Реклама в Интернете
С.В. Тяпухин,
эксперт журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
Федеральная антимонопольная служба в соответствии с п. 33 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2015 году (утвержден Приказом ФАС РФ от 31.02.2015 N 219/15) выпустила разъясняющее письмо об особенностях применения рекламного законодательства при размещении рекламы в Интернете (от 28.08.2015 N АК/45828/15). Об основных выводах чиновников - в данной статье.
Закон о рекламе*(1) определяет ограничения на способы размещения рекламы, а также на рекламу отдельных видов товаров. В частности, распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы (п. 1 ст. 18 Закона о рекламе). При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Запрещается рекламировать в Интернете алкоголь (пп. 8 п. 2 ст. 21 Закона о рекламе).
Не допускается в любом виде реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок (п. 8 ст. 7 Закона о рекламе).
Нарушение норм ст. 18 и 21 Закона о рекламе может повлечь для рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя (в случае несоблюдения норм п. 1 ст. 18 Закона о рекламе только для рекламораспространителя), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2-6 ст. 14.3, ч. 4 ст. 14.3.1, ст. 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, административную ответственность в размере (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ):
- от 4000 до 20 000 руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
- от 100 000 до 500 000 руб. для юридических лиц.
Нарушение норм ст. 7 может повлечь для тех же лиц ответственность в виде штрафа в размере от 10 000 до 25 000 руб. и от 150 000 до 600 000 руб. соответственно (ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ).
Это лишь небольшая часть ограничений, установленных Законом о рекламе. Ниже приведем примеры привлечения организаций к ответственности за нарушение ими законодательства о рекламе (информация взята с официального сайта ФАС - http://fas.gov.ru).
Содержание рекламы, суть нарушения, способ распространения |
Внедорожник в рекламе заезжает на тротуар и продолжает движение (рекламный ролик распространялся в сети Интернет). По мнению Московского УФАС, реклама автомобиля... в Интернете побуждает к совершению противоправных действий, что прямо запрещают Правила дорожного движения. После просмотра данного ролика может сложиться впечатление, что движение по тротуару на автомобиле... - это одно из основных преимуществ внедорожника. При этом Закон о рекламе запрещает призывать аудиторию к совершению противоправных действий (нарушен пп. 1 п. 4 ст. 5 Закона о рекламе) |
Реклама содержала недостоверные сведения о размере скидки на автомобили (нарушен пп. 4 п. 3 ст. 5 Закона о рекламе), в ней отсутствовала часть существенной информации об условиях страхования автомобиля по программе КАСКО (нарушены п. 7 ст. 5 и пп. 2 п. 2 ст. 28 Закона о рекламе) (рекламный ролик распространялся посредством контекстной рекламы в поисковой системе "Яндекс" в сети Интернет) |
На сайте автошколы указано: "лучшие инструкторы по вождению", "сдача в ГАИ - 100%", "автопарк является крупнейшим и лучшим в городе". УФАС установило, что никаких оснований или документального подтверждения указанным в рекламе сведениям у автошколы не было. Компания, по мнению антимонопольного органа, вводила в заблуждение будущих водителей по поводу своих услуг (нарушен п. 1 ст. 14. Закона о защите конкуренции*) |
* Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". |
В арбитражной практике также можно встретить споры, предметом которых является ненадлежащее распространение рекламы посредством сети Интернет.
Реквизиты постановления | Обстоятельства дела | Выводы судей |
Постановление ВС РФ от 24.04.2015 по делу N А40-36625/2014 | За организацией зарегистрирован домен с именем... в котором создан электронный почтовый ящик... С данного электронного ящика на официальный почтовый ящик УФАС осуществлена рассылка корреспонденции рекламного характера. Управление, оценив полученное электронное сообщение (адресованное неопределенному кругу лиц - потенциальным потребителям рекламы, не содержащее указания на конкретного субъекта получения, направленное на привлечение внимания к объекту рекламирования и оказываемым им услугам, формирующее и поддерживающее интерес к рекламируемому объекту с целью продвижения его на рынке аналогичных услуг) как носящее рекламный характер и направленное в адрес абонента без его согласия, пришло к выводу о нарушении организацией п. 1 ст. 18 Закона о рекламе. Организация-нарушитель привлечена к административной ответственности. Не согласившись с указанным решением, организация оспорила его в суде | Арбитры пришли к выводу о доказанности вины организации, поскольку она не представила доказательств того, что электронным почтовым ящиком пользовалось иное лицо |
А чтобы читатели поняли, насколько серьезно антимонопольные органы подходят к контролю за соблюдением организациями рекламного законодательства, оценили, так сказать, масштабы бедствия, ниже представим некоторые статистические данные.
