Об учете печатей и штампов в бюджетных учреждениях
А. Репин,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
Согласно ст. 9 Закона о некоммерческих организациях*(1) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Как и любая некоммерческая организация, бюджетное учреждение должно иметь печать с полным наименованием этой организации на русском языке, а также вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. Об учете печатей и штампов поговорим в статье.
Для чего нужна печать?
Согласно п. 3.25 ГОСТ Р 6.30-2003*(2) оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинной подписи. Документы заверяются печатью организации. То есть оттиск печати заверяет подлинность подписи на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинности подписи.
Какие виды печатей бывают?
Печать является механическим приспособлением, устройством, содержащим клише печати для последующего проставления оттиска на бумаге. Оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах.
В настоящее время отсутствует законодательное закрепление понятий "печать" и "штамп", а также требований к их размерам, формам, указываемым в них сведениям. Исключением из данного правила являются печати с воспроизведением Государственного герба РФ. Форма, размер и технические требования к таким печатям установлены ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 25.12.2001 N 573-ст. Вместе с тем по общему правилу под печатью понимается устройство, предназначенное для нанесения оттиска на документах, служащего для удостоверения подписи должностного лица либо подлинности документа (ГОСТ Р 51511-2001). Печать с воспроизведением Государственного герба РФ - печать, имеющая в центре клише печати зеркальное отображение Государственного герба РФ.
Статьей 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" установлено, что Государственный герб РФ размещается на печатях:
федеральных органов государственной власти;
иных государственных органов, организаций и учреждений;
органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных государственно-властными полномочиями;
органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Указанная печать включает в себя следующие реквизиты:
зеркальное изображение Государственного герба РФ;
полное наименование юридического лица в именительном падеже, в скобках - его краткое наименование (если таковое имеется);
основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).
Примечание. Штамп - разновидность печатной формы, содержащая информацию служебного характера: о наименовании организационной структуры, ее адресе, дате и номере регистрации документа, выполнении функции и т.п.
Необходимо отметить, что изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба РФ осуществляют только полиграфические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне.
Помимо гербовой печати, в учреждении могут использоваться печати структурных подразделений и иные круглые и треугольные печати, имеющие узкое функциональное назначение (для пакетов, пропусков и т.п.). Печати, кроме наименования организации, могут иметь изображения товарных знаков, эмблем, символов, а также иные реквизиты, установленные нормативными правовыми актами.
Кроме того, в учреждении могут применяться и иные разновидности печатей и штампов. Так, например, в силу п. 4.4 Порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденного Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 N 3210-У, кассир должен быть снабжен печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции.
Основное средство или материальные запасы?
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, расходы учреждения на оплату договора, предметом которого является изготовление печатей и штампов, в зависимости от учетной политики учреждения и предполагаемого срока использования, следует отразить по статье 310 (в случае их возможного использования более 12 месяцев) или 340 КОСГУ (в случае использования менее 12 месяцев).
Согласно п. 34 Инструкции N 157н*(3) принятие активов к учету, а также их выбытие, в том числе в результате принятия решения об их списании, если иное не установлено данной инструкцией, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
В соответствии с п. 38 Инструкции N 157н материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, принимаются к учету в качестве основных средств.
К основным средствам не относятся предметы, служащие менее 12 месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями Инструкции N 157н к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.
Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции N 157н).
Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Согласно п. 45 Инструкции N 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект также со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, или обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.
В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей - основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Если по комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Согласно п. 44 Инструкции N 157н сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях). Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется на основании:
1) информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества для начисления амортизации. По объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Классификация основных средств) в амортизационные группы с 1-й по 9-ю, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп; в 10-ю амортизационную группу - срок полезного использования рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072;
2) рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, при отсутствии в законодательстве РФ норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя - на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом:
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;
- гарантийного срока использования объекта;
- сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации - для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных и муниципальных организаций.
Необходимо отметить, что Классификацией основных средств код непосредственно для учета печатей и штампов не предусмотрен. Учет вышеуказанных объектов можно осуществлять с применением кода 19 0009000 "Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках".
