Некоторые проблемы формирования понятийного аппарата федерального законодательства о социальной защите населения
А.А. Захаров,
аспирант Санкт-Петербургского государственного
университета
(Санкт-Петербург)
Журнал "Российский юридический журнал", N 4, июль-август 2015 г.
Вопрос формирования понятийного аппарата в праве социального обеспечения приобрел особую актуальность ввиду противоречивости применяемых в федеральном законодательстве терминов, продолжающейся разработки общей части права социального обеспечения, а также отсутствия кодифицированного правового акта, в котором были бы закреплены соответствующие понятия и их определения*(1).
Попытка изменения и упорядочения терминологии, применяемой в законодательстве о социальной защите населения, нашла отражение в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ*(2) (далее - Закон N 122-ФЗ). Одной из основных его задач было приведение системы социальной защиты граждан в соответствие с принципом разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. При этом предполагалось также устранить неясность используемых понятий, в частности путем лингвистической, терминологической и (или) юридико-технической правки. Однако реформирование лишь усугубило ситуацию.
1 января 2005 г., после вступления в силу Закона N 122-ФЗ, большинство льгот в натуральной форме были заменены денежными компенсациями. Соответственно, исключалось и само понятие "льгота"*(3), а вместо него вводились такие категории, как меры социальной поддержки, социальные гарантии. Но внесенные изменения и последующее правовое регулирование не решили проблему четкого разграничения названных правовых категорий. Поэтому важно попытаться их развести.
В научной литературе такие попытки предпринимались*(4). Так, по мнению И.С. Морозовой, "социальные гарантии" - базовое понятие по отношению к мерам социальной поддержки. Последние предусматривают назначение денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций), оказание бесплатных социальных услуг, предоставление льгот*(5). Вместе с тем определение социальных гарантий, данное автором, повторяет приведенную ею же дефиницию гарантий*(6), а потому неясно, в чем отличия между этими правовыми категориями. Кроме того, автор указывает, что "меры социальной поддержки могут предоставляться в форме различного рода льгот, компенсаций, гарантий"*(7). Таким образом, непонятно, что же такое "гарантии": определяющее понятие по отношению к мерам социальной поддержки или их форма.
Некоторые авторы полагают, что социальные гарантии - это форма социальной защиты*(8), другие - что это виды социальной защиты*(9).
Принципиально иначе трактуют социальные гарантии представители экономической науки, называя их нормативами потребления и обеспеченности населения теми или иными социальными благами*(10). Такое понимание встречаем, например, в Рекомендации Международной организации труда 2012 г. N 202 "О минимальных уровнях социальной защиты"*(11). Согласно данному акту минимальные уровни социальной защиты представляют собой установленную в национальных масштабах систему основных социальных гарантий, которые обеспечивают защиту, нацеленную на предотвращение бедности или сокращение ее масштабов, незащищенности и социальной изоляции (п. 2). Перечень основных социальных гарантий дан в п. 5 Рекомендации и включает основные гарантированные доходы (т.е. не ниже минимального уровня обеспечения граждан), а также "доступ к национально установленным видам товаров и услуг, составляющим важнейшие медицинские услуги, в том числе по охране материнства, соответствующие критериям наличия, доступности, приемлемости и качества".
В связи с этим необходимо различать социальные гарантии как экономическую категорию (нормативы обеспеченности населения социальными благами) и как правовую категорию (правовые средства, с помощью которых достигается реализация социальных прав граждан*(12)).
Первое понимание социальных гарантий, полагаем, нашло отражение в Законе РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"*(13) и Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(14). Исходя из ст. 4 первого Закона и ст. 2 второго социальную поддержку можно рассматривать в качестве средства обеспечения соответствующей категории граждан социальными гарантиями как некими нормативами (стандартами) социальных благ.
Социальные гарантии во втором понимании (как правовая категория) закреплены во многих нормативных правовых актах Российской Федерации*(15). По содержанию их можно разделить на трудоправовые гарантии (связанные с оплатой труда, рабочим временем, временем отдыха) и социально-обеспечительные предоставления (пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и др.).
Что касается мер социальной поддержки, то, по мнению некоторых авторов, это дополнительная форма социальной защиты населения - денежные или натуральные предоставления, которые существуют наряду с другими видами социального обеспечения*(16).
