НДС при экспорте товаров
Е. Иванова,
эксперт журнала
Журнал "Российский бухгалтер", N 8, август 2015 г.
Экспорт - это таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами (ст. 212 Таможенного кодекса Таможенного союза). рассмотрим порядок налогообложения операций по реализации товаров, экспортируемых из России за пределы Таможенного союза.
В соответствии с нормами ст. 146 Налогового кодекса РФ, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав, признается объектом налогообложения. Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе так же признается реализацией товаров (работ, услуг). При этом, согласно нормам ст. 147 Налогового кодекса РФ, местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
1) товар находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется;
2) товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.
Таким образом, товар, вывозимый с территории РФ, облагается НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При вывозе товаров с территории Российской Федерации налогообложение производится в следующем порядке (п. 2 ст. 151 Налогового кодекса РФ):
1) при вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта налог не уплачивается. Указанный порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
2) при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, в таможенной процедуре реэкспорта налог не уплачивается, а уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
3) при вывозе с территории Российской Федерации припасов, а также товаров в целях завершения специальной таможенной процедуры налог не уплачивается. Об этом также свидетельствует п. 2 ст. 363 Таможенного кодекса Таможенного союза. В соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, припасы - товары:
- необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания "река - море", судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи (далее - водные суда), воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования;
- предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;
- предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов;
4) при вывозе товаров с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, в соответствии с иными таможенными процедурами освобождение от уплаты налога и (или) возврат уплаченных сумм налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, налогообложение по ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. При этом, право применения налоговой ставки 0% необходимо подтвердить документами, предусмотренными ст. 165 Налогового кодекса РФ:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции).
При вывозе реализуемых товаров (припасов) в целях использования их в деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на морском месторождении углеводородного сырья, представляется контракт (копия контракта) налогоплательщика с налогоплательщиком, осуществляющим деятельность по поиску, оценке, разведке и (или) разработке указанного месторождения, на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы Российской Федерации, а также копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров (припасов) в пункт назначения, находящийся на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.
Контракт должен быть заключен с иностранной организацией и является базовым документом, подтверждающим экспортную операцию. Содержание контракта должно соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ, а также содержать сведения, согласованные сторонами. Налоговое законодательство не содержит установленные требования к заключению контракта. Контракт подписывается обеими сторонами импортной сделки, при этом напомним, что покупателем обязательно должна выступать иностранная организация. В ином случае, импортная операция подтверждена не будет. Документ контракта должен быть подписан с двух сторон так же во избежание сомнений со стороны налоговых органов.
В свою очередь, налоговики уделяют внимание не только внешнему виду контракта, но и его содержанию. Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов утверждены Банком России от 15 июля 1996 г. N 300 (вместе с рекомендациями, утв. МВЭС РФ 29 февраля 1996) (далее - Рекомендации). Согласно Рекомендациям, внешнеторговый контакт должен содержать следующее:
1. Общие сведения
- унифицированный номер контракта, состоящий из трех групп знаков с двумя разделителями /, сформированных следующим образом:
ББ/XXXXXXXX/XXXXX или ЦЦЦ/XXXXXXXX/XXXXX,
где первая группа состоит из двух букв (ББ) или трех цифр (ЦЦЦ), соответствующих коду страны Покупателя (Продавца) по международному классификатору "Страны мира", используемому для целей таможенного оформления;
вторая группа состоит из восьми цифр, составляющих код организации Покупателя (Продавца) в соответствии с Общероссийским классификатором "Предприятия и организации" (ОКПО);
третья группа состоит из пяти цифр и представляет собой порядковый номер документа на уровне организации Покупателя (Продавца);
- дата подписания контракта, оформляемая следующим образом:
ДД.ММ.ГГ,
где ДД - день (2 цифры); ММ - месяц (2 цифры); ГГ - год (2 последние цифры года).
Каждые две цифры отделяются друг от друга точкой;
- место подписания контракта;
- полные официальные наименования организаций Продавца и Покупателя;
- страна иностранного партнера и страна назначения (отправления) товара. Приводится полное наименование стран и их трехзначный код в соответствии с международным классификатором "Страны мира", используемым для целей таможенного оформления.
