Общество с организационно-правовой формой ЗАО реорганизовано в общество с организационно-правовой формой ООО 21 октября 2014 г. В связи с этим при формировании отчетности за 4 квартал и 2014 года в ПФР, ФСС возникает вопрос по базе для начисления страховых взносов. ПФР, ФСС, ссылаясь на письмо Минтруда РФ от 05.09.2014. N 17-3/10/В-5634, считают, что Общество обязано в новом предприятии обнулить базу и произвести расчеты как по новому предприятию, не учитывая превышение предельной базы, накопленное за год, что ведет к значительному увеличению страховых взносов.
Просим дать разъяснения по данному вопросу.
ООО "АНТ-Консалт", март 2015 г.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ. (далее - Закон N 212-ФЗ).
Пунктом 3 ст. 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов организациями, производящими выплаты физическим лицам, определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, которым в силу п. 1 ст. 10 данного закона признается календарный год.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
На основании п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Статьей 75 ТК РФ определено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Иными словами, в случае преобразования в силу закона происходит замена в трудовом договоре лица на стороне работодателя. Вновь возникшее юридическое лицо становится стороной договора, при этом трудовые отношения продолжаются, а не возникают заново.
Как показано выше облагаемая база определяется исходя из начислений, произведенных в рамках трудовых отношений.
Соответственно, по нашему мнению, при определении базы для исчисления взносов реорганизованное юридическое лицо, не может не учитывать начисления произведенные в рамках тех же трудовых отношений работниками до реорганизации.
Данный подход подтверждается устойчивой арбитражной практикой*(1). Кроме того, подобный подход согласуется с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 01.04.2008 N 13584/07*(2).
Однако, Минтруд РФ придерживается противоположной позиции*(3).
В упомянутом в запросе письме *(4) Минтруд РФ обращает внимание на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 212-ФЗ, если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года. Каких-либо исключений, из этой нормы для случаев реорганизации юридических лиц не установлено. Также отмечается, что Законом N 212-ФЗ не предусмотрено правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации. Поскольку при реорганизации путем преобразования создается новая организация, по мнению Минтруда РФ, она не вправе при определении облагаемой взносами базы учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации.
По, нашему мнению, подобная позиция не учитывает факта непрерывности трудовых отношений при реорганизации, в связи с чем, нет оснований говорить об отсутствии правопреемства при исчислении облагаемой взносами базы. Данный подход слишком формален и по нашему мнению, действующему законодательству не соответствует.
Таким образом, по нашему мнению, в предложенной в запросе ситуации, ООО, возникшее в ходе преобразования ЗАО 21.10.2014 при начислении страховых взносов и формировании отчетности за 4 квартал 2014 года и 2014 года должно учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников реорганизованной организацией.
Однако следует учитывать, что контролирующие органы при проведении проверок, с большой степенью вероятности, руководствуясь вышеприведенными разъяснениями Минтруда РФ предъявят претензии к подобному порядку формирования облагаемой взносами базы. Вместе с тем, подобные претензии, учитывая наличие устойчивой практики в пользу плательщиков взносов, могут быть оспорены в суде.
Вывод:
В рассматриваемой ситуации, ООО, возникшее в ходе преобразования ЗАО 21.10.2014 при начислении страховых взносов и формировании отчетности за 4 квартал 2014 года и 2014 года должно учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников реорганизованной организацией в рамках трудовых отношений в 2014 году.
Контролирующие органы при проведении почти наверняка предъявят претензии к подобному порядку формирования облагаемой взносами базы. Однако подобные претензии могут быть оспорены в суде.
15 марта 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановления ФАС Московского округа от 28.05.2014 N Ф05-4753/14, от 02.08.2013 N А40-150312/12-91-670, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.06.2013 N А43-22087/2012 (Определением ВАС от 16 октября 2013 N ВАС-14361/13 отказано в передаче данного дела для пересмотра в порядке надзора), Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2013 N А75-5144/2012, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2012 N А42-6683/2011, Постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2012 N А65-19100/2011, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 23.05.2012 N Ф03-1596/2012, от 01.03.2012 N Ф03-560/2012.
*(2) Предметом рассмотрения Президиума ВАС в это деле являлся порядок начисления ЕСН при преобразовании работодателя. Однако выработанные им правовые позиции основываются, прежде всего, на неизменности трудовых отношений при преобразовании, в связи с чем имеют значение для рассматриваемой ситуации.
*(3) В соответствии с п.п. 5 ст. 1 Закона N 212-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 Минтруд РФ управомочен давать официальные разъяснения по вопросам применения Закона N 212-ФЗ.
*(4) См. также письмо Минздравсоцразвития РФ от 28 мая 2010 N 1375-19.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "АНТ-Консалт"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "АНТ-Консалт" состоит в трудовых отношениях.
http://www.audit-nt.ru/