Как следует из федерального законодательства, основаниями для предоставления мер социальной поддержки являются заслуги перед государством (например ветеранов различных категорий*(17)); получение лицом вреда здоровью, претерпевание каких-либо лишений или ограничение прав и свобод (например реабилитированными лицами и лицами, признанными жертвами политических репрессий*(18); лицами, пострадавшими в результате различных радиационных аварий*(19)). Сюда же можно отнести доноров*(20), граждан, имеющих поствакцинальные осложнения*(21), ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних*(22). Есть и иные основания предоставления мер социальной поддержки определенным категориям граждан, например обучающимся*(23), многодетным семьям*(24).
Из-за отсутствия в федеральном законодательстве четкого разграничения рассматриваемых понятий предоставление лицу мер социальной поддержки или социальных гарантий зависит, по существу, от того, какой федеральный нормативный правовой акт регулирует соответствующие правоотношения. При этом сами предоставления именуются законодателем одинаково. Так, категориям лиц, названным в Федеральном законе "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральном законе "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставляются такие социальные гарантии, как денежное довольствие, обеспечение жилыми помещениями, медицинское обеспечение, пенсионное обеспечение*(25). К мерам социальной поддержки ветеранов в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" отнесены пенсионное обеспечение, выплата пособий, предоставление жилых помещений, компенсация расходов на их содержание, оказание медицинской помощи. В Федеральном законе от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием"*(26) мерами социальной поддержки названы повышенная оплата труда, выплата надбавки; сокращенная продолжительность рабочего времени; удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск; медицинское обеспечение; предоставление служебных жилых помещений и др.
На наш взгляд, критерием разграничения социальных гарантий и мер социальной поддержки должно служить основание их предоставления той или иной категории граждан. Социальные гарантии (гарантии социальной защиты) полагаются государственным служащим (лицам, занимающим государственные должности Российской Федерации и т.д.) и лицам, выполняющим какую-либо профессиональную деятельность (например педагогическим работникам*(27)). Предоставление же мер социальной поддержки не зависит от выполнения лицом работы по трудовому договору или исполнения обязанностей по служебному контракту. Они назначаются гражданам по тому или иному указанному выше основанию.
Полагаем также, что меры социальной поддержки, связанные с оплатой труда, временем отдыха, рабочим временем*(28), следует называть гарантиями по смыслу ст. 164 Трудового кодекса РФ. Правовое регулирование мер социальной поддержки должно относиться к вопросам права социального обеспечения.
Предлагаемый подход требует внесения изменений в федеральное законодательство, в котором, повторим, рассматриваемые понятия не разграничены.
Так, в федеральных законах "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" словосочетание "социальные гарантии" используется только в названии соответствующих актов, а в текстах законодатель предпочитает оперировать терминами "меры социальной поддержки" и "права и льготы"*(29).
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"*(30) предоставление социальных гарантий связывается со статусом лица как малоимущего.
Серьезным терминологическим дефектом, на наш взгляд, является употребление термина "социальные гарантии" в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"*(31). До 1 января 2005 г. в этой статье речь шла о льготах по налогам на прибыль (доход), целевых дотациях и субсидиях, кредитах на льготных условиях, которые могут предоставляться поставщикам продукции для федеральных государственных нужд в целях их экономического стимулирования.
Отметим, что нередко рассматриваемые категории упоминаются в названиях законов, наименованиях их глав, статей, однако в некоторых нормативных правовых актах в соответствующей главе (статье) встречаются как понятие "социальная поддержка" ("меры социальной поддержки"), так и понятие "социальные гарантии". В частности, в Законе РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в ст. 33.1 гл. VI "Правовая защита и социальная поддержка" говорится о гарантиях социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы, а в ст. 36 - о предоставлении социальных гарантий персоналу.
Напомним, что согласно положениям гл. II "Меры социальной поддержки граждан, занятых на работах с химическим оружием, а также граждан, получивших профессиональные заболевания в результате проведения указанных работ" Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" указанной категории граждан предоставляются такие меры социальной поддержки, как повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего времени, удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск. Для граждан, получивших профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием, предусмотрены такие меры социальной поддержки, как возмещение вреда и различные социальные гарантии (ст. 11). Очевидно, что в данной статье социальные гарантии расцениваются как разновидность мер социальной поддержки. Полагаем, что гл. II следовало назвать "Социальные гарантии и меры социальной поддержки...", а в ст. 11 оперировать исключительно термином "меры социальной поддержки".
