Правовое регулирование трудовой дисциплины в СССР во второй половине 1930-х годов
С.Е. Лазарев,
магистрант юридического факультета Орловского филиала
Российской академии народного хозяйства и государственной
службы при Президенте РФ, кандидат исторических наук
Журнал "Гражданин и право", N 10, октябрь 2015 г.
В условиях экономического кризиса, западных санкций и военной угрозы для нашей страны вновь приобретают актуальность проблемы повышения производительности труда и трудовой дисциплины. Ценным представляется обращение к советскому правовому опыту второй половины в 1930-х годов, когда были заложены предпосылки для трудового подвига народа в Великой Отечественной войне. В советское время в трудовой дисциплине видели "самое важное, самое главное для победы нового общественного строя", а в людях воспитывали отношение к труду "как к делу чести, делу славы, делу доблести и геройства"*(1).
Правовое регулирование трудовой дисциплины в 1930-х годах неоднократно становилось объектом научных исследований. Разработка проблемы началась еще в советское время*(2). Имеются интересные работы историков*(3). Например, в статье С.А. Чупрынникова анализируются партийно-правительственные постановления по укреплению трудовой дисциплины в начале 1930-х годов*(4). Особое внимание в работах ученых уделялось правовому регулированию дисциплины труда на транспорте, так как к работникам воздушного транспорта и железных дорог во все времена предъявлялись повышенные требования*(5). Наиболее близки к поставленной нами проблеме работы А.А. Добровольского*(6).
Тем не менее, по признанию Н.А. Грика, "у современных исследователей по-прежнему нет достаточно ясных представлений по многим вопросам. Что двигало рабочим человеком, стимулировало его в труде в условиях форсированной индустриализации, карточной системы, отсутствия необходимых потребительских товаров, неустроенного быта?"*(7).
Большое влияние на трудовую мотивацию во второй половине 1930-х годов оказывала военная угроза. "Обстановка требовала повышения технического уровня армии, авиации и флота, обеспечения их более совершенным оружием и техникой. Надо было в короткий срок поднять Вооруженные силы на новую, более высокую ступень, превратить их в силу, способную отразить военный натиск империалистических государств"*(8).
В этой обстановке законодательными и нормативно-правовыми актами были предусмотрены меры стимулирования стахановских методов работы. Для поощрения ударников производства решались вопросы материального вознаграждения, основной формой которого стало премирование. Деньги на это выделялись из центра, из фондов Всесоюзного центрального совета профсоюзов (ВЦСПС), краевых, областных и городских советов профсоюзов. Фонды поощрения имели и местные комитеты отдельных предприятий*(9).
Первое издание Большой Советской Энциклопедии гласило, что в СССР "законодательство предусматривает ряд мер материального и морального поощрения добросовестных, честных работников (награждение почетными знаками, премирование, материально-бытовые льготы и др.)"*(10). Действительно, для таких работников во второй половине 1930-х годов вводятся различные почетные звания и награды.
Постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) СССР от 25 ноября 1935 г. для награждения за высокие достижения в производстве, научно-исследовательской, государственной, социально-культурной, спортивной и иной общественно-полезной деятельности, а также за проявление гражданской доблести был учрежден орден "Знак Почета"*(11). Другим постановлением ЦИК СССР от 6 сентября 1936 г., для присвоения выдающимся деятелям искусства народов СССР, получившим всеобщее признание в развитии театра, музыки и кино, было учреждено почетное звание "Народный артист СССР"*(12).
Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1938 г. был утвержден значок "Отличник социалистического соревнования тяжелой промышленности"*(13). Указами Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 г. были учреждены медали "За трудовое отличие" *(14) и "За трудовую доблесть"*(15).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 г. была учреждена высшая степень отличия - звание Героя Социалистического Труда. По положению оно присваивалось "лицам, которые проявили трудовой героизм, своей особо выдающейся новаторской деятельностью внесли значительный вклад в повышение эффективности общественного производства, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры, росту могущества и славы СССР"*(16). Первое награждение состоялось 20 декабря 1939 г.: звание Героя Социалистического Труда было присвоено И.В. Сталину в честь его 60-летия и "за исключительные заслуги в деле организации Большевистской партии, создания Советского государства". Тогда же для поощрения граждан СССР за выдающиеся достижения в области науки и искусства, за лучшие изобретения и выдающиеся достижения в области военных знаний постановлением Совета народных комиссаров СССР были учреждены Сталинские премии*(17).
