Организация 1 (морской порт) и организация 2 (клиент) заключили договор, по которому порт принял на себя обязательства оказывать клиенту услуги по выгрузке из транспорта, хранению и погрузке в транспорт контейнеров, включая обработку транзитных контейнеров. Порт также обязался оказывать клиенту сопутствующие услуги для приема и отправки контейнеров. В период исполнения договора между сторонами возник спор по поводу оплаты услуг хранения контейнеров, которые находились в порту год. Организация 2 забрала контейнеры и отказалась оплачивать порту услуги хранения. Спустя 1,5 года порт потребовал оплатить оказанные услуги, но организация 2 отказалась, сославшись на то, что заключенный сторонами договор являлся договором экспедиции, и срок исковой давности по этим обязательствам истек. Правомерна ли позиция организации 2?
Л. Горшкова,
ООО "Центр методологии
бухгалтерского учета и налогообложения"
Газета "Финансовая газета", N 42, ноябрь 2015 г.
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
На основании п. 1 ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Таким образом, специальный срок исковой давности применим только в случаях, отдельно указанных в законе.
В п. 1 ст. 801 ГК РФ определено, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение необходимых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения и др.
Следовательно, осуществление дополнительных услуг возможно без заключения дополнительного или смешанного договора.
В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 8.11.07 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой при перевозках в прямом и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой.
Технологическое накопление грузов - это формирование партий грузов в ожидании подачи транспортных средств, осуществляемое при перевалке грузов (п. 10 ст. 4 Закона N 261-ФЗ).
В ст. 20 Закона N 261-ФЗ установлено, что услуги по перевалке грузов оказываются операторами морских терминалов на основании договора перевалки груза, по которому одна сторона (оператор морского терминала) обязуется осуществить за вознаграждение перевалку груза и выполнить другие услуги и работы, а другая сторона (заказчик) обязуется обеспечить своевременное предъявление груза для его перевалки в соответствующем объеме и (или) своевременное получение груза и его вывоз. По этому договору заказчиком может быть грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель), перевозчик, экспедитор либо иное физическое или юридическое лицо.
В договоре перевалки груза определяются объем, сроки перевалки груза и другие условия оказания услуг и выполнения работ оператором морского терминала, условия предъявления заказчиком груза для перевалки, а также иные условия, признаваемые сторонами существенными условиями для организации и осуществления процесса перевалки груза. По указанному договору оператором морского терминала могут осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах морского порта, технологическое накопление груза. В этом договоре может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ.
Таким образом, технологическое накопление производится по договору перевалки, который в свою очередь может выполняться в рамках договора транспортной экспедиции.
Согласно ст. 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Хранитель не вправе без согласия поклажедателя пользоваться переданной на хранение вещью, а равно предоставлять возможность пользоваться ею третьим лицам, за исключением случая, когда пользование хранимой вещью необходимо для обеспечения ее сохранности и не противоречит договору хранения (ст. 892 ГК РФ).
Исходя из срока нахождения груза в порту организация 1 оказывала именно услуги хранения.
Данный вывод подтверждается и судебной практикой.
Суды считают, что при наличии в договоре условий, которые регулируют хранение в течение длительного срока, к таковым отношениям следует применять срок исковой давности, как и к обычным договорам хранения (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.13 г. N 15АП-17901/2013).
ФАС Северо-Кавказского округа, оставляя в силе постановление N 15АП-17901/2013, в постановлении от 27.03.14 г. N А32-8291/2013 указал, что осуществление портом длительного хранения грузов не может быть отнесено к числу услуг, которые оказываются обычно в морском порту, и не обладают признаками перевалки грузов. Длительное хранение грузов по смыслу норм главы 41 ГК РФ и Федерального закона от 30.06.03 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" не может быть признано и услугами, оказываемыми в рамках осуществления транспортно-экспедиционной деятельности.
Таким образом, позиция организации 2 неправомерна.
19 ноября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.