Между уполномоченным органом и организацией был заключен договор аренды лесного участка. Уполномоченный орган в качестве одного из условий договора внес обязанность организации-арендатора в случае возникновения лесного пожара на арендуемом участке обеспечить его тушение собственными силами.
Правомерно ли на организацию-арендатора лесного участка накладывать обязанность по тушению лесного пожара на арендуемом лесном участке собственными силами?
Специалисты Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
Журнал "Все для бухгалтера", N 4, октябрь-декабрь 2015 г.
Возлагать на организацию-арендатора обязанность по организации тушения пожара, возникшего на арендуемом лесном участке, собственными силами является неправомерным, так как тушение лесных пожаров возложено на специализированные организации по ликвидации пожаров, что соответствует сложившейся судебной практике как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции.
Обоснование. В соответствии с абз. 1 ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
На основании п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В подп. "г" п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила), юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
В соответствии с п. 7 Правил привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.
На основании п. 5 Правил мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подп. "а" п. 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В силу подп. "а" и "б" п. 3 Правил меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность возложения на организацию-арендатора обязанности по тушению лесных пожаров на участке, принадлежащем ему на праве аренды.
В обоснование данной позиции приведем примеры из судебной практики.
Так, в определении Верховного Суда РФ от 13.08.2014 N 303-ЭС14-238, А73-9595/2013 разъясняется, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по организации тушения пожара в случае его возникновения на арендуемом лесном участке своими силами. Поскольку организации не являются специализированными организациями по ликвидации пожаров, включение такой обязанности в договор аренды признано судами не соответствующим закону.
Также в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 10.06.2014 N Ф03-1920/2014 указывается, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по организации тушения пожара в случае его возникновения на арендуемом лесном участке своими силами, в связи с чем включение такой обязанности в договоры аренды признано не соответствующим закону. Тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета, а арендаторы участвуют только в мероприятиях, указанных в подп. "а" и "б" п. 3 Правил, либо в тушении пожаров, возникших по их вине (также см. постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.05.2014 N Ф03-1513/2014; от 27.02.2014 N Ф03-567/2014; от 10.02.2014 N Ф03-6999/2013).
1 октября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Все для бухгалтера"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 014425
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: www.fin-izdat.ru
Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).