С середины 1930-х годов советские законодательные и нормативно-правовые акты ужесточают дисциплину труда. "Несмотря на то что понятие "дисциплина труда" так и не обрело легального определения, - пишет М.Ю. Филиппова, - законодательством тех времен устанавливались действия (или бездействие) работников, за которые предусматривались различные, подчас достаточно суровые, дисциплинарные наказания"*(18). Прежде всего, государство регламентировало деятельность колхозников. 17 февраля 1935 г. Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (ЦК ВКП (б)) утвердили новый Примерный устав сельскохозяйственной артели*(19). Согласно этому уставу, члены артели обязаны были "трудиться честно, делить колхозные доходы по труду, охранять общественную собственность, беречь колхозное добро, тракторы и машины, [осуществлять] хороший уход за конем, выполнять задания своего рабоче-крестьянского государства"*(20). Особое внимание уделялось сохранности социалистической собственности. "Все члены артели обязуются строго беречь свою колхозную собственность и государственные машины, работающие на колхозных полях, работать честно, подчиняться требованиям устава, постановлениям общего собрания и правления, соблюдать правила внутреннего распорядка, аккуратно выполнять возлагаемые на них правлением и бригадиром работы и общественные обязанности, строго соблюдать дисциплину труда"*(21).
За бесхозяйственное и нерадивое отношение к общественному имуществу, за невыход на работу без уважительных причин, за недоброкачественную работу и за другие нарушения трудовой дисциплины и устава были предусмотрены конкретные санкции, например: переделать недоброкачественную работу без начисления трудодней, предупреждение, выговор, порицание на общем собрании, занесение на черную доску, штраф в размере до 5 трудодней, перемещение на низшую работу, временное отстранение от работы*(22).
В тех случаях, когда все принятые меры воспитания и наказания оказывались недейственными, в отношении неисправимых нарушителей правление ставило перед общим собранием вопрос об их исключении из артели. "Всякое расхищение общественной, колхозной и государственной собственности, вредительское отношение к имуществу и скоту артели и машинам машинно-тракторной станции, - читаем мы в уставе, - рассматриваются артелью как измена общему делу колхоза и помощь врагам народа"*(23).
Меры, предпринятые властями против колхозников, оказались настолько жесткими, что вызвали волну жалоб и недовольства и впоследствии потребовали проведения "работы над ошибками". Уже в постановлении Совета народных комиссаров СССР от 4 июня 1936 г. говорилось о том, что "необходимо усилить борьбу с неправильными исключениями из колхозов, так как эти исключения допускаются уставом сельскохозяйственной артели только как крайняя мера после проведения мер воспитательного и предупредительного характера"*(24).
После некоторого "затишья" в мае 1939 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) и Совета народных комиссаров СССР "О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания". Оно было направлено против нерадивых колхозников, которые пытались "урвать себе побольше, а колхозу дать поменьше", уклонялись от работы и пренебрегали общественным трудом, "занимаясь раздуванием своего личного хозяйства"*(25). Правительство требовало от партийных и советских руководителей осуществлять повседневное воспитание колхозников "в духе строгого соблюдения колхозного Устава", "немедленной ликвидации разбазаривания и расхищения колхозных общественных земель", "решительного обуздания рваческих и спекулянтских элементов"*(26).
С 1939 г. для каждого трудоспособного колхозника и колхозницы устанавливался обязательный минимум трудодней в году (в зависимости от региона), невыполнение которого грозило трудоспособным колхозникам и колхозницам выбытием из колхоза.
Правительство постановляло, что "всякая попытка урезать общественные земли колхоза в пользу личного хозяйства, а равно всякое увеличение приусадебных участков сверх размеров, предусмотренных Уставом сельхозартели, будут рассматриваться как уголовное преступление, а виновные будут подлежать привлечению к суду"*(27). В колхозах устанавливалась обязательная запись как общественных земель, так и приусадебных участков каждого колхозного двора, для чего заводилась специальная земельная шнуровая книга.