2. Предмет контракта
Указываются:
Наименование и полная характеристика товара.
Полное коммерческое наименование товара, ассортимент, размеры, модели, комплектность, страна происхождения товара и другие данные, необходимые для описания товара, включая ссылки на международные и/или национальные стандарты на продукцию.
Тара / упаковка, маркировка товара.
Наименование тары или упаковки в соответствии с международным классификатором "Коды для видов груза, упаковок и материалов упаковок (с дополнительными кодами для наименований упаковок)". Описание и требования к маркировке товара.
Объем, вес, количество товара.
Объем груза, его вес с упаковкой (брутто) или без нее (нетто) в согласованных единицах измерения.
В случае необходимости приводится количество товара в единицах измерения в соответствии с таблицей единых измерений, приведенной в ТН ВЭД.
3. Цена и сумма
Указывается общая сумма контракта и цена за единицу товара в валюте цены с приведением краткого наименования базиса поставки в соответствии с международными правилами толкования стандартных формулировок условий поставки товара ("ИНКОТЕРМС-90"). Наименование и код валюты, в которой оценен товар в соответствии с классификатором валют, используемым для целей таможенного оформления.
В случаях, когда цена за единицу товара и сумма контракта не могут быть точно установлены на дату подписания контракта, приводится подробная формула цены либо условия ее определения с таким расчетом, чтобы при реализации всех оговоренных условий можно было однозначно установить цену товара и сумму контракта.
4. Условия платежа
Дается описание условий платежа.
Указываются наименование и код валюты, в которой будет производиться платеж, в соответствии с классификатором, используемым для целей таможенного оформления, сроки платежа и условия рассрочки при ее предоставлении, а также обязательный перечень документов, передаваемых Продавцом Покупателю и подтверждающих факт отгрузки, стоимость и номенклатуру отгруженных товаров.
Рекомендуется предусматривать аккредитивную форму платежа или другую форму, гарантирующую безусловное поступление валютной выручки при экспорте товаров, а также предоставление гарантий на возврат платежа, ранее переведенного в оплату импортируемых товаров, в случае их непоступления.
Указываются полные наименования и почтовые адреса банков (филиалов) сторон, номера счетов, платежные реквизиты.
5. Срок поставки
Приводится порядок поставки товаров, т.е. дата завершения поставок и/или график поставок конкретных партий товара с указанием срока действия контракта, в течение которого должны быть завершены поставки товаров и взаимные расчеты по контракту.
6. Условия приемки товара по качеству и количеству
Указываются место и сроки проведения инспекции качества и количества товара, наименование независимой экспертной организации, порядок предъявления рекламаций.
7. Форс-мажор
Формулируются форс-мажорные обстоятельства.
8. Прочие условия и обстоятельства сделки
В специальных пунктах или разделах контракта оговариваются другие условия и обстоятельства сделки (гарантийные обязательства, лицензионные платежи, техническая помощь, сборка, наладка и монтаж оборудования, обучение персонала, информационные и другие услуги).
9. Рассмотрение споров
Приводится порядок предъявления и рассмотрения неурегулированных претензий, порядок платежей по претензиям, рассмотрение спорных вопросов в арбитраже. Указывается, правом какого государства будут регулироваться отношения по контракту.
10. Санкции
Указываются санкции за ненадлежащее исполнение обязательств сторон, в частности, за просрочки в поставке товара и/или просрочки в оплате стоимости товара, а также товара ненадлежащего количества и качества.
11. Адреса покупателя и продавца
Юридические и полные почтовые адреса Продавца и Покупателя, контактный телефон, факс, телекс организации (предприятия) - Продавца и Покупателя.
12. Подписи сторон
Даются подписи лиц, уполномоченных организациями Продавца и Покупателя заключить контракт, заверенные печатью, с указанием их Ф.И.О. и должностей.
Еще один немало важный вопрос в подтверждении операции импорта: контракт должен соответствовать всему комплекту документов. Как следует из ст. 165 Налогового кодекса РФ, документы должны быть достоверными и не содержать противоречий. Как известно, на практике это не всегда соответствует действительности. Чаще всего это технические ошибки, допускаемые в маркировки товаров, их наименование. В данном случае следует ожидать от налоговых органов отказа в подтверждении экспортной операции. Однако, как показывает положительная практика, свою позицию может отстоять в суде.
2) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.
При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
Форма таможенной декларации и Инструкция по ее заполнению, утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257.
При вывозе с территории Российской Федерации припасов представляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов за пределы Российской Федерации (в случае, если таможенное декларирование предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза).
В порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, налогоплательщик может представить:
- реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками российского таможенного органа места убытия вместо таможенных деклараций (их копий);
- реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающих факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, вместо таможенных деклараций (их копий);
Стоит отметить, что для подтверждения нулевой ставки вы вправе представить не сами таможенные декларации, а их реестры (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ). Порядок представления таких реестров утвержден Приказом Минфина России от 21 мая 2010 N 48н.
Согласно указанному Порядку, организации и индивидуальные предприниматели - плательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары, вывезенные в соответствии с таможенным режимом экспорта (далее - налогоплательщики), могут представлять в налоговые органы по месту постановки на учет в пакете документов, обосновывающих правомерность применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0% и представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость, вместо таможенных деклараций (их копий), предусмотренных пп. 3 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ, реестры таможенных деклараций.
Реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками таможенного органа Российской Федерации, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, через который товары были вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган), может представляться вместо таможенных деклараций (их копий) с отметками российского таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, и пограничного таможенного органа.
Реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта, может представляться вместо таможенных деклараций (их копий) при вывозе товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи; при вывозе товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен; при вывозе товаров, не происходящих с территории Российской Федерации, в соответствии с таможенным режимом экспорта на территорию государства - участника Таможенного союза, на границе с которым таможенный контроль отменен.
3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Если на копиях международных товарно-транспортных накладных отсутствуют отметки таможенных органов о вывозе товара, подтвердить правомерность применения нулевой ставки вы не сможете. Сделать так не получится, даже если факт вывоза может быть установлен на основании иных документов, представленных в инспекцию в порядке ст. 165 Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.
При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:
- копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации. В случае вывоза уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции, доставленных на территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации, такая копия поручения налогоплательщиком в налоговые органы не представляется;
- копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
При вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, могут не представляться в случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.
При вывозе с территории Российской Федерации припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, содержащих в том числе сведения о количестве припасов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Таможенного союза и (или) за пределы территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река - море) плавания.
В случае, если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта судами осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа, для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:
- копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров, а также с отметкой российского таможенного органа места убытия, подтверждающей вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации;
- копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
4) в случае, если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, представляются:
- контракт (копия контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны или с участником свободной экономической зоны;
- копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или копия свидетельства о включении участника в реестр участников свободной экономической зоны, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны либо при ввозе в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта или при вывозе припасов, таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, и таможенного органа, который уполномочен на совершение таможенных процедур и таможенных операций при таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны и в регионе деятельности которого расположена портовая особая экономическая зона;
- документы, в случае ввоза в портовую особую экономическую зону товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта или при вывозе припасов.
При реализации товаров, указанных в пп. 2.9 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика на поставку товаров в пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией. Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);
2) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров в пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.
В том случае, если в установленный срок не подтвержден экспорт документально, придется заплатить НДС по ставке либо 10%, либо 18%. Срок предоставления документов установлен п. 1 п. 9 ст. 165 Налогового кодекса РФ и составляет 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны.
В том случае, если документы, подтверждающие экспортные операции, предоставлены позже, чем декларация, налоговики могут не подтвердить налоговую ставку 0%. Это даже в том случае, если все документы предоставлены в пределах установленного срока (180 дней). Ведь, как следует из норм п. 10 ст. 165 Налогового кодекса РФ, документы (в том числе реестры) представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0% одновременно с представлением налоговой декларации. Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
При предоставлении документов необходимо убедиться в том, что комплект документов полный и соответствует предъявляемым требованиям. При этом стоит помнить, что необходимый пакет документов не означает использование ставки 0% автоматически, поскольку является лишь условием подтверждения экспортной операции.