Статья 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"*(32) в результате внесения поправок в терминологию несколько раз меняла название. Первоначально статья именовалась "Социальная защита медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи" и регламентировала права этих работников на дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенную рабочую неделю, дополнительную оплату труда, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и т.д. Закон N 122-ФЗ изменил редакцию статьи, которая стала называться "Социальная поддержка медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи", в то же время в тексте статьи упоминались гарантии (п. 12 ст. 135 Закона N 122-ФЗ). Позднее в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(33) статью озаглавили "Гарантии медицинским, ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи". Однако в статье речь все так же идет о дополнительном оплачиваемом отпуске, сокращенной рабочей неделе, дополнительной (повышенной) оплате труда, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Помимо рассмотренных терминов в законодательстве встречается формулировка "меры социальной защиты". В связи с переходом к новой системе социальной защиты понятие "меры социальной защиты" следовало исключить вслед за "льготами" и заменить его понятием "меры социальной поддержки"*(34). Употребление в тексте федерального законодательства словосочетания "меры социальной защиты" после 1 января 2005 г. можно счесть юридико-техническим упущением*(35).
Однако неясно, намеренно ли законодатель в Законе N 122-ФЗ обошел вниманием названия глав и статей некоторых нормативных актов. Так, гл. IV Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"*(36) носит наименование "Меры социальной защиты"; ст. 20 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации"*(37) - "Меры социальной защиты судьи и членов его семьи", а ст. 21 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах"*(38) - "Материальное обеспечение и иные меры социальной защиты судебных приставов". При этом к мерам социальной защиты в первых двух нормативных актах отнесены обязательное государственное личное страхование упомянутых в законах категорий лиц, возмещение вреда, причиненного их здоровью, возмещение ущерба, причиненного их имуществу. Эти же меры предусмотрены в Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2201-I "О прокуратуре Российской Федерации"*(39), но в нем они обозначены как меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров (ст. 45), а в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"*(40) указанные меры общим термином не объединены: посвященная им ст. 36 носит название "Обязательное государственное личное страхование сотрудников Следственного комитета. Право на возмещение вреда".
Что касается перечисленных в Федеральном законе "О судебных приставах" мер социальной защиты судебных приставов (обеспечение проездными документами, денежная компенсация за использование личного транспорта в служебных целях, право приобретения вне очереди проездных документов при направлении в служебную командировку), то поскольку они предоставляются в связи с выполнением судебными приставами служебных обязанностей, то, на наш взгляд, правильнее причислить их к социальным гарантиям. К социальным гарантиям следует отнести и меры социальной защиты, зафиксированные в Федеральном законе "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации".
На наш взгляд, можно двояко с точки зрения терминологии трактовать положения ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"*(41), в названии которой фигурирует словосочетание "гарантии социальной защиты". В самой же статье социальные гарантии, по существу, приравниваются к мерам социальной защиты (наряду с правами и компенсациями - п. 2 ст. 3), а социальная защита, в свою очередь, предусматривает реализацию социальных гарантий (п. 3 ст. 3). Однако далее по тексту Закон закрепляет не меры социальной защиты военнослужащих, а социальные гарантии и компенсации, права и социальные гарантии и т.д. Таким образом, положения Закона не позволяют четко разграничить меры социальной защиты и социальные гарантии, равно как и отличить социальную защиту военнослужащих от их правовой защиты*(42).
Проблемы соотношения анализируемых категорий возникают и в правовом регулировании социальной защиты инвалидов. В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" основанием для предоставления мер социальной защиты является нарушение здоровья лица, приводящее к ограничению его жизнедеятельности (ст. 1). Вместе с тем в Законе различные предоставления инвалидам не названы мерами социальной защиты (соответствующая глава носит наименование "Обеспечение жизнедеятельности инвалидов"). А словосочетание "меры социальной поддержки" появляется только в ст. 28.2 "Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Если приведенные примеры можно счесть недостатками юридической техники, возникшими вследствие внесения изменений в федеральные правовые акты, то использование термина "меры социальной защиты" в нескольких статьях Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"*(43) (далее - Закон N 421-ФЗ) вряд ли можно считать случайным. В силу ст. 4 и 8 Закона меры социальной защиты - это общая категория, включающая:
права и льготы, предоставляемые в соответствии с Законом РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы";
дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, предоставляемое по Федеральному закону "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"*(44);
денежные выплаты, услуги и натуральные предоставления лицам, пострадавшим от радиационных и (или) техногенных катастроф*(45).