Секретари райкомов партии и председатели райисполкомов, другие партийные и советские работники, допускавшие "разбазаривание общественных колхозных земель и увеличение размеров приусадебных участков колхозников сверх предусмотренных Уставом норм"*(28), подлежали снятию с постов, исключению из партии и отдаче под суд как нарушители закона.
Не менее важным представлялось и ужесточение дисциплины на транспорте. 7 августа 1935 г. вышло постановление ЦИК СССР и Совета народных комиссаров СССР, которое утверждало новый Воздушный кодекс. Этим документом вносились дополнения в "Положение о государственных преступлениях", утвержденное ЦИК СССР 25 февраля 1927 г., следующего содержания: "Нарушение работниками гражданской авиации и гражданского воздухоплавания служебных обязанностей (нарушение начальником аэропорта правил о выпуске воздушных судов в полет, вылет из аэропорта без распоряжения начальника аэропорта, нарушение правил о полетах и т.п.), если это нарушение повлекло или могло повлечь повреждение или уничтожение воздушного судна или земного оборудования для полетов либо несчастный случай с людьми, - влечет за собой лишение свободы на срок до 10 лет, а при особо отягчающих обстоятельствах - высшую меру наказания"*(29).
Усиленное внимание в постановлении "Об утверждении Воздушного кодекса СССР" уделялось нарушениям правил о международных полетах: "Влет в СССР и вылет из СССР без разрешения, несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полетов и т.п. при отсутствии признаков измены Родине или иных контрреволюционных преступлений - влекут за собой лишение свободы на срок не ниже одного года или штраф в размере до 10 тыс. рублей с конфискацией или без конфискации воздушного судна"*(30).
Общий надзор за законностью действий органов гражданского воздушного флота СССР независимо от их подведомственности возлагался на военную прокуратуру. "Установление повышенной дисциплинарной ответственности вызывалось особыми условиями труда на [воздушном] транспорте, где малейшее нарушение работниками транспорта трудовых обязанностей может привести к тяжелым последствиям, к авариям и крушениям"*(31), - писал Г.И. Гуляев.
Серьезные требования предъявлялись к дисциплине труда на стратегических и оборонных предприятиях. В октябре 1935 г. Уголовный кодекс РСФСР дополнился статьей 108.1 следующего содержания: "Нарушение технического режима, производственно-технической дисциплины или условий работы, обеспечивающих безопасность производства, а также курение, появление в пьяном виде или сон на производстве во взрывоопасных цехах [влекут] лишение свободы на срок до 3-х лет. Те же действия, повлекшие за собой взрыв или пожар, - лишение свободы на срок не ниже 3-х лет. Нарушение технического режима или условий работы во взрывоопасных цехах лицами, отвечающими за установленную производственно-техническую дисциплину, - лишение свободы на срок до 5-ти лет. Те же действия, повлекшие за собой взрыв или пожар, - лишение свободы на срок не ниже 5-ти лет"*(32).
Интересным для анализа представляется постановление Комиссии советского контроля при Совете народных комиссаров СССР "О рассмотрении жалоб трудящихся" от 4 июня 1936 г.*(33) В этом документе советские чиновники предостерегались от невнимательного, "бездушно-бюрократического отношения" к жалобам и другим обращениям трудящихся*(34). Таким образом, впервые в отечественной истории приоритетным направлением деятельности госаппарата и местных органов власти становилась работа с обращениями граждан.
Появление постановления от 4 июня 1936 г. было вызвано острым недовольством трудящихся многочисленными фактами "искривления норм социалистической законности", их обращениями в Совет народных комиссаров. Правительство вынуждено было признать, что "некоторые руководители советских и хозяйственных организаций в отношении провинившихся работников меры воспитания подменяли мерами административного воздействия (иногда заочно налагаемыми), что на деле не способствовало укреплению государственной дисциплины и создавало безразлично-привычное отношение к этим взысканиям"*(35).