Статья 149 Налогового кодекса РФ содержит перечень операций, которые подлежат освобождению от налогообложения НДС. В связи с этим следует предположить, ставка 0% по НДС при импорте товаров, поименованных в ст. 149 Налогового кодекса РФ, применяться не будет. Согласно п. 10 ст. 165 Налогового кодекса РФ, 10, документы (в том числе реестры), для обоснования применения налоговой ставки 0% предоставляются одновременно с налоговой декларацией. Порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Как уже упоминалось ранее, в том случае, если экспорт не будет подтвержден, налогоплательщик должен заплатить налог по одной из ставок 10 или 18%. Сделать это будет необходимо в том периоде, в котором произошла отгрузка товаров. Если период истек, необходимо подавать уточненную декларацию по НДС. Но, как известно, в данном случае последует несвоевременная оплата НДС, которая влечет за собой наложение пений и штрафа на основании норм ст. 122 Налогового кодекса РФ. Согласно п. 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Что касается не подтвержденного экспорта, то пеня начисляется с первого дня просрочки уплаты НДС и до дня уплаты налога или предоставления декларации по НДС.
Как быть с налогом, если документы, подтверждающие экспорт, все же собраны, но по истечении установленного 180-ти дневного срока. В соответствии с нормами ст. 176 и ст. 176.1 Налогового кодекса РФ налогоплательщик может рассчитывать на возврат налога. Это в том случае, если подтверждающие документы были собраны по истечении установленного срока, но при этом налог был уплачен ранее по ставке 18% (10%). Как уже упоминалось, в данной ситуации следует начисление пеней и штрафов. Вернуть уплаченные пени не представляется возможным.
Если же документы были собраны, но по истечении 180 дней ни налог по ставке 18% (10%), ни пени не уплачивались? Стоит отметить, что со стороны налогоплательщика произошло нарушение исполнения обязанности по уплате налога. В случае проверки налоговики не вправе с налогоплательщика взыскать ранее не уплаченные суммы, поскольку все же операция экспорта подтверждена. Но при этом может начислить пени за период со дня истечения срока, до момента фактического подтверждения. На практике налоговики часто кроме пени привлекают к ответственности в соответствии со ст. 122 Налогового кодекса РФ.
В том случае, если организация, помимо экспортных операций, осуществляет другие виды деятельности, ей придется вести раздельный учет. Связано это с тем, что в соответствии с п. 3 ст. 172 Налогового кодекса установлен особый порядок принятия к вычету "Входного" НДС. Вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), налогообложение которых производится по ставке 0%, производятся на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 Налогового кодекса РФ.
Вычеты сумм налога производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по налоговой ставке 0% в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, при наличии на этот момент подтверждающих документов. Моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов.
Согласно п. 10 ст. 165 Налогового кодекса РФ, вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, то есть товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Стоит отметить, что сделать это можно только после подтверждения.
Операции экспорта отражаются в декларации по НДС, утвержденной Приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@. Порядок заполнения декларации по НДС так же утвержден Приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@ (далее - Порядок). Для операций экспорта в декларации предусмотрены разделы 4-6. Декларация в отношении операций импорта заполняется следующим образом:
Раздел 4 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена".