Последние мерами социальной защиты называл в своих решениях и Конституционный Суд РФ*(46). Следует отметить, что в ст. 8 Закона N 421-ФЗ не упомянут Федеральный закон "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Возможно, это просто упущение законодателя.
Поскольку "система социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС... включает в себя различные виды денежных выплат и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки"*(47), а в систему социальной защиты инвалидов входят гарантированные государством экономические, правовые меры и меры социальной поддержки (ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), можно говорить о том, что понятие "меры социальной защиты" шире, чем понятие "меры социальной поддержки", и они соотносятся как целое и часть.
Вместе с тем остается нерешенным вопрос: почему по федеральному законодательству отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной защиты, а не меры социальной поддержки (и наоборот). Полагаем, выходом из данной ситуации было бы выделение денежных выплат (в частности, ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и ст. 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", денежных выплат, закрепленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") из состава мер социальной поддержки*(48) и включение их наряду с мерами социальной поддержки в общую категорию "меры социальной защиты". В эту же категорию, исходя из положений ст. 4 Закона N 421-ФЗ, следует добавить и права и льготы, предоставляемые в соответствии с Законом РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"*(49).
Кроме того, поскольку трудоправовые гарантии предоставляются определенным в законодательстве гражданам в связи с их статусом получателя мер социальной защиты, а не со статусом работника, то в категорию "меры социальной защиты" следует включить и гарантии, предусмотренные для этих граждан по трудовому законодательству.
Таким образом, если отдельным категориям граждан полагаются только натуральные предоставления (без денежных выплат), то в законе надлежит использовать термин "меры социальной поддержки", а если и натуральные предоставления, и денежные выплаты, то в законе целесообразно употреблять понятие "меры социальной защиты".
Итак, еще раз укажем, что основанием предоставления мер социальной защиты, включающих меры социальной поддержки, и социальных гарантий является прохождение лицом государственной службы (или выполнение иных государственных обязанностей), а также осуществление им определенной профессиональной деятельности. При этом в число социальных гарантий входят как трудоправовые гарантии, так и социально-обеспечительные предоставления, которые назначаются лицу в связи с его статусом.
Подчеркнем, что применение предлагаемого нами подхода к разрешению обозначенной терминологической проблемы потребует внесения изменений в правовые акты или принятия на федеральном уровне кодифицированного акта в сфере социальной защиты населения.
В научной литературе идея о кодификации законодательства о социальном обеспечении (в частности о принятии социального кодекса, "рамочного" закона) обсуждается давно, были высказаны разные точки зрения*(50), появилось даже специальное исследование, посвященное данному вопросу*(51). Представляется, что необходимость принятия такого правового акта назрела. По нашему мнению, в нем следует не только закрепить базовые понятия права социального обеспечения*(52), но и провести четкое разграничение иных правовых категорий, в частности мер социальной защиты, мер социальной поддержки и социальных гарантий. Возможно, несмотря на изменения, внесенные Законом N 122-ФЗ в систему социальной защиты населения и ее понятийный аппарат, в таком кодифицированном акте снова будет использоваться понятие "льготы"*(53), как это сделано, к примеру, в социальных кодексах, принятых на региональном уровне.
Согласно Социальному кодексу Белгородской области*(54) меры социальной защиты предоставляются в форме мер социальной поддержки, социальных услуг, ежемесячных денежных выплат, социальных выплат (стипендий, пособий, субсидий); регионального материнского (семейного) капитала (ст. 9)*(55). В этой системе предусмотрены и льготы, которые отнесены как к мерам социальной поддержки, так и к социальным услугам (ст. 10, 11). В Кодексе Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан*(56) закреплены меры социальной поддержки, которые предоставляются в денежной и натуральной форме, а льгота является видом мер социальной поддержки в натуральной форме (ст. 6). Аналогичные кодексы приняты в Ярославской области*(57) и Санкт-Петербурге*(58).
Следовательно, федеральный законодатель при подготовке и принятии кодифицированного правового акта в сфере социальной защиты населения может учитывать не только научные разработки, но и опыт кодификации и применения кодифицированного правового акта на региональном уровне. Как справедливо отмечает Ю.В. Васильева, кодификация законодательства о социальном обеспечении позволит решить многие социальные проблемы и положительно отразится на системном развитии законодательства и права социального обеспечения*(59).