Действия антимонопольных органов | В 2014 году | В 2013 году |
В результате проделанной работы антимонопольные органы: | ||
- рассмотрели факты, указывающие на события нарушения Закона о рекламе | 28 000 фактов | 19 500 фактов |
- рассмотрели заявления о несоответствии рекламы требованиям рекламного законодательства | 22 603 заявления | 11 716 заявлений |
- возбудили производство дел по фактам нарушений законодательства о рекламе | 7245 дел | 5612 дел |
- возбудили производство дел об административных правонарушениях | 5796 дел | 4738 дел |
- вынесли постановлений о наложении штрафа | 3562 постановления | 4342 постановления |
на сумму | 151 819 800 руб. | 153 276 200 руб. |
- вынесли предписаний о прекращении нарушения | 4831 предписание | 3970 предписаний |
Таким образом, торговые организации, дабы не быть оштрафованными антимонопольщиками, должны четко соблюдать установленные Законом о рекламе правила. Иногда, впрочем, бывает трудно понять, какая информация, размещенная на сайте организации, признается рекламой, а какая нет. Чиновники из ФАС дали по этому поводу некоторые комментарии.
Что является рекламой, а что нет?
Для ответа на поставленный вопрос обратимся к определениям, содержащимся в Законе о рекламе. Согласно п. 1 ст. 3 реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).
Вместе с тем согласно пп. 3 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе данный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
По мнению ФАС, не считается рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования. Также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т.п. В том числе к рекламе не относится информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой (Biglion, Groupon, Kupiskidka и др.). Следовательно, на такую информацию положения Закона о рекламе не распространяются.
Ключевой вывод. Не является рекламой информация о реализуемых товарах, размещенная на сайте продавца (на страницах в соцсетях), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта (страницы в соцсети) о реализуемых товарах, об ассортименте, акциях, скидках и т.п.
Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.
Выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.) не является рекламой, поскольку выдача данного перечня - результат обработки поискового запроса пользователя. При размещении подобных информационных сведений задача, стоящая перед рекламой (формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, услуге), не выполняется, поскольку однородная информация, размещенная среди таких же однородных сведений о различных товарах, не позволяет выделить какой-либо отдельный товар и сформировать к нему интерес.
Следовательно, предоставляемая поисковой системой по запросу пользователя информация (за исключением информации, размещенной на странице с результатами поиска, посредством использования системы контекстной рекламы) не подпадает под понятие рекламы, так как целью ее распространения является непосредственный ответ системы на запрос о ее предоставлении, соответственно, на такую информацию не распространяются требования рекламного законодательства.
Для справки. Информация, ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара (п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37). Таким образом, реклама, которая прямо не указывает на объект рекламирования, но может вызывать ассоциации с определенным товаром (например одним из видов алкогольной, табачной продукции), может пониматься как скрытая, в отношении которой могут быть применены меры административной ответственности.
При выявлении признаков нарушения законодательства о рекламе сотрудники антимонопольных органов для целей дальнейшего применения административного воздействия вправе зафиксировать факт выявления рекламы, содержащей признаки нарушения. Для этих целей может быть составлен акт осмотра сайта либо могут быть сделаны принтскрины страниц сайта. Кроме того, могут быть использованы результаты поиска в архиве Интернета (https://archive.org/web). При этом данные доказательства подлежат оценке при рассмотрении дел по признакам нарушения законодательства о рекламе и дел об административных правонарушениях, в том числе с учетом иных имеющихся доказательств по делу.
* * *
Для оказания методической помощи территориальным антимонопольным органам ФАС выпустила разъяснения об особенностях применения законодательства о рекламе при размещении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В частности, по мнению чиновников, торговые организации, размещающие на своих сайтах (либо на страничках в соцсетях) информацию о товарах, ассортименте, проводимых акциях, не подпадают под действие законодательства о рекламе. В то же время, если размещенная информация привлекает внимание потребителей к конкретному товару, такая информация может быть признана рекламой, следовательно, в отношении нее должны соблюдаться требования Закона о рекламе.
Нужно отметить, что в банке решений арбитражных судов практически не встретишь споров о неправомерном размещении рекламы в сети Интернет. Это не значит, однако, что торговые предприятия могут необдуманно размещать там свою рекламу. Появление разъяснений чиновников говорит о том, что антимонопольные органы держат данный вопрос под контролем.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"