строка 010 - отражаются соответствующие коды операций согласно приложению N 1 к Порядку;
строка 020 - по каждому коду операции отражаются налоговые базы за истекший налоговый период, за который представляется декларация, облагаемые по налоговой ставке 0% в соответствии с п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, ст. 1 Протокола по экспорту и импорту и (или) ст. 4 Протокола по работам и услугам, обоснованность применения которой по указанной операции документально подтверждена в установленном порядке;
строка 030 - по каждому коду операции отражаются налоговые вычеты по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена, включающие:
- сумму налога, предъявленную налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- сумму налога, уплаченную налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
- сумму налога, уплаченную покупателем - налоговым агентом при приобретении товаров (работ, услуг);
строка 040 - по каждому коду операций отражается сумма налога, ранее исчисленная по операциям по реализации товаров (работ, услуг), по которым обоснованность применения налоговой ставки 0% ранее не была документально подтверждена, и включенная в предыдущие налоговые периоды по соответствующему коду операции в строку 030 раздела 6 декларации, уменьшенная на сумму налога в связи с возвратом товаров (отказом от товаров (работ, услуг)), и включенную в соответствующем налоговом периоде по коду операции 1010449 в строку 090 раздела 6 декларации;
строка 050 - по каждому коду операций отражается сумма налога, ранее принятая к вычету по товарам (работам, услугам), по которым обоснованность применения налоговой ставки 0% ранее не была документально подтверждена, и включенная в предыдущие налоговые периоды по соответствующему коду операции в строку 040 раздела 6 декларации;
строка 060 - отражается код операции 1010447, приведенный в приложении N 1 Порядку;
строки 070 и 080 - отражаются суммы корректировки налоговой базы и налоговых вычетов в связи с возвратом товаров (отказом от товаров (работ, услуг)), по операциям по реализации которых ранее обоснованность применения налоговой ставки 0% документально была подтверждена. Отражение производится в декларации, представляемой за налоговый период, в котором налогоплательщиком признан такой возврат товаров (отказ от таких товаров (работ, услуг));
строка 090 - отражается код операции 1010448, приведенный в приложении N 1 к Порядку;
строка 100 - отражается соответствующая сумма, на которую корректируется налоговая база (в случае увеличения цены реализованных товаров (работ, услуг)) по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым ранее документально была подтверждена;
строка 110 - отражается соответствующая сумма, на которую корректируется налоговая база (в случае уменьшения цены реализованных товаров (работ, услуг)) по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым ранее документально была подтверждена. Отражение производится в декларации, представляемой за налоговый период, в котором налогоплательщиком признано такое увеличение (уменьшение) цены реализованных товаров (работ, услуг);
строка 120 - подлежит отражению сумма налога, если сумма величин по строкам 030 и 040 превышает сумму величин по строкам 050 и 080, и исчисляется как сумма величин по строкам 030 и 040, уменьшенная на сумму величин по строкам 050 и 080;
строка 130 - подлежит отражению сумма налога, если сумма величин по строкам 030 и 040 меньше суммы величин по строкам 050 и 080, и исчисляется как сумма величин по строкам 050 и 080, уменьшенная на сумму величин по строкам 030 и 040;
Раздел 5 "Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена)".
В разделе 5 декларации отражаются суммы налога, право на включение которых в налоговые вычеты за налоговый период, за который представлена декларация, возникло у налогоплательщика в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена):
строки 010 и 020 - заполняются на основании сведений о годе и налоговом периоде, указанных на титульном листе соответствующей декларации, в которой ранее были отражены операции по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена (не подтверждена);
строка 040 - по каждому коду операции отражаются налоговые базы по операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемым в соответствии с п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, ст. 1 Протокола по экспорту и импорту и (или) ст. 4 Протокола по работам и услугам по налоговой ставке 0%, обоснованность применения которой по данным операциям документально подтверждена в установленном порядке в налоговом периоде, сведения о котором отражены в показателях по строкам 010 и 020 данного раздела;
строка 050 - по каждому коду операции отражаются суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым была документально подтверждена в налоговом периоде, сведения о котором отражены в показателях по строкам 010 и 020 данного раздела, а право на включение которых в налоговые вычеты возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, за который представлена декларация, а именно:
- суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
- суммы налога, уплаченные покупателем - налоговым агентом при приобретении товаров (работ, услуг);
строка 060 - по каждому коду операций отражаются налоговые базы по операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, ст. 1 Протокола по экспорту и импорту и (или) ст. 4 Протокола по работам и услугам по налоговой ставке 0%, обоснованность применения которой по данным операциям документально не подтверждена в установленном порядке в налоговом периоде, сведения о котором отражены в показателях по строкам 010 и 020 раздела 5 декларации;
строка 070 - по каждому коду операции отражаются суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым была документально не подтверждена в налоговом периоде, сведения о котором отражены в показателях по строкам 010 и 020 раздела 5 декларации, а право на включение которых в налоговые вычеты возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, за который представлена декларация:
- суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
- суммы налога, уплаченные покупателем - налоговым агентом при приобретении товаров (работ, услуг).
строка 080 - отражается сумма налога, исчисленная к возмещению по разделу 5 декларации. Сумма налога определяется по всем отчетным годам и налоговым периодам, отраженным по строкам 010 и 020 раздела 5 декларации, как сумма подтвержденных величин, отраженных по строкам 050 по каждому коду операции;
строка 090 - отражается сумма налога, исчисленная к возмещению по разделу 5 декларации. Сумма налога определяется по всем отчетным годам и налоговым периодам, отраженным по строкам 010 и 020 раздела 5 декларации, как сумма не подтвержденных величин, отраженных по строкам 070 по каждому коду операции.
