Гражданин был избран на должность главы муниципального образования, срок действия его полномочий истек, в новых выборах он не участвовал. Распоряжением нового главы МО гражданин был уволен по п. 3 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации. Гражданин считает формулировку увольнения неправомерной, поскольку в новых выборах он не участвовал и должен быть уволен в связи с истечением срока полномочий на основании ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Новый глава МО считает, что основания для увольнения предусмотрены только Трудовым кодексом Российской Федерации. Правомерно ли распоряжение нового главы МО? Обоснованы ли доводы гражданина?
Материал подготовлен специалистами
Центра методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 19, октябрь 2015 г.
По мнению специалистов, в рассматриваемом случае основанием для увольнения предыдущего главы МО будет являться истечение срока его полномочий. Положения Трудового кодекса Российской Федерации в данном случае неприменимы, поскольку прежний глава МО не являлся муниципальным служащим и не принимал участия в новых выборах. Следовательно, распоряжение нового главы МО является неправомерным, а доводы прежнего главы МО о квалификации основания увольнения - обоснованы.
Обоснование. В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пп. 4-6 данной статьи.
Пункт 3 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации гласит, что трудовой договор подлежит прекращению в связи с неизбранием на должность.
Преамбула Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) гласит, что данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно ст. 2 Закона N 131-ФЗ выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
В рассматриваемом случае гражданин считает, что формулировка его увольнения согласно положениям Трудового кодекса Российской Федерации, такая как "неизбрание на должность", неправомерна, поскольку в новых выборах главы МО гражданин не участвовал.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) данным Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.
Таким образом, лица, осуществляющие деятельность на выборных должностях, не состоят на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении N 7-П от 02.04.2002 указал, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяются взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти. Следовательно, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности, в связи с чем полномочия выборного должностного лица местного самоуправления исполняются им не в рамках рабочего времени, положения о котором содержатся в гл. 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации, а непрерывно. В постановлении N 15-П от 27.06.2013 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения п. 3 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации направлены на регулирование трудовых отношений и не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, т.е. согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", должностных лиц местного самоуправления, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенных 15 собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Трудовым кодексом Российской Федерации не установлены особенности проведения процедуры избрания работника на должность, конкретные правила регламентируются внутренними актами работодателя.
В некоторых случаях результат неизбрания гражданина на должность может оформляться протоколом (см., например, Апелляционное определение Липецкого областного суда от 16.09.2013 N 33-2447/2013). Соответственно, если неизбрание на должность оформлено таким протоколом, то именно его реквизиты необходимо указать в качестве основания в приказе о прекращении трудового договора с работником (при увольнении по п. 3 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по мнению специалистов, в рассматриваемом случае основанием для увольнения предыдущего главы МО будет являться истечение срока его полномочий. Положения Трудового кодекса Российской Федерации в данном случае неприменимы, поскольку прежний глава МО не являлся муниципальным служащим и не принимал участия в новых выборах. На взгляд специалистов, распоряжение нового главы МО является неправомерным, а доводы прежнего главы МО о квалификации основания увольнения - обоснованы. Данная правовая позиция подтверждается в постановлении Президиума Архангельского областного суда от 23.10.2013 N 44г-0038/2013.
1 октября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).