С учетом вышеизложенного окончательное решение по отнесению печатей и штампов к основным средствам или материальным запасам должно приниматься комиссией учреждения.
Как отразить в учете?
Отражение в учете будет зависеть от того, к какой группе нефинансовых активов по решению комиссии будут отнесены приобретаемые печати и штампы.
Основное средство. В соответствии с п. 23 Инструкции N 157н объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).
Напомним, что первоначальная стоимость основных средств стоимостью до 3 000 руб. списывается с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете 21 "Основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно в эксплуатации".
Выдача в эксплуатацию объектов основных средств, стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов недвижимого имущества, отражается на основании первичного учетного документа - ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) (п. 10 Инструкции N 174н*(4)). Далее рассмотрим пример отражения расходов бюджетного учреждения на приобретение печати.
Пример 1
Бюджетное учреждение приобрело у специализированной организации гербовую печать стоимостью 1 118 руб. (в том числе НДС (18%) - 118 руб.). Расходы оплачены за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. На основании документов, предъявленных поставщиком, гарантийный срок службы печати составляет три года. В соответствии с решением комиссии учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов приобретенная печать отнесена к основным средствам.
Указанные расходы можно отразить следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены расходы учреждения на приобретение печати | 4 106 31 310 | 4 302 31 730 | 1 118 |
Погашена задолженность перед поставщиком за поставленную печать | 4 302 31 830 | 4 201 11 610 | 1 118 |
Печать принята к учету в качестве основного средства | 4 101 38 310 | 1 106 31 310 | 1 118 |
Приобретенная печать выдана в эксплуатацию в соответствующее подразделение учреждения | 1 118 |
Материальные запасы. Если комиссия учреждения примет решение учитывать печати и штампы как объекты материальных запасов, то их учет в соответствии с п. 30 Инструкции N 174н следует вести на счете 0 105 30 000 "Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения". Поступление печатей и штампов осуществляется на основании следующих первичных документов:
- товарно-сопроводительных документов поставщика (продавца), иных документов, подтверждающих получение учреждением (отгрузку, передачу) материальных ценностей, оформленных в рамках обычая делового оборота, содержащих обязательные реквизиты первичного учетного документа (товарная накладная, товарно-транспортная накладная);
- акта о приемке материалов (ф. 0315004).
Оприходование материальных запасов, полученных в рамках договоров на нужды учреждения, отражается на основании первичных (сводных) учетных документов, подтверждающих исполнение поставщиком условий договора по передаче (изготовлению) материальных ценностей.
Списание печатей и штампов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Данный акт применяется для списания с баланса материальных запасов на основании документов, подтверждающих их количественный расход. Он составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем.
Пример 2
Бюджетное учреждение для осуществления приносящей доход деятельности приобрело три резиновых штампа общей стоимостью 590 руб. (в том числе НДС (18%) - 90 руб.). Штампы используются в деятельности, облагаемой НДС. В связи с отсутствием рекомендаций изготовителя штампов и исходя из ожидаемого срока использования данных объектов комиссия учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов отнесла штампы к материальным запасам.
Указанные расходы отражаются в учете следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты к учету приобретенные штампы | 2 105 36 340 | 2 208 34 660 | 500 |
Погашена задолженность перед поставщиком за поставленные штампы | 2 302 36 830 | 2 201 11 610 | 590 |
Принят к учету "входной" НДС на основании выставленного счета-фактуры | 2 210 01 560 | 2 208 34 660 | 90 |
Каков порядок хранения, списания и уничтожения печатей и штампов?
В соответствии с разд. 7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 для упорядочения использования печатей в учреждении должна быть разработана и утверждена руководителем инструкция по применению печатей. Данная инструкция может иметь следующие разделы:
1) перечень печатей, используемых в организации, который включает:
- название и количество экземпляров каждой разрешенной для использования печати;
- должности лиц, уполномоченных хранить, использовать оттиски печатей и контролировать правильность их использования.
