of a Person: Novels of the Civil Code of the Russian Federation and the Law on Insolvency
В статье проанализированы новеллы ГК и Закона "О несостоятельности (банкротстве)" о собрании кредиторов в случае банкротства гражданина в их соотношении. Показаны этапы и особенности его подготовки, уведомления и компетенции, проанализирована процедура заочной формы принятия решения. Показаны неясности и пробелы в указанном механизме, последствия нарушения порядка созыва и проведения собрания.
The article is concerned with the novels of the Civil Code of the Russian Federation and the Law "On Insolvency (Bankruptcy)" concerning creditors' meeting in case of a bankruptcy of a person. Stages and peculiarities of the meeting preparation, notification, and compensation, procedure of the postal voting for taking a decision are discussed. Ambiguities and gaps in the aforementioned mechanism are demonstrated, as well as consequences of braking rules of calling of and administering a meeting.
Ключевые слова: общее собрание кредиторов в случае банкротства гражданина; подготовка, уведомление, созыв собрания; принятие решений; финансовый управляющий; признание решений общего собрания недействительным.
Keywords: general creditors' meeting in case of a bankruptcy of a person; preparation, notification, calling of a meeting; taking a decision; financial manager; invalidating a decision of a general creditors' meeting.
Собрание кредиторов в случае банкротства гражданина: новеллы ГК и Закона о несостоятельности
Автор
М.Н. Илюшина - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2015, N 9