Отныне не допускалось наложение заочных взысканий, без вызова и заслушивания объяснений провинившихся работников. Наложение административных взысканий и их снятие постановлялись проводить, обеспечивая воспитательное воздействие и поднятие дисциплины во всем коллективе работников данного учреждения. Рекомендовалось прекратить передачу дел по наложению взысканий за служебные проступки на провинившихся работников в общественные организации. Постановление требовало прекратить передачу судебно-прокурорским органам дел о служебных проступках, не содержащих никаких признаков уголовного преступления, и наоборот - разрешение в дисциплинарном порядке дел явно уголовного характера*(36).
Необходимость строгого соблюдения трудовой дисциплины закреплял и Основной закон - Конституция СССР, принятая VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 г. Ее статья 12 гласила: "Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: "кто не работает, тот не есть"*(37). В соответствии со ст. 130 каждый гражданин был "обязан соблюдать Конституцию СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития"*(38). Лица, покусившиеся на общественную, социалистическую собственность, объявлялись "врагами народа"*(39).
Отдельная роль в поддержании производственной дисциплины отводилась самодеятельным общественным организациям - товарищеским судам: аульным, жилищным, колхозным, туземным, сельским общественным, производственно-товарищеским и т.д. В 1930-е годы товарищеские суды функционировали во всех предприятиях и учреждениях обобществленного сектора с числом работников не менее 100 человек. В их состав на общих собраниях избирались ударники производства: председатель, два его заместителя и не менее 10 членов. Товарищеские суды могли применять следующие меры воздействия: предупреждение, общественное порицание (без опубликования или с опубликованием в стенной газете), штраф до 10 руб. в пользу общественной организации, взыскание до 50 руб. за причиненный предприятию ущерб, постановка перед администрацией вопроса об увольнении или перед профсоюзом об исключении из профсоюза, перевод на низшую категорию снабжения и т.д.*(40)
Правда, вопрос о статусе большинства общественных судов остался неурегулированным. Только 24 июля 1938 г. было принято "Положение о жилищно-товарищеских судах", согласно которому они должны были рассматривать мелкие кражи, клевету и хулиганство. В предвоенный период кодификационный отдел Народного комиссариата юстиции СССР разработал проекты положений о производственно-товарищеских, сельских общественных, красноармейских, жилищных товарищеских судах, товарищеских судах ремесленных училищ. Но большинство этих проектов так и не были утверждены, хотя вносились в правительство по нескольку раз*(41).
К концу 1930-х годов значение общественных судов упало: их компетенция расширялась, а меры взыскания, которые они могли налагать, сокращались. В 1937 г. перевыборы общественных судов во многих районах не состоялись. Тем не менее формально они продолжали функционировать*(42).
Усилению трудовой дисциплины способствовало и введение с января 1939 г. трудовых книжек единого образца для рабочих и служащих всех государственных и кооперативных предприятий и учреждений*(43). Эта правительственная мера стала важным средством в борьбе с "летунами": в трудовых книжках фиксировались причины расторжения трудового договора, без их предъявления прием на другую работу не допускался*(44). В то же время в трудовые книжки записывались все поощрения и награждения, полученные за время работы на предприятии, в учреждении. Запись дисциплинарные взыскания не допускались. "Для честных и добросовестных работников, поощрения и награждения которых записываются в трудовую книжку, она является предметом гордости и свидетельством преданности их своей социалистической Родине"*(45), - читаем мы в Большой Советской Энциклопедии.
Но важнейшим документом в области трудового законодательства во второй половине 1930-х годов стало постановление Совета народных комиссаров СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС "О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе со злоупотреблениями в этом деле", появившееся 28 декабря 1938 г.*(46) Оно явилось логическим продолжением постановления ЦИК СССР и Совета народных комиссаров СССР от 15 ноября 1932 г. "Об увольнении за прогул без уважительных причин", которое устанавливало, что "в случае хотя бы одного дня неявки на работу без уважительных причин работник подлежит увольнению с предприятия или из учреждения с лишением его права пользования выданными ему, как работнику данного предприятия или учреждения, продовольственными и промтоварными карточками, а также с лишением права пользования квартирой, предоставленной ему в домах данного предприятия или учреждения"*(47).
