Аренда недвижимости в Крыму у украинского налогоплательщика
Е.А. Палько,
эксперт журнала "Бухгалтер Крыма"
Журнал "Бухгалтер Крыма", N 10, октябрь 2015 г.
В нашем журнале уже поднималась тема взаимоотношений российских налогоплательщиков с иностранными контрагентами, прежде всего с точки зрения возникновения у российского налогоплательщика обязанностей налогового агента*(1).
Появилась необходимость вернуться к этой теме в связи с выходом Письма Минфина России от 11.08.2015 N 03-07-13/1/46116. В нем чиновники рассказали об обложении налогом на прибыль и НДС дохода украинской организации от сдачи в аренду российской организации движимого и недвижимого имущества, находящегося в Республике Крым.
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг по аренде недвижимого имущества определяется по месту нахождения этого имущества. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств) определяется по месту нахождения покупателя таких услуг.
К сведению. Согласно ст. 130 ГК РФ движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Недвижимыми вещами являются также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Поэтому с точки зрения российского законодательства местом реализации услуг по аренде недвижимого и движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств), расположенного на территории Республики Крым, оказанных иностранной компанией российской организации, признается территория Российской Федерации.
Если украинская организация состоит на учете в налоговых органах РФ, то плательщиком НДС является она. Если она в них не зарегистрирована, то у российской организации-арендатора возникают обязанности налогового агента в соответствии с п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ. Она обязана исчислить налог на сумму договора и уплатить его в бюджет.
Здесь-то и может возникнуть проблема, связанная с разными взглядами в российском и украинском налоговом законодательстве на то, на территории какой страны осуществляются операции, связанные с имуществом, находящимся в Крыму.
Российская организация, соблюдающая НК РФ, исчислит НДС с суммы контракта с украинским арендодателем - в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ по расчетной ставке 18/118.
Пример
Сумма контракта составляет 59 000 руб. в месяц.
Налог к уплате в бюджет составит 9 000 руб. в месяц (50 000 руб. х 18/118). К перечислению контрагенту в качестве арендной платы остается 50 000 руб. (59 000 - 9 000).
Но украинский налогоплательщик будет в первую очередь исполнять требования налогового законодательства своей страны. Согласно пп. "б" п. 185.1 ст. 185 НКУ объектом обложения НДС являются операции плательщиков НДС по поставке услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в соответствии со ст. 186 НКУ.
Местом поставки услуг являются:
- место фактической поставки услуг, связанных с движимым имуществом (пп. 186.2.1 п. 186.2 ст. 186 НКУ);
- фактическое местонахождение недвижимого имущества, в том числе которое строится, для тех услуг, которые связаны с недвижимым имуществом (пп. 186.2.2 п. 186.2 ст. 186 НКУ).
При этом местом поставки услуг в виде предоставления в аренду (лизинг) движимого имущества, кроме транспортных средств и банковских сейфов, считается место, в котором получатель услуг зарегистрирован как субъект хозяйствования (в случае отсутствия такого места - место постоянного или преимущественного его проживания).
Следовательно, если украинский налогоплательщик сдает в аренду имущество в Крыму, то согласно украинскому законодательству он должен будет исчислить НДС в украинский бюджет.
В то же время в соответствии с п. 1 ст. 12.3 Закона Украины от 12.08.2014 N 1636-VII*(2) общегосударственные налоги и сборы, определенные ст. 9 НКУ, включая НДС, временно не собираются с доходов, полученных украинскими юридическими лицами (их обособленными подразделениями) и физическими лицами на территории полуострова Крым.
В любом случае очень вероятно, что украинский контрагент может посчитать излишним начисление НДС в российский бюджет сверх суммы контракта с российским арендатором. Должно быть, именно в связи с этим Минфин в Письме N 03-07-13/1/46116 и уточняет, что в случае если контрактом с налогоплательщиком - иностранным лицом, оказывающим указанные услуги, местом реализации которых признается территория РФ, не предусмотрена сумма НДС, подлежащая уплате в российский бюджет, российской организации следует самостоятельно определить базу для целей НДС (доход от реализации), то есть увеличить стоимость услуг на сумму НДС.
Казалось бы, это выход из положения, но в итоге получится, что НДС российский арендатор уплатит за счет своих средств, и по такому поводу в российской налоговой практике сложилась вполне определенная позиция. Она основывается на положении п. 2 ст. 161 НК РФ, согласно которому налоговый агент должен именно удержать налог у иностранного контрагента и данный удержанный налог перечислить в бюджет.
Так, в Письме от 12.11.2014 N 03-07-08/57178 Минфин указывает, что если договором подряда с иностранной организацией, оказывающей проектные услуги, местом реализации которых признается Российская Федерация, не указана сумма НДС, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, российская организация самостоятельно определяет налоговую базу для целей НДС, то есть увеличивает стоимость услуг на сумму налога и уплачивает налог за счет собственных средств.
Однако положение облегчает то, что, как указали чиновники далее, названную сумму налога можно принять к вычету в порядке, установленном п. 3 ст. 171 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797).
Об этом же говорит и арбитражная практика, в том числе в виде такого судебного решения, как Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11 по делу N А72-5929/2010. Суд отметил, что, вне зависимости от условий заключенного с иностранным лицом договора, неисполнение российской организацией, состоящей на учете в налоговых органах, обязанности по удержанию НДС из выплачиваемых контрагенту средств не освобождает ее от обязанности исчислить данный налог и уплатить его в бюджет. Обозначенной обязанности налогового агента корреспондирует право на применение вычета НДС в размере уплаченного налога в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 171 НК РФ (см. также Постановление АС УО от 20.04.2015 N Ф09-1764/15 по делу N А60-29680/2014).
Налог на прибыль
Похожая ситуация сложилась и в отношении налога на прибыль. Минфин в Письме N 03-07-13/1/46116 поясняет, что в случае аренды имущества российской организацией в Крыму у украинской организации обязанность по уплате налога также возникает у украинской организации. Но если последняя не стоит на учете в российских налоговых органах, то российская организация, выплачивающая доходы украинской организации в отношении услуг по сдаче в аренду имущества, обязана исчислить, удержать налог с доходов иностранной организации и перечислить удержанную сумму налога в бюджет Российской Федерации.
Финансисты приходят к такому выводу на основании ст. 309 НК РФ и Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995.
Но украинский арендодатель в данной ситуации руководствуется, в частности, пп. 7 п. 12.3 Закона Украины N 1636-VII, согласно которому любые доходы с источником их происхождения с территории крымского полуострова, полученные физическими или юридическими лицами, приравненными к резидентам, облагаются налогом по правилам, установленным для иностранных доходов. Иначе говоря, они облагаются налогом на прибыль в том же порядке, как и другие, полученные за рубежом Украины.
На основании ст. 13 НКУ доходы, полученные резидентом Украины от источников за пределами этого государства, учитываются во время определения базы налогообложения в полном объеме. Причем суммы налогов и сборов, уплаченные за пределами Украины, засчитываются во время расчета налогов и сборов на Украине по правилам, установленным НКУ. В связи с вышесказанным, по нашему мнению, разногласий по поводу уплаты налога на прибыль с украинским арендодателем возникнуть не должно.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статьи Е.С. Казакова "Крымчанам о налоговых агентах по НДС", N 4, 2015, стр. 40; Е.А. Палько "Налоговый агент и налог с доходов иностранной организации", N 9, 2015, стр. 10.
*(2) Имеет название "О создании свободной экономической зоны "Крым" и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"