Правило о 25%
А.О. Егорова,
эксперт журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2015 г.
Закон о торговле*(1) налагает определенные ограничения на торговые сети. Например, предприятие розничной торговли, осуществляющее реализацию продовольственных товаров посредством организации торговой сети, прежде чем арендовать (покупать, строить) новые торговые площади, должно убедиться, что доля объема реализованных им продовольственных товаров за предыдущий календарный год в границах субъекта РФ не превышает 25% всех реализованных продовольственных товаров на указанной территории. О нюансах применения этой нормы и пойдет речь в статье.
В соответствии со ст. 14 Закона о торговле хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
Сделка, совершенная с нарушением вышеназванных требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю соблюдения антимонопольного законодательства.
Отметим, что согласно п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2010 N 305 в целях реализации ст. 14 Закона о торговле утверждена Методика расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта РФ в денежном выражении за финансовый год, и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю посредством организации торговой сети, в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год (далее - Методика). В соответствии с п. 2 названного документа информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году в границах субъекта РФ, размещается органами статистики на своем официальном сайте в сети Интернет ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным годом.
Порядок расчета
Общий оборот розничной торговли продовольственными товарами в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа определяется согласно правилам, установленным разд. II и III Методики. На них мы останавливаться не будем, поскольку названную информацию можно найти на сайте http://www.gks.ru/ ("Информация для респондентов" / "К сведению хозяйствующих субъектов" / "...осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети"). Выбрав на указанном ресурсе свой регион, вы получите доступ к информации об объеме всех реализованных продовольственных товаров за 2014 финансовый год (без учета скрытой деятельности). Отметим, что объем всех продовольственных товаров, реализованных в розничной торговле, в денежном выражении за финансовый год является показателем оборота розничной торговли продовольственными товарами, который приводится в фактических ценах продажи таких товаров, включающих в том числе торговую наценку и НДС.
Ключевой вывод. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети и имеющие намерение приобрести или арендовать дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, имеют возможность расчета своей доли в границах соответствующего административно-территориального образования исключительно на основании официальных данных, публикуемых Федеральной службой государственной статистики (ее территориальными органами).
А вот то, как рассчитать долю оборота розничной торговли продовольственными товарами, реализованными в отчетном году хозяйствующим субъектом, поясним. Согласно п. 13 Методики расчет производится по формуле:
D = Т / О x 100%, где:
- D - доля объема продовольственных товаров в денежном выражении, реализованных хозяйствующим субъектом в отчетном году соответственно в границах субъекта РФ, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или в границах муниципального района, городского округа;
- Т - оборот розничной торговли продовольственными товарами конкретного хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, за отчетный год в границах субъекта РФ (муниципального района, городского округа);
- О - общий оборот розничной торговли продовольственными товарами на определенной территории.
Кто должен выполнять требования ст. 14 Закона о торговле?
Как видно из законодательной нормы, соблюдать требование положений ст. 14 Закона о торговле должны хозяйствующие субъекты, которые осуществляют розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети. В силу ст. 2 Закона о торговле под торговой сетью понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. Таким образом, при расчете доли реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ (муниципального образования, городского округа) для расчета берутся данные всех предприятий, входящих в одну группу лиц (ниже остановимся на этом вопросе подробнее). Более того, ограничение приобретения (аренды) дополнительной площади торговых объектов, предусмотренное ст. 14 Закона о торговле, распространяется в том числе на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю продовольственными товарами под коммерческим обозначением, право использования которого ему предоставлено на основании договора коммерческой концессии (пп. "в" п. 6.4 Методического пособия для предпринимателей "Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности").
Понятие торговой сети (группы лиц)
Арбитражный суд Московского округа признал ООО "Атак" входящим в одну группу лиц с ООО "Ашан" по признаку общего управления во Франции (постановления от 16.06.2015 по делу N А41-51568/14, от 03.06.2015 по делу N А41-51563/14). Суд указал, что в определении торговой сети с учетом раскрытия термина "торговый объект" нет указания о том, что речь идет обязательно об объектах (зданиях), принадлежащих одному хозяйствующему субъекту, термин "торговая сеть" определяет, что таковой является совокупность торговых объектов, то есть зданий (их частей), находящихся под общим управлением. На этом основании суд сделал вывод, что названные предприятия должны рассчитывать долю объема продовольственных товаров, реализованных на определенной территории исходя из общей выручки.
* * *
После вступления в силу Закона о торговле изменения в ст. 14 не вносились ни разу, хотя попытки такие были. Причем критерий 25% предлагалось изменить как в большую сторону (экспертный совет при ФАС РФ по развитию конкуренции в сфере розничной торговли в протоколе от 10.07.2013 N 1 рекомендовал ввести стимулирующий коридор с 25 до 35%, разрешающий торговым сетям в отдельных случаях превышать долю в 25%), так и в меньшую (проектом Федерального закона N 412414-6 предлагается снизить его до 10%).
Арбитражной практики по вопросу применения положений ст. 14 Закона о торговле не так уж много. На уровне арбитражных судов споры рассматривались в Московском, Поволжском и Северо-Кавказском округах. Во всех случаях споры заканчивались для предприятий торговли негативно.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"