Вредные и опасные условия труда
О.В. Малинина,
эксперт журнала "Промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2015 г.
На производственных предприятиях такие условия труда - обычное дело. Но это не означает, что на них не нужно обращать внимание. Законодательством предусмотрены компенсационные меры, направленные на ослабление негативного воздействия на здоровье лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными факторами производственной среды. Данные меры включают сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, денежную компенсацию и повышенную оплату труда. Что о них нужно знать?
Что считается вредными и опасными условиями труда?
Ответ на этот вопрос дадим в сравнительной схеме, основанной на положениях ст. 14 Закона о специальной оценке условий труда*(1).
/--------------------------------------------\
/-| Классификация условий труда |-\
| \--------------------------------------------/ |
/-----------------------------\ /-----------------------------\
| Опасные | | Вредные |
\-----------------------------/ \-----------------------------/
/-----------------------------\ /-----------------------------\
|Условия труда, при которых на| | Условия труда, при которых |
| работника воздействуют | |уровень воздействия вредных и|
|вредные или опасные факторы, | | (или) опасных |
| уровень воздействия которых | | производственных факторов |
| способен создать угрозу | | превышает уровень, |
| жизни, а последствия | | установленный нормативами |
| воздействия обусловливают | |(гигиеническими нормативами) |
| высокий риск развития | | условий труда |
| профзаболевания | | |
\-----------------------------/ \-----------------------------/
Вредные условия делятся на четыре подкласса в зависимости от того, к чему приводит воздействие вредных и опасных факторов:
- воздействие не несет риска повреждения здоровья и не приводит к профессиональным заболеваниям, функциональное состояние организма восстанавливается - I степень вредности;
- появляются начальные формы профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести - II степень;
- появляются и развиваются профессиональные заболевания легкой и средней степени тяжести - III степень;
- развиваются тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) - IV степень.
В случае применения лицами, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда (п. 6 ст. 14 Закона о специальной оценке условий труда). Приказом Минтруда РФ от 05.12.2014 N 976н утверждена методика снижения класса (подкласса) условий труда, но не стоит надеяться, что с помощью ее и средств защиты легко снизить вред здоровью и сэкономить на гарантиях и компенсациях.
Как выявляются вредные и опасные условия труда?
Трудовым кодексом установлен дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах (Письмо Минтруда РФ от 20.05.2014 N 15-1/ООГ-486). Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов оценки условий труда согласно требованиям Закона о специальной оценке условий труда. Результаты такой оценки могут быть использованы в целях разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда, предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях.
В Письме Минтруда РФ от 21.03.2014 N 15-1/В-298 указано, что в Законе о специальной оценке условий труда определен переходный период, согласно которому ранее проведенная работодателем аттестация рабочих мест по условиям труда действует в течение пяти лет со дня ее завершения, за исключением случаев, требующих внеплановой проверки. Ранее предусмотренные размеры компенсаций лицам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами спецоценки.
Пересмотр компенсаций, предоставляемых занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки этих условий. При этом улучшением считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Расходы на гарантии, компенсации и весь комплекс реабилитационных мер, сохраняемых за персоналом при переходе от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда, учитываются при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.06.2015 N 03-03-06/1/35668).
Повышенная оплата труда
Оплата труда работающих во вредных и (или) опасных условиях устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер ее повышения лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада) для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ). На практике доплаты устанавливаются в размере от 4 до 8% базовой тарифной ставки (оклада).
За невыполнение требования о дополнительной зарплате "вредникам" и "опасникам" работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ как за нарушение трудового законодательства (Решение Московского городского суда от 14.04.2015 N 7-3479/2015). Штраф, налагаемый на должностных лиц, составит от 1 до 5 тыс. руб., на юридических лиц - от 30 до 50 тыс. руб.
