Несколько домов населенного пункта не подключены к централизованной системе водоотведения. В населенном пункте существует единственная ресурсоснабжающая организация (далее - организация) по водоотведению. Управляющая компания (далее - компания) считает, что поскольку организация единственная в населенном пункте оказывает услуги по водоотведению, то на ней лежит обязанность обслуживать выгребные ямы и септики не подключенных к централизованной сети домов. Организация в свою очередь не согласна с выводами компании, считает, что в данном случае водоотведение не осуществляется и обязанность по очистке выгребных ям и септиков лежит на компании. Правомерны ли в рассматриваемом случае выводы сторон?
Материал подготовлен специалистами
Центра методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 19, октябрь 2015 г.
По мнению специалистов, в рассматриваемом случае доводы компании являются правомерными и обоснованными, поскольку последняя, в отсутствие подключения многоквартирного дома к централизованным системам водоотведения, такое водоотведение не осуществляет. Вывод управляющей компании является неправомерным, основанным на неверном толковании норм материального права. Сточные воды из выгребных ям и септиков являются ЖБО, обязанность по удалению которых лежит на управляющей компании.
Обоснование. В соответствии с пп. 28, 29 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; централизованная система холодного водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Согласно подп. "в" п. 4 разд. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребителю могут быть предоставлены услуги по водоотведению, т.е. отводу бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Исходя из п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155, твердые и жидкие бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
Подпункт "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, гласит, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Таким образом, учитывая изложенное, считаем, что в рассматриваемом случае доводы компании являются правомерными и обоснованными, поскольку последняя, в отсутствие подключения многоквартирного дома к централизованным системам водоотведения, такое водоотведение не осуществляет. Вывод управляющей компании является неправомерным, основанным на неверном толковании норм материального права. Сточные воды из выгребных ям и септиков являются ЖБО, обязанность по удалению которых лежит на управляющей компании.
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 16.04.2014 N А05-4470/2013 суд в ситуации со схожими обстоятельствами, признавая правомерными выводы ресурсоснабжающей организации, указал: "Таким образом, Общество как управляющая организация, ряд объектов которой не подключен (технологически не присоединен) к централизованной системе водоотведения, должно заключить договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов".
1 октября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).