Список литературы
Антипьева Н.В. Проблемы правового регулирования социального обеспечения военнослужащих: моногр. Омск, 2009.
Благодир А.Л. К вопросу о системе мер социальной поддержки (анализ федерального и регионального законодательства) // Вестн. Вятского гос. гуманитарного ун-та. 2012. N 1. Т. 1.
Благодир А.Л. Система права социального обеспечения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014.
Бондаренко Н.В., Кураков А.Л. Совершенствование социальной политики в условиях кризиса // Вестн. Чувашского ун-та. 2010. N 1.
Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.
Грудцына Л.Ю. Комментарий к статье 39 // Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / науч. ред. Ю.И. Скуратов. М., 2013.
Денисова И. Социальная политика: учеб. Ростов н/Д, 2009.
Дресвянкин Д.С. Социальная защита сотрудников правоохранительных органов: правовые вопросы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учеб. М., 2005.
Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2003.
Калашников С.В. Становление социального государства в России. М., 2003.
Кирилловых А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2010. N 7.
Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан: Закон Омской области от 4 июля 2008 г N 1061-ОЗ (с изм. от 25 декабря 2014 г.) // Омский вестн. 2008. 8 июля.
Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения. М., 2009.
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. для бакалавров. М., 2014.
Медведева А.В. Социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф в РФ: правовые вопросы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013.
Мершина Н.Д. Вопросы социальной защиты в решениях Уставного суда Свердловской области // Социальные права и практика Конституционного Суда Российской Федерации: сб. материалов науч. конф. (5-7 июня 2007 г.). СПб., 2008.
Миронова Т.К. Право и социальная защита. М., 2006.
Морозова И.С. Теория правовых льгот: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007.
О ветеранах: Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (с изм. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168.
О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ": Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 203-ФЗ // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4172.
О газоснабжении в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ (с изм. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667.
О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ (с изм. от 3 февраля 2014 г.) // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.
О донорстве крови и ее компонентов: Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ (с изм. от 4 июня 2014 г.) // URL: http://www.pravo.gov.ru.
О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией: Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 2002. N 10. Ст. 964.
О мерах по социальной поддержке многодетных семей: Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 (с изм. 25 февраля 2003 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 19. Ст. 1044.
О минимальных уровнях социальной защиты: Рекомендация Международной организации труда от 14 июня 2012 г. N 202 // URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/no rmativeinstrument/wcms_r202_ru.pdf.
О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ (с изм. от 20 апреля 2014 г.) // СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.
О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы: Федеральный закон от 9 января 1997 г N 5-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 349.
О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции): Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ (с изм. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1212.
О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации: Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (с изм. от 28 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2581.
О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2201-I (с изм. от 22 декабря 2014 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 366.
О реабилитации жертв политических репрессий: Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I (с изм. от 30 ноября 2011 г.) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР 1991. N 44. Ст. 1428.
О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ (с изм. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 15.
О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием: Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ (с изм. от 14 октября 2014 г.) // СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4538.
О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I (с изм. от 22 декабря 2014 г.) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699.
О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча: Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ (с изм. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5850.
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с изм. от 1 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ (с изм. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 128.
О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (с изм. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. N 53 (Ч. 1). Ст. 7608.
О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (с изм. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2011. N 30 (Ч. 1). Ст. 4595.
О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (с изм. от 24 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.
О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы: Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-I (с изм. от 2 июля 2013 г.) // Рос. газ. 1993. 10 февр.
О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I (с изм. от 22 декабря 2014 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.
О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ (с изм. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74.
О судебных приставах: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ (с изм. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590.
Об иммунопрофилактике инфекционных болезней: Федеральный закон от 17 сентября 1998 г N 157-ФЗ (с изм. от 31 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1998. N 38. Ст. 4736.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изм. от 31 декабря 2014 г.) // URL: http://www.pravo.gov.ru.
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (с изм. от 16 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный закон от 22 декабря 2014 г N 421-ФЗ // URL: http://www.pravo.gov.ru.
Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан": постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 296 // URL: http://www.pravo.gov.ru.
Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I (с изм. от 2 апреля 2014 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316.
Определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2008 г. N 1085-О-П // СЗ РФ. 2009. N 16. Ст. 1967.