Нужно понимать, что названные выплаты персоналу за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда являются составной частью заработной платы, не имеют отношения к компенсационным выплатам (Постановление АС ПО от 28.11.2014 N Ф06-17621/2013, Ф06-17622/2013) и подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке (Письмо Минтруда РФ от 22.01.2014 N 17-3/В-19). Помимо этого в силу ст. 219 ТК РФ лица, занятые на тяжелых работах, имеют право получать за вредные условия труда компенсации, которые устанавливаются коллективным договором или иным локальным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Дополнительные компенсации
Наряду с повышенной оплатой труда в силу положения, предусмотренного абз. 13 ст. 219 ТК РФ, сотрудник, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями, имеет право на компенсации, установленные коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором (Постановление ФАС УО от 07.03.2014 N Ф09-401/14). В законодательстве не сказано, что это за компенсации, поэтому работодателям приходится проявлять самостоятельность. Один из наиболее распространенных вариантов - выплата так называемой компенсации морального вреда, причиненного в связи с вредными и (или) опасными условиями труда на рабочем месте.
В то же время выплаты в возмещение морального вреда - это санкция, связанная с привлечением к ответственности, для чего нужна совокупность условий, а именно причинение работнику физических или нравственных страданий действиями (бездействием) работодателя и наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) компании и конкретными фактами причинения вреда работнику. Если дело обстоит иначе, то подобные выплаты являются не компенсацией морального вреда, а дополнительными компенсационными выплатами работникам за вредные условия труда, предусмотренными ст. 219 ТК РФ.
Признание работодателем в коллективном договоре того факта, что работа во вредных условиях причиняет работникам моральный вред, не является основанием для возникновения у предприятия обязанности по выплате морального вреда, поскольку из норм ст. 237 ТК РФ, ст. 150, 151, 1064, 1099 ГК РФ следует, что по соглашению сторон может быть определен только размер компенсации морального вреда, но не основания его возникновения (Постановление АС ЦО от 19.08.2014 N А54-8200/2012).
На заметку. Действующее трудовое законодательство не ограничивает работодателя в возможности установления количества компенсационных выплат работникам.
Добавим, даже если выплаты названы не так, как полагается в рамках правового поля, для целей налогообложения, а вернее, освобождения от налогового бремени все равно принимается сущность выплат. Это компенсации, выплачиваемые в целях обеспечения прав работников на охрану труда и в связи с занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Они не облагаются НДФЛ как установленные законодательством компенсационные выплаты, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (абз. 11 п. 3 ст. 217 НК РФ, Постановление ФАС УО от 07.03.2014 N Ф09-401/14).
Дополнительные отпуска
Работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным, полагается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Его минимальная продолжительность составляет семь календарных дней. При этом продолжительность дополнительного отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов спецоценки условий труда (ст. 117 ТК РФ).
При исчислении налога на прибыль в расходы на оплату труда включаются начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда в соответствии с законодательством (п. 3 ст. 255 НК РФ). В то же время в "прибыльном" налогообложении не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам (п. 24 ст. 270 НК РФ).
С учетом изложенного при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль работодатель вправе учесть расходы на дополнительный отпуск лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Это касается также трудовых отношений, возникших до вступления в силу Закона о специальной оценке условий труда, при условии сохранения условий труда на рабочем месте, на основании которых назначены компенсационные меры в виде дополнительно предоставляемого отпуска (Письмо Минфина РФ от 12.05.2015 N 03-03-06/27132).
Подчеркнем: ранее чиновники придерживались иного мнения, отмечая, что оплата дополнительного отпуска не указана в ст. 217 НК РФ, которая содержит перечень не облагаемых НДФЛ доходов, поэтому названная выплата облагается налогом*(2).
Сокращенная продолжительность рабочего дня
Согласно ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 3-й или 4-й степени или опасным, - не более 36 часов в неделю. Пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени указанным работникам исходя из общих норм выработки устанавливаются нормы выработки и производится оплата труда. При этом на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, установленных названными актами.
Здесь нужно сказать пару слов о других нормативных актах, в частности, о Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, и инструкции по применению данного списка, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20.
Чиновники Минтруда считают, что документы могут применяться в рекомендательном порядке (Письмо от 28.08.2015 N 15-1/В-3969). Согласно ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с Трудовым кодексом законы и иные правовые акты РФ, а также правовые акты бывшего СССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу. Между тем мы не советовали бы следовать рекомендациям чиновников.
