Не представил декларацию по пиву - остался без лицензии?
А.Г. Снегирев,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2015 г.
Является ли непредставление в соответствующий орган декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков (по форме 12) основанием для аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции? Ответ даем на основе конкретного примера из арбитражной практики.
С чего все началось?
Общество на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции осуществляет реализацию последней в кафе. Департамент торговли и услуг города Москвы принял решение о направлении в суд заявления об аннулировании указанной лицензии по п. 3 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ*(1). В соответствии с этим пунктом лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. Здесь же перечислены основания для аннулирования лицензии, в том числе в судебном порядке.
В рассматриваемой ситуации основанием для принятия решения послужило повторное в течение одного года несвоевременное представление декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей в лицензирующий орган.
Если быть точнее, обществом не были поданы декларации по форме 12 за I и II кварталы 2012 года и за I квартал 2013 года. Речь идет о декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков (с 01.01.2014 также сидра, пуаре и медовухи), форма которой приведена в приложении 12 к Правилам*(2), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815. Обязанность по представлению обозначенной декларации возложена на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
Какую позицию заняли арбитры?
Арбитражные суды всех трех инстанций посчитали, что у лицензирующего органа в рассматриваемой ситуации имелись основания для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, а у суда - основания для ее аннулирования (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.09.2014 по делу N А40-77334/2014, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 N 09АП-49193/2014, АС МО от 17.03.2015 N Ф05-1009/2015). Их рассуждения таковы.
Согласно п. 13 Правил организации, осуществляющие розничную торговлю алкогольной продукцией, представляют декларации об объеме розничной продажи такой продукции по форме, приведенной в приложении 11. Это правило не распространяется на лиц, занимающихся розничной продажей пива и пивных напитков (они обязаны подать другую декларацию, форма которой приведена в следующем приложении). Таким образом, если организация, оказывающая услуги общественного питания, продает своим посетителям пиво и другую алкогольную продукцию (вино, водку и т.д.), она должна представить две декларации (по формам 11 и 12).
К сведению. Правилами (п. 15) предусмотрено, что декларации с 01.01.2014 представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Декларации по формам 11 и 12 представляются в органы исполнительной власти субъектов РФ по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя). Декларации направляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром. Кроме того, копии деклараций, представляемых в эти органы, организации и индивидуальные предприниматели обязаны направить в Росалкогольрегулирование в электронной форме в течение суток после сдачи деклараций в органы исполнительной власти субъектов РФ (п. 19 Правил).
С учетом того, что аннулирование лицензии является специальной принудительной мерой, суд исходит из наличия противоправного и виновного поведения лицензиата. Ведь, как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество знало о необходимости представления деклараций о реализации алкогольной продукции, однако без уважительных причин нарушало действующее законодательство. В итоге своими действиями ответчик фактически осуществил сокрытие реального оборота алкогольной продукции в кафе, нарушив право государства на получение предусмотренных законом сведений о ее реализации. Поэтому заявленные лицензирующим органом требования подлежат удовлетворению.
Общество решило идти до конца
Общество не согласилось с позицией арбитражных судов и обратилось в ВС РФ с кассационной жалобой, указав, что в соответствии с положениями Федерального закона N 171-ФЗ оборот пива и пивных напитков как вид деятельности не подлежит лицензированию, поэтому аннулирование лицензии на продажу алкогольной продукции только по основанию несоблюдения правил представления декларации по форме 12 (для пива и пивных напитков) является неправомерным. Судья ВС РФ посчитал, что приведенные доводы заслуживают внимания, поэтому дело N А40-77334/2014 Определением ВС РФ от 30.07.2015 N 305-КГ15-6617 было передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.
Дорогу осилит идущий
Позиция высшего арбитра, представленная в Определении от 26.08.2015 N 305-КГ15-6617, показала, что общество не зря решило идти до конца.
Верховный суд РФ начал с напоминания о том, какие цели призван решать Федеральный закон N 171-ФЗ. Далее он подчеркнул, что лицензируемым видом деятельности является розничная продажа алкогольной продукции, а вот производство и оборот пива и пивных напитков к такому виду деятельности не относятся (п. 1 и абз. 10 п. 2 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ). Именно по этой причине п. 13 и 14 Правил предусмотрено раздельное декларирование объемов розничной продажи алкогольной продукции (по форме 11) и пива и пивных напитков (по форме 12).
Осуществление хозяйствующим субъектом розничной торговли алкоголем в нарушение лицензионных требований (в частности, правил декларирования объемов продаж алкогольной продукции) согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ предполагает в качестве последствия такую меру ответственности, как аннулирование лицензии решением суда или уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти.
Однако в рассматриваемом случае имело место нарушение не правил декларирования объемов розничной продажи алкогольной продукции (в значении, предусмотренном Правилами), а правил декларирования объемов розничной продажи пива и пивных напитков.
В свою очередь, поскольку деятельность по реализации в розницу пива и пивных напитков не подлежит лицензированию, нарушение исключительно правил декларирования объемов розничной продажи пива и пивных напитков не может являться основанием для аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
Аннулировав указанную лицензию, не установив при этом факт нарушения обществом лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции, суды нарушили положения п. 3 ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ, что повлияло на исход дела. Данное нарушение является существенным, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В результате обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а требования Департамента торговли и услуг города Москвы оставлены без удовлетворения.
* * *
Непредставление в соответствующий орган декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков (по форме 12) не может стать основанием для аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
*(2) Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"