Определения Конституционного Суда РФ от 25 января 2007 г. N 16-О, от 16 октября 2007 г N 642-О-О, от 25 декабря 2008 г. N 966-О-О, от 6 ноября 2014 г. N 2636-О.
План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году: утв. распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. N 98-р // URL: http://www.pravo.gov.ru.
Постановление Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. N 17-П // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5866.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 3-П // URL: http://www.pravo.gov.ru.
Право социального обеспечения: учеб. / под ред. М.В. Филипповой. М., 2006. Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация // Журн. рос. права. 2011. N 2.
Силкина Е.А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013.
Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969. Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7.
Социальный кодекс Белгородской области: Закон Белгородской области от 28 декабря 2004 г. N 165 (с изм. от 3 октября 2014 г.) // Белгородские известия. 2004. 29 дек.
Социальный кодекс Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 (с изм. от 26 декабря 2014 г.) // Вестн. Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2011. N 41.
Социальный кодекс Ярославской области: Закон Ярославской области от 19 декабря 2008 г. N 65-з (с изм. от 25 декабря 2014 г.) // Губернские вести. 2008. 20 дек.
Стахова А.А. Административно-правовые основы социальной поддержки граждан: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007.
Федорова М.Ю. Социальная поддержка в системе социальной защиты населения: понятие и правовая природа // Рос. ежегодник трудового права. 2008. N 4.
Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: моногр. Омск, 2000.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например: Силкина Е.А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. Отдельные вопросы понятийного аппарата права социального обеспечения затрагивались, например, Ю.В. Васильевой (Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010) и А.Л. Благодир (Благодир А.Л. Система права социального обеспечения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014).
*(2) О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ": Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
*(3) Последовательно выполнить эту задачу не удалось. Так, льготы по-прежнему предоставляются определенным категориям граждан в соответствии с Законом РФ от 15 января 1993 г. N 4301-I "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" (с изм. от 2 июля 2013 г.) (Рос. газ. 1993. 10 февр.) и Федеральным законом от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (с изм. от 28 декабря 2013 г.) (СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 349). Следует отметить, что в законопроекте, внесенном Правительством РФ в Государственную Думу, предусматривалась замена в названных законах слова "льготы" на слова "меры социальной поддержки". Однако, как отмечают М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова, "решение вопроса о монетизации льгот, предоставляемых Героям СССР, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, при принятии Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ было отложено в связи с резким протестом депутатов Государственной Думы, которые лоббировали интересы указанных категорий граждан" (Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учеб. М., 2005. С. 587).
*(4) См., например: Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7. С. 7-13; Стахова А.А. Административно-правовые основы социальной поддержки граждан: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007; Федорова М.Ю. Социальная поддержка в системе социальной защиты населения: понятие и правовая природа // Рос. ежегодник трудового права. 2008. N 4. С. 577-591; Кирилловых А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2010. N 7. С. 72-83; Благодир А.Л. К вопросу о системе мер социальной поддержки (анализ федерального и регионального законодательства) // Вестн. Вятского гос. гуманитарного ун-та. 2012. N 1. Т. 1. С. 70-73.
*(5) Морозова И.С. Теория правовых льгот: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. С. 407.
*(6) Там же. С. 76, 407.
*(7) Морозова И.С. Указ. соч. С. 245.
*(8) См., например: Калашников С.В. Становление социального государства в России. М., 2003. С. 150; Грудцына Л.Ю. Комментарий к статье 39 // Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / науч. ред. Ю.И. Скуратов. М., 2013. С. 201.
*(9) См., например: Дресвянкин Д.С. Социальная защита сотрудников правоохранительных органов: правовые вопросы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 7, 13.
*(10) См., например: Денисова И. Социальная политика: учеб. Ростов н/Д, 2009. С. 289; Бондаренко Н.В., Кураков А.Л. Совершенствование социальной политики в условиях кризиса // Вестн. Чувашского ун-та. 2010. N 1. С. 403.
*(11) URL: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/no rmativeinstrument/wcms_r202_ru.pdf.
*(12) Такое понимание социальных гарантий отвечает, во-первых, положениям федерального законодательства (см., например: определение гарантий в ст. 164 Трудового кодекса РФ и гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме в ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. от 16 декабря 2014 г.) (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253), а во-вторых, научным представлениям (см., например: Скобелкин В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. М., 1969. С. 48; Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2003. С. 97). О социальных гарантиях см. также: Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация // Журн. рос. права. 2011. N 2. С. 73-76.
*(13) Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699.