Порядок пользования печатями устанавливается в соответствии с действующими нормативными актами и с учетом специфики документирования деятельности. Правила пользования устанавливаются для оттиска каждой разрешенной печати. Инструкция должна содержать также перечни документов, заверяемых гербовой печатью (печатью организации), печатью без воспроизведения герба или иной символики, печатью структурного подразделения. Подготовка инструкции должна увязываться с разработкой табеля унифицированных форм документов организации, в котором имеется графа "печать";
2) места хранения и должности лиц, имеющих право пользования печатями. Пользование печатями в организации разрешается только работникам, специально назначенным приказом руководителя. Право пользования гербовой печатью предоставляется первым руководителям, должностным лицам из числа работников службы документационного обеспечения или финансовой службы.
Оттиск печати проставляется на документах, оформленных с соблюдением действующих правил, подписанных и согласованных в установленном порядке;
3) порядок пользования печатями. Основу инструкции составляет перечень документов, заверяемых гербовой печатью. В ней могут быть указаны:
- образцы подписей на открытие счетов;
- и другая информация.
Вносить изменения и дополнения в перечень допускается только по указанию руководителя учреждения;
4) форма журнала учета печатей и штампов и порядок ведения журнала. За образец можно взять форму, приведенную в Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденную Приказом Росархива от 23.12.2009 N 76;
5) порядок выдачи печатей и штампов работникам учреждения, а также порядок их хранения. Печати должны храниться в установленных в инструкции подразделениях учреждения и выдаваться в структурные подразделения пользователям под расписку в регистрационно-учетной форме. В подразделениях печати должны храниться в надежно запирающихся шкафах;
6) ответственность работников за нарушение порядка применения печатей и штампов, утерю печатей или штампов;
7) порядок проведения проверок по соблюдению порядка применения и хранения печатей и штампов в структурных подразделениях учреждения;
8) порядок уничтожения печатей и штампов. Уничтожение печатей происходит в случаях ликвидации организации, прекращения деятельности в результате слияния, присоединения, преобразования, переименования организации или обособленного структурного подразделения, а также механического износа клише. Уничтожение печатей и штампов производится комиссией, которая создается приказом руководителя учреждения. Пришедшие в негодность в ходе эксплуатации или утратившие свое назначение печати (например, при смене организационно-правовой формы, наименования, местонахождения учреждения, его ликвидации) уничтожаются с обязательным списанием с учета. Уничтожение печатей и штампов предполагает полное разрушение их печатающей поверхности и формы, не допускающее возможности восстановления и дальнейшего использования. Комиссия учреждения определяет способ уничтожения печатей и штампов: изделия из каучука, резины разрезаются на мелкие части или сжигаются, из металла - опиливаются двумя перекрестными линиями. При уничтожении печатей и штампов составляется акт об уничтожении, который утверждается руководителем.
В акте должны быть указаны:
- состав комиссии;
- время и место уничтожения печатей и штампов;
- обоснование уничтожения;
- наименование и оттиски уничтоженных печатей и штампов;
- способ уничтожения;
- заключение комиссии о приведении печати (штампа) в состояние, исключающее возможность восстановления и дальнейшего использования;
- подписи членов комиссии.
Акты об уничтожении печатей и штампов хранятся в течение срока, установленного инструкцией по учету печатей и штампов, а затем уничтожаются согласно утвержденному порядку. Работник, ответственный за учет печатей и штампов, на основании акта делает отметки об уничтожении в журнале учета печатей и штампов.
* * *
В завершение сформулируем следующие выводы:
1. В настоящее время, отсутствует законодательное закрепление понятий "печать" и "штамп", а также требований к их размерам, формам, указываемым в них сведениям.
2. Решение по отнесению печатей и штампов к основным средствам или материальным запасам принимается комиссией учреждения исходя из срока полезного использования этих объектов.
3. Разделом 7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 установлено, что для упорядочения использования печатей в учреждении должна быть разработана и утверждена руководителем инструкция по применению печатей.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) ГОСТ Р 6.30-2003 "Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.302003", утв. Росархивом (далее - Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003). Данные методическое рекомендации разъясняют и конкретизируют порядок внедрения и применения ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст.
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(4) Инструкция по применению плана счетов бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"