С тех пор, по мнению правительства, возникла настойчивая необходимость в еще большем ужесточении дисциплины на производстве, особенно на оборонных и стратегических предприятиях. Постановление "О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины..." было направлено на борьбу с "летунами, лодырями, прогульщиками и рвачами", которые "своей недобросовестной работой, прогулами, опозданиями на работу, бесцельным хождением по предприятию в рабочее время и другими нарушениями правил внутреннего трудового распорядка, а также частыми самовольными переходами из одних предприятий в другие разлагают дисциплину труда, наносят большой ущерб промышленности, транспорту и всему народному хозяйству"*(48).
Совет народных комиссаров СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС призывали администрации предприятий и учреждений вести решительную борьбу со всеми нарушителями трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, неукоснительно выполнять требования закона об увольнении за прогулы.
Отныне опоздание на работу, преждевременный уход на обед, запоздалый приход с обеда, преждевременный уход с предприятия, а также "бездельничанье в рабочее время" признавались грубейшими нарушениями закона, влекущими за собой подрыв хозяйственной и оборонной мощи страны и благосостояния народа. Рабочий или служащий, допустившие опоздание на работу без уважительных причин, преждевременно ушедшие на обед, запоздавшие приходом с обеда, раньше времени ушедшие с предприятия или бездельничавшие в рабочее время, подвергались дисциплинарным взысканиям (замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, смещение на низшую должность и т.д.). Рабочий или служащий, допустившие три таких нарушения в течение одного месяца или четыре нарушения в течение двух месяцев подряд, подлежали увольнению как прогульщики*(49).
Отметим, что руководители предприятий, учреждений, цехов и отделов за непринятие мер против прогульщиков, "летунов и разгильдяев" должны были привлекаться вышестоящими органами к ответственности вплоть до снятия с работы и предания суду.
Постановление касалось и некоторых социальных льгот, положенных работникам, что тоже должно было подстегнуть их дисциплину. Трудящиеся, которым в связи с их работой на предприятии было предоставлено жилое помещение, в случае ухода с предприятия по собственному желанию или увольнения за нарушение трудовой дисциплины подлежали обязательному выселению в административном порядке без предоставления жилой площади. Право на очередной отпуск предоставлялся рабочим и служащим по истечении одиннадцати месяцев непрерывной работы в данном предприятии или учреждении; отпуск и пособия по беременности и родам предоставлялись тем работницам, которые проработали в предприятии (учреждении) без перерыва не менее семи месяцев; преимущественное право на получение путевок в дома отдыха предоставлялись рабочим и служащим, проработавшим в предприятии или учреждении свыше двух лет*(50).
Постановление от 28 декабря 1938 г. провело разграничительную линию между дисциплинированными работниками и "лодырями", "летунами". Отныне любое нарушение трудовой дисциплины рассматривалось как удар по социалистическому производству, ослабление государства*(51). Задача по проведению в жизнь данного постановления была возложена на судебные органы. "Суд должен был решительно бороться с лодырями и рвачами, со всеми, кто "хочет урвать у государства побольше, а дать ему поменьше", - отмечает А.А. Добровольский. - Выполняя данное постановление, суды отказывали в иске о восстановлении на работе всем тем, кто явился на предприятие или в учреждение с опозданием более чем на 20 минут или ушел с работы раньше времени. То и другое являлись прямым нарушением трудовой дисциплины и находили соответствующую оценку в решении суда"*(52).
Таким образом, через законодательные и нормативно-правовые акты в советском обществе формировалось представление о том, что ни одно нарушение трудовой дисциплины не должно остаться безнаказанным. Подводя итоги написанному, можно отметить, что в СССР во второй половине 1930-х годов был разработан комплекс законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на: - улучшение организаторской и воспитательной работы с целью устранения потерь рабочего времени на производстве; - формирование стабильных трудовых коллективов; - обеспечение четкой регламентации прав и обязанностей каждого работника; - применение материального и морального поощрения за самоотверженный труд; - применение взысканий и воздействия на нарушителей трудовой дисциплины и повышение ответственности руководителей предприятий и их подразделений за состояние трудовой дисциплины и текучесть кадров. Все эти меры, несомненно, способствовали значительному укреплению трудовой дисциплины во второй половине 1930-х годов и сыграли, по признанию современников, "огромную роль в условиях Великой Отечественной войны и явились одним из решающих условий победы СССР над гитлеровской Германией"*(53).