*(14) СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
*(15) См., например: О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ (с изм. от 21 июля 2014 г.) // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74; О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ (с изм. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2011. N 30 (Ч. 1). Ст. 4595; О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (с изм. от 4 ноября 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. N 53 (Ч. 1). Ст. 7608 и др.
*(16) Право социального обеспечения: учеб. / под ред. М.В. Филипповой. М., 2006. С. 412; Стахова А.А. Указ. соч. С. 12; Федорова М.Ю. Социальная поддержка в системе социальной защиты населения: понятие и правовая природа. С. 582; Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учеб. для бакалавров. М., 2014. С. 471.
*(17) О ветеранах: Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (с изм. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168.
*(18) О реабилитации жертв политических репрессий: Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I (с изм. от 30 ноября 2011 г.) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1428.
*(19) О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон РФ N 1244-I; О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча: Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ (с изм. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5850; О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ (с изм. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 128.
*(20) Статьи 22 и 23 Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (с изм. от 4 июня 2014 г.) (URL: http://www.pravo.gov.ru).
*(21) Статья 18 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (с изм. от 31 декабря 2014 г.) (СЗ РФ. 1998. N 38. Ст. 4736).
*(22) Статья 19 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изм. от 31 декабря 2014 г.) (СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1212).
*(23) Часть 2 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. от 31 декабря 2014 г.) (URL: http://www.pravo.gov.ru).
*(24) О мерах по социальной поддержке многодетных семей: Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 (с изм. 25 февраля 2003 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 19. Ст. 1044.
*(25) См. также: ст. 33.1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (с изм. от 2 апреля 2014 г.) (Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316); ст. 2 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и др.
*(26) СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4538.
*(27) Часть 5 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
*(28) Статьи 14, 16, 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; ст. 4 и 5 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".
*(29) Ср.: название и текст ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", название и текст ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(30) СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667.
*(31) Там же. 1994. N 34. Ст. 3540.
*(32) Там же. 2001. N 26. Ст. 2581.
*(33) СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4172.
*(34) О таком преобразовании говорил, в частности, Конституционный Суд РФ: "С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты населения была преобразована в систему социальной поддержки" (определение от 16 октября 2007 г. N 642-О-О). Позицию Суда о замене слов "меры социальной защиты" на "меры социальной поддержки" см.: определения от 25 января 2007 г. N 16-О, от 25 декабря 2008 г. N 966-О-О). Об этом также пишет О.А. Снежко: "Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что законодатель пытается отказаться от использования категории "социальная защита", заменяя ее другим термином "социальная поддержка" (Снежко О.А. Указ. соч. С. 9).
*(35) Примером такого упущения, на наш взгляд, являются указания на меры социальной защиты в пп. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона "О ветеранах".
*(36) СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.
*(37) Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.
*(38) СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590.
*(39) Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 366.
*(40) СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 15.
*(41) СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.
*(42) О понятиях "правовая защита военнослужащих" и "социальная защита военнослужащих" см., например: Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: моногр. Омск, 2000. С. 19-20; Антипьева Н.В. Проблемы правового регулирования социального обеспечения военнослужащих: моногр. Омск, 2009. С. 48-54.
*(43) URL: http://www.pravo.gov.ru.
*(44) СЗ РФ. 2002. N 10. Ст. 964.
*(45) В данном случае мы используем терминологию А.В. Медведевой (Медведева А.В. Социальная защита лиц, пострадавших от радиационных и (или) техногенных катастроф в РФ: правовые вопросы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С. 22).
*(46) См., например: определения Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2008 г. N 1085-О-П (СЗ РФ. 2009. N 16. Ст. 1967); от 6 ноября 2014 г. N 2636-О.
*(47) См., например: постановления Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. N 17-П (СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5866); от 30 января 2013 г. N 3-П (URL: http://www.pravo.gov.ru).
*(48) Представляется, что именно так и сделано в ч. 8 ст. 154 Закона N 122-ФЗ и ст. 3 Закона N 421-ФЗ. Однако, например, в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" получение ежемесячной денежной выплаты является мерой социальной поддержки.
*(49) Хотя, например, в Государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 296, говорится о социальной поддержке этих категорий граждан, а не об их социальной защите (URL: http://www.pravo.gov.ru).
