Нарушения применения ст. 145 и 149 НК РФ: обзор арбитражной практики
Т. Щедрина,
эксперт журнала "Бюджетные организации: бухгалтерский
учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.
В силу норм ст. 143 НК РФ государственные (муниципальные) учреждения признаются плательщиками НДС. Согласно позиции Пленума ВАС, изложенной в Постановлении от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 33), государственные и муниципальные учреждения могут являться плательщиками НДС по совершаемым финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном ст. 125 ГК РФ. Несмотря на то что бюджетные учреждения в соответствии с гл. 21 НК РФ являются плательщиками НДС, они, применяя положения ст. 145 (ей установлено право на получение освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС) и 149 НК РФ (в статье поименованы операции, освобожденные от обложения НДС), не исчисляют и не уплачивают этот налог в бюджет. Основываясь на примерах из арбитражной практики, приведем нарушения применения бюджетными учреждениями положений ст. 145 и 149 НК РФ.
Неправильный расчет выручки для применения положений ст. 145 НК РФ
Учреждения могут быть освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн. руб. (ст. 145 НК РФ). Но в связи с этим возникают следующие вопросы:
- необходимо ли при расчете выручки учитывать суммы, полученные от операций, не облагаемых НДС в силу норм ст. 149 НК РФ?
- принимаются ли в расчет выручки суммы, полученные от операций, не являющихся объектом обложения НДС?
- если налогоплательщик совмещает общий режим налогообложения и спецрежим в виде уплаты ЕНВД, то нужно ли в целях применения освобождения от уплаты НДС включать в выручку суммы, полученные от операций, облагаемых ЕНВД (п. 1 ст. 145 НК РФ), или нет?
Довольно распространенными являются случаи, когда налогоплательщик при расчете суммы выручки за три последовательных календарных месяца не учитывал суммы, полученные им от операций, не подлежащих обложению НДС, а также от операций, не являющихся объектом обложения НДС. При проведении выездных налоговых проверок работники налогового органа фиксировали данный факт как нарушение положений ст. 145 НК РФ. Правомерность своих действий им приходилось часто доказывать в суде. Как отметила ФНС в своем Письме от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@ "О порядке определения выручки для целей применения статьи 145 НК РФ", нормами ст. 145 НК РФ не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих обложению НДС либо не признающихся объектом обложения НДС.
Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении ВАС РФ от 27.11.2012 N 10252/12 по делу N А06-1871/2011, освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика направлено на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, согласно позиции ВАС РФ должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.
В Постановлении N 33 даны следующие разъяснения относительно применения положений ст. 145 НК РФ. При разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения названной статьи, судам нужно исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций. Поэтому поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны. Постановления Пленума ВАС для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС в анализируемом случае. С учетом изложенного размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ необходимо рассчитывать только в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.
Таким образом, позиция налоговых органов о нарушении налогоплательщиком положений ст. 145 НК РФ, когда он при расчете суммы выручки за три последовательных календарных месяца не принял в расчет суммы, полученные им от операций, не подлежащих обложению НДС, а также от операций, не являющихся объектом обложения НДС, является неправомерной.
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с п. 6 ст. 145 НК РФ для организаций по общему правилу документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются выписка из бухгалтерского баланса, выписка из книги продаж и копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. При этом, поскольку названной статьей не установлено иное, источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета.
Следовательно, при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения ст. 145 НК РФ нужно исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете.
Неправильное применение норм ст. 149 НК РФ
Рассмотрим частный случай неправильного применения положений обозначенной статьи (Постановление АС УО от 03.02.2015 N Ф09-9649/14 по делу N А60-17041/2014). По итогам проведения проверки образовательного учреждения налоговый орган доначислил учреждению суммы НДС. Основанием для доначисления НДС послужил вывод налогового органа о неправомерном применении учреждением пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ в связи с отсутствием в приложении к лицензии на ведение образовательной деятельности 25 структурных подразделений учреждения. Не согласившись с принятым налоговым органом решением, учреждение обратилось в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что налоговым органом не доказана неправомерность применения налогоплательщиком этого подпункта.
В соответствии с названным подпунктом не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях. При этом согласно п. 6 указанной статьи перечисленные в ней операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, для получения льготы в виде освобождения реализуемых услуг от обложения НДС необходима совокупность следующих условий: отнесение услуг к числу направленных на содержание детей в дошкольных учреждениях и наличие лицензии - только в том случае, если такая лицензия необходима.
Судом установлено, что в проверяемый период налогоплательщик осуществлял основной вид деятельности - дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию) (ОКВЭД 80.10.1). Налогоплательщик имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, в приложении к которой указано, что учреждение имеет право на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по месту нахождения лицензиата и по 11 адресам мест нахождения филиалов (детских садов). Остальные 25 филиалов в приложениях к лицензии не поименованы, но при этом фактически образовательная деятельность в данных филиалах (детских садах) осуществляется, что подтверждается представленными налогоплательщиком документами (договорами, положениями о детских садах, образовательными программами, анализом счетов учета выручки). Помимо этого, оказываются услуги по содержанию детей.
Руководствуясь п. 2 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", суды пришли к выводу, что обстоятельства, положенные в основу вывода инспекции о неправомерном применении пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, свидетельствуют о нарушении порядка лицензирования, не относящегося к грубым нарушениям. Налоговый орган не является лицом, контролирующим соблюдение требований в области лицензирования. Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о несоответствии закону оспариваемого решения инспекции (Постановление АС УО от 03.02.2015 N Ф09-9649/14 по делу N А60-17041/2014).
* * *
В этом материале были представлены лишь те ситуации по применению положений ст. 145 и 149 НК РФ, которые рассматривались в судах. Фактически нарушений данных норм Налогового кодекса намного больше.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"