В то же время некоторые меры дисциплинарного и уголовного воздействия властей можно признать излишне жесткими, даже антигуманными. Назначаемые наказания не всегда соответствовали тяжести совершенного проступка, понятия "враг народа" и "измена Родине" трактовались весьма широко.
"Низкие усилия на производстве именовались "вредительством врагов народа", - пишет Н.А. Грик. - Жестокие наказания налагались на хозяйственников и рабочих за малейшие неудачи при выполнении заданий. С 1938 г. незначительные нарушения трудовой дисциплины во все возрастающем масштабе рассматривались как уголовные преступления, невзирая на конкретные обстоятельства. Наказанные обычно приговаривались к принудительному труду в учреждениях, работающих на принципах самоокупаемости, где условия содержания были на грани выживания. Посредством таких репрессивных мер власти пытались сформировать ожидания, что неудачи на производстве будут наказаны независимо оттого, были ли они случайны. Только успешное выполнение заданий могло обеспечить безопасность... Это было откровенное принуждение, которое ничего общего с энтузиазмом не имело"*(54).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Трудовая дисциплина // Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. / Под ред. С.И. Вавилова, К.Е. Ворошилова, А.Я. Вышинского и др. Т. 55. М., 1947. Стлб. 77.
*(2) См.: Советское трудовое право: Учебник для правовых школ и юридических курсов. М., 1936; Абрамова А.А. Дисциплина труда в СССР. М., 1961; Карцев Я.П., Ковальчук М.Ф., Эзерин А.Э. Трудовые права работников железнодорожного транспорта. 2-е изд. М., 1970; Горшенин К.П. Право и трудовая дисциплина. М., 1971.
*(3) См., например: Мирясов А.В. К вопросу о мотивации труда рабочих России в 1920-е гг. // Отечественная история. 2005. N 131-140; Грик Н.А. Мотивация труда в советской промышленности в 1930-е годы (к постановке проблемы) // Вестник НГУ. Серия "История, филология". 2007. Т. 6. Вып. 1: История. С. 62-67; Соколов А.К. Режимность на советских предприятиях // Режимные люди в СССР. М., 2009; Кузина И.Л. Проблемы повышения трудовой дисциплины и производительности труда на промышленных стройках и предприятиях Дальнего Востока в 1930-е годы // Теория и практика общественного развития. 2014. N 5. С. 126-128.
*(4) См.: Чупрынников С.А. Партийно-правительственные постановления по вопросам укрепления трудовой дисциплины в СССР в 1930-е годы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. N 5. С. 55 - 58.
*(5) См.: Гуляев Г.И. Правовое регулирование дисциплины труда на транспорте // Правоведение. 1967. N 2. С. 65-72; Филиппова М.Ю. Правовое регулирование дисциплины труда работников железнодорожного транспорта: исторический и современный аспекты // Транспортное право. 2007. N 3. С. 26-29; она же. Правовое регулирование дисциплины труда работников железнодорожного транспорта Российской Федерации: Автореф. дисс. ... к.ю.н. М., 2008.
*(6) См.: Добровольский А.А. Государственно-правовая политика в области обеспечения дисциплины труда в СССР в эпоху индустриализации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. N 24. С. 202-207; он же. Правотворческая политика государства в области укрепления дисциплины труда в СССР в конце 1930-х годов // Власть. 2014. N 3. С. 146-148.
*(7) Грик Н.А. Указ. изд. С. 62.
*(8) Великая Отечественная война: Краткий научно-популярный очерк / Под общ. ред. П.А. Жилина. М., 1970. С. 43.
*(9) См.: Кузина И.Л. Указ. изд. С. 126-128.
*(10) Трудовая дисциплина // Указ. изд. Стлб. 77.
*(11) См.: Постановление ЦИК СССР от 25 ноября 1935 г. "Об установлении ордена "Знак Почета".
*(12) См.: Постановление ЦИК СССР от 6 сентября 1936 г. "Об установлении почетного звания "Народный артист СССР".