*(50) См., например: Миронова Т.К. Право и социальная защита. М., 2006. С. 206-207; Стахова А.А. Указ. соч. С. 15-17; Мершина Н.Д. Вопросы социальной защиты в решениях Уставного суда Свердловской области // Социальные права и практика Конституционного Суда Российской Федерации: сб. материалов науч. конф. (5-7 июня 2007 г.). СПб., 2008. С. 288-289; Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс права социального обеспечения. М., 2009. С. 228-229.
*(51) Васильева Ю.В. Указ. соч.
*(52) Силкина Е.А. Указ. соч. С. 18.
*(53) Тем более этот термин сохраняется в Законе РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федеральном законе "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", а также в правовых актах Правительства РФ. Например, в Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. N 98-р (URL: http://www.pravo.gov.ru) среди ключевых направлений действий выделяется "продолжение модернизации и улучшение сбалансированности пенсионной системы, а также системы социальных льгот (за счет расширения ее адресного характера)".
*(54) Социальный кодекс Белгородской области: Закон Белгородской области от 28 декабря 2004 г. N 165 (с изм. от 3 октября 2014 г.) // Белгородские известия. 2004. 29 дек.
*(55) Здесь, на наш взгляд, законодатель субъекта РФ путает формы предоставления благ по социальному обеспечению и виды социального обеспечения. Формы предоставления социальных благ - денежная или натуральная, а виды социального обеспечения - это пенсии, пособия и пр.
*(56) Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан: Закон Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ (с изм. от 25 декабря 2014 г.) // Омский вестн. 2008. 8 июля.
*(57) Социальный кодекс Ярославской области: Закон Ярославской области от 19 декабря 2008 г. N 65-з (с изм. от 25 декабря 2014 г.) // Губернские вести. 2008. 20 дек.
*(58) Социальный кодекс Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 (с изм. от 26 декабря 2014 г.) // Вестн. Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2011. N 41.
*(59) Васильева Ю.В. Указ. соч. С. 4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Захаров А.А. Некоторые проблемы формирования понятийного аппарата федерального законодательства о социальной защите населения
Zakharov A.A. Some issues of developing a conceptual framework of the federal legislation on social protection
Рассматривается проблема соотношения понятий "социальные гарантии", "меры социальной поддержки", "меры социальной защиты" в федеральном законодательстве и научной литературе. С точки зрения автора, критерием разграничения данных правовых категорий служит основание их предоставления той или иной категории граждан. Социальные гарантии получают лица, проходящие государственную службу (или выполняющие иные государственные обязанности), а также лица, занимающиеся определенной профессиональной деятельностью. Меры социальной защиты предоставляются, в частности, гражданам, имеющим заслуги перед государством, получившим вред здоровью, претерпевающим какие-либо лишения или ограничения прав и свобод. Назначение этих мер не зависит от выполнения работы по трудовому договору или исполнения обязанностей по служебному контракту. В состав мер социальной защиты входят меры социальной поддержки (натуральные предоставления), денежные выплаты, трудоправовые гарантии. Отмечается, что предложенный автором подход к разграничению анализируемых понятий требует внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации. Оптимальным вариантом является принятие кодифицированного правового акта в сфере социальной защиты населения. Примерами такого акта для федерального законодателя могут послужить имеющиеся в региональном законодательстве социальные кодексы.
The article deals with the correlation between the concepts of social guarantees, measures of social support, measures of social protection in the federal legislation and scientific literature. The author proposes a criterion for distinguishing these categories that is the basis of their provision. Social guarantees are provided to public servants (or persons performing other public duties), as well as persons engaged in definite professional activities. At the same time, measures of social protection are given to citizens who have rendered special services to the State, injured persons, or to those who endure various hardships or rights and freedoms restrictions, etc. These measures are provided to above-mentioned citizens, regardless of whether they fulfill their duties under an employment contract or under a service contract. Measures of social protection include measures of social support (natural provisions), cash payments, labour guarantees. It is noted that the author's approach to distinguishing the analyzed categories requires changes to the Russian Federation legal acts. The most appropriate solution for this matter is to adopt a codified legal act on social protection. In fact, there are so-called "social codes" in a few regions of Russia that could be taken as an example by the federal legislator.
Ключевые слова: социальные гарантии, меры социальной защиты, меры социальной поддержки, кодификация
Key words: social guarantees, measures of social protection, measures of social support, codification
Некоторые проблемы формирования понятийного аппарата федерального законодательства о социальной защите населения
Автор
А.А. Захаров - аспирант Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)
"Российский юридический журнал", 2015, N 4