Названные документы приняты во исполнение ранее действующего законодательства. Сейчас изменен законодательный подход к регулированию порядка предоставления лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, преференций по времени отдыха. В частности, основанием для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и, соответственно, компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск работающим во вредных и (или) опасных условиях признаются конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации (Решение ВС РФ от 14.01.2013 N АКПИ12-1570, Определение ВС РФ от 25.05.2015 N 5-КГ14-161).
Такую же логику можно применить в части установления "вредникам" и "опасникам" сокращенной продолжительности рабочей недели. В статье 92 ТК РФ нет упоминания о каких-либо списках, поэтому ориентироваться нужно лишь на условия труда на рабочем месте, дающие право на предоставление данной трудовой гарантии.
Выдача молока и равноценных продуктов
На работах с вредными условиями труда выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда - лечебно-профилактическое питание. Причем молоко и указанные продукты по письменным заявлениям работников могут быть заменены компенсационной выплатой в размере, эквивалентном их стоимости, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором (ст. 222 ТК РФ).
Нормы и условия выдачи бесплатного молока за работу с вредными производственными факторами установлены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45н. Согласно подзаконным актам выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости во вредных условиях труда, обусловленных наличием на рабочем месте вредных производственных факторов.
Бесплатная выдача работникам молока законодательством не поставлена в зависимость от аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда. В то же время если по результатам этих мероприятий условия труда признаны безопасными (допустимыми), работодатель вправе прекратить бесплатную выдачу молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации (п. 13 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45н).
Наличие вредных производственных факторов, при воздействии которых рекомендуется употребление молока и других равноценных пищевых продуктов, может быть подтверждено в том числе результатами производственного контроля (протоколами измерений и оценки условий труда по химическим и физическим факторам) (Постановление АС ЗСО от 18.06.2015 N Ф04-20043/2015). Основанием для выдачи молока сотруднику является его фактическая занятость на работах, связанных с производством или применением химических и физических веществ, предусмотренных в перечне вредных производственных факторов.
Дополнительные тарифы страховых взносов
Работа во вредных и опасных условиях позволяет сотрудникам надеяться на досрочное назначение трудовой пенсии. В этих целях установлены дополнительные тарифы страховых взносов в ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о страховых взносах*(3) и в ч. 2.1 ст. 33.3 Закона о пенсионном страховании*(4). Если сотрудник работает постоянно во вредных или опасных условиях, то вопросов с начислением страховых взносов не возникает. Но иногда сотрудник часть месяца числится занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а на часть месяца переводится на работы с нормальными условиями. В таком случае он считается частично занятым на указанных работах.*
При частичной занятости в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, так и на "нормальных" работах исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам страховых взносов производится со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству дней, когда он числился занятым на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, в общем количестве календарных дней расчетного месяца.
Важно, что упомянутые страховые взносы начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу сотрудника независимо от включения периода выполнения работ, за которые осуществляются такие выплаты, в стаж для формирования досрочной пенсии (Письмо Минтруда РФ от 06.07.2015 N 17-3/В-331).
* * *
Итак, наличие на производстве вредных и опасных условий труда обязывает работодателя позаботиться о тех, кто работает в таких условиях, предоставляя им положенные трудовым законодательством гарантии и выплачивая компенсации. Это потребует определенных расходов, которые включаются в себестоимость выпускаемой предприятием продукции как затраты на мероприятия по охране труда. Они могут быть учтены и для целей налогообложения - при условии, что работодатель в состоянии подтвердить наличие вредных и опасных условий труда на рабочих местах производственного предприятия.
Помните, что гарантии и компенсации за труд во вредных и (или) опасных условиях, если новичок принимается на работу в соответствующих условиях, являются обязательным элементом заключаемого с ним трудового договора. В договоре должны указываться все значимые характеристики условий труда на рабочем месте.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ.
*(2) См., например, Письмо Минфина РФ от 06.05.2013 N 03-04-06/15555.
*(3) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
*(4) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"