*(13) См.: Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1938 г. "Об учреждении значка "Отличник социалистического соревнования тяжелой промышленности" и утверждении образца значка и положения о значке".
*(14) См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 г. "Об учреждении медали "За трудовое отличие" // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. М., 1956. С. 275-276.
*(15) См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 г. "Об учреждении медали "За трудовую доблесть" // Там же. С. 274-275.
*(16) См.: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 г. "Об установлении высшей степени отличия - звания Героя Социалистического Труда".
*(17) См.: Постановление Совета народных комиссаров СССР от 20 декабря 1939 г. N 2078 "Об учреждении премий и стипендий имени Сталина" // Правда. 1939. 21 декабря.
*(18) Филиппова М.Ю. Указ. изд. N 3. С. 26-29.
*(19) См.: Примерный устав сельскохозяйственной артели // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1935 г. 18 февраля.
*(20) Там же.
*(21) Там же.
*(22) См.: там же.
*(23) См.: Там же.
*(24) См.: Постановление Совета народных комиссаров СССР от 4 июня 1936 г. "Постановление Комиссии советского контроля при Совете народных комиссаров СССР о рассмотрении жалоб трудящихся".
*(25) См.: Постановление ЦК ВКП (б), Совета народных комиссаров СССР от 27 мая 1939 г. "О мерах охране общественных земель колхозов от разбазаривания".
*(26) См.: Там же.
*(27) См.: Там же.
*(28) См.: там же.
*(29) Постановление ЦИК СССР N 14, Совета народных комиссаров СССР N 1713 от 7 августа 1935 г. "Об утверждении Воздушного кодекса СССР".
*(30) Там же.
*(31) Гуляев Г.И. Указ. изд. С. 65-72.
*(32) Постановление ВЦИК, Совета народных комиссаров РСФСР от 10 октября 1935 г. "О дополнении Уголовного кодекса РСФСР статьей 108.1".
*(33) См.: Постановление Совета народных комиссаров СССР от 4 июня 1936 г. "Постановление Комиссии советского контроля при Совете народных комиссаров СССР о рассмотрении жалоб трудящихся".
*(34) Там же.
*(35) Там же.
*(36) См. там же.
*(37) См.: Конституция (Основной закон) СССР. М., 1937. С. 11.
*(38) Там же. С. 31.
*(39) См. там же. С. 31-32.
*(40) См.: Добровольский А.А. Государственно-правовая политика в области обеспечения дисциплины труда в СССР в эпоху индустриализации // Указ. изд. С. 202-207.
*(41) См.: Кодинцев А.Я. Общественные суды в СССР в 30-50-е годы XX в. // Администратор суда. 2009. N 4. С. 43-45.
*(42) См.: там же.
*(43) См.: Постановление Совета народных комиссаров СССР от 20 декабря 1938 г. N 1320 "О введении трудовых книжек".
*(44) См.: Добровольский А.А. Правотворческая политика государства в области укрепления дисциплины труда в СССР в конце 1930-х годов // Указ. изд. С. 146-148.
*(45) См.: Трудовая книжка // Большая Советская Энциклопедия. 1-е изд. Т. 55. Стлб. 79.
*(46) См.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1967 гг.: Сборник документов за 50 лет. М., 1967. Т. 2. 1929-1940 гг. C. 665-672.
*(47) Постановление ЦИК СССР, Совета народных комиссаров СССР от 15 ноября 1932 г. "Об увольнении за прогул без уважительных причин".
*(48) См.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1967 гг. Т. 2. C. 665-672.
*(49) См.: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1967 гг. Т. 2. C. 665-672.
*(50) См. там же.
*(51) См.: Добровольский А.А. Правотворческая политика государства в области укрепления дисциплины труда в СССР в конце 1930-х годов // Указ. соч. С. 146-148.
*(52) Там же.
*(53) Трудовая дисциплина // Указ. соч. Стлб. 77.
*(54) См.: Грик Н.А. Указ. изд. С. 63.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование трудовой дисциплины в СССР во второй половине 1930-х годов
Автор
С.Е. Лазарев - магистрант юридического факультета Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат исторических наук
Журнал "Гражданин и право", N 10, октябрь 2015 г.