Раздел 6 "Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не подтверждена":
строка 020 - по каждому коду операции отражаются раздельно налоговые базы по соответствующим операциям по реализации товаров (работ, услуг), момент определения налоговой базы по которым определен в соответствии со ст. 167 Налогового кодекса РФ и (или) ст. 1 Протокола по экспорту и импорту. По строкам 030 отражаются суммы налога, исчисленные по соответствующей налоговой ставке, по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не подтверждена в установленном порядке;
строка 030 - сумма налога отражается соответствующему коду операции, рассчитывается путем умножения суммы, отраженной по строке 020, соответственно, на 18 или 10 и деления на 100;
строка 040 - по каждому коду операции отражаются налоговые вычеты по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не подтверждена, включающие:
- сумму налога, предъявленную налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- сумму налога, уплаченную налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
- сумму налога, уплаченную покупателем - налоговым агентом при приобретении товаров (работ, услуг);
строка 050 - отражается сумма налога, которая определяется как сумма величин, отраженных по строкам 030 по каждому коду операции;
строка 060 - отражается сумма налоговых вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не подтверждена. Данная сумма налога определяется как сумма величин, отраженных по строкам 040 по каждому коду операции;
строка 070 - отражается код операции 1010449, приведенный в приложении N 1 к Порядку. По строкам 080-100 отражаются суммы корректировки налоговой базы, сумм налога, исчисленных по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2-3 ст. 164 Налогового кодекса РФ, и налоговых вычетов в связи с возвратом товаров (отказом от товаров (работ, услуг)) по операциям по реализации которых обоснованность применения налоговой ставки 0% документально не была подтверждена. По строке 080 в декларации, представляемой за налоговый период, в котором налогоплательщиком признан такой возврат товаров (отказ от таких товаров (работ, услуг)), отражается соответствующая сумма, на которую корректируется (уменьшается) налоговая база, по строке 090 - отражается корректировка сумм налога, ранее исчисленных по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2-3 ст. 164 Налогового кодекса РФ, по строке 100 - отражается сумма налога, ранее принятая к вычету и подлежащая восстановлению;
строка 110 - отражается код операции 1010450, приведенный в приложении N 1 к Порядку. По строкам 120-150 отражаются суммы корректировки налоговой базы (в случае увеличения или уменьшения цены реализованных товаров (работ, услуг) по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не была подтверждена. В декларации, представляемой за налоговый период, в котором налогоплательщиком признано такое увеличение (уменьшение) цены реализованных товаров (работ, услуг), по строке 120 отражается соответствующая сумма, на которую корректируется (увеличивается) налоговая база; по строке 130 отражается сумма, на которую корректируются (увеличиваются) суммы налога, ранее исчисленные по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2-3 ст. 164 Налогового кодекса РФ; по строке 140 отражается соответствующая сумма, на которую корректируется (уменьшается) налоговая база; по строке 150 отражается сумма, на которую корректируются (уменьшаются) суммы налога, ранее исчисленные по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2-3 ст. 164 Налогового кодекса РФ;
строка 160 - сумма налога, если сумма величин по строке 050, 100 и 130 превышает сумму величин по строке 060, 090 и 150 и исчисляется как сумма величин по строкам 050, 100 и 130, уменьшенная на сумму величин по строкам 060, 090 и 150;
строка 170 - сумма налога подлежит, если сумма величин по строке 050, 100 и 130 меньше сумм величин по строке 060, 090 и 150, и исчисляется как сумма величин по строке 060, 090 и 150, уменьшенная на сумму величин по строкам 050, 100 и 130.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Журнал "Российский бухгалтер"
Учредитель и издатель ОАО "РОСБУХ"
Свидетельство о регистрации в качестве СМИ - ПИ N ФС77-39817 от 7 мая 2010 года
Адрес редакции: Москва, Б. Новодмитровская 14-2.
Тел. (495) 648-61-85.
E-mail: books@grossmedia.ru.