Работаю на предприятии более 6 лет и в расчётных листах при расчете зарплаты предприятие начисляло районный коэффициент 1,3, но предприятие относится к северному региону (г. Братск) и коэффициент составляет 1,4. Законно ли поступает предприятие и куда обратиться (расчётные листы имеются)?
В г. Братск Иркутской области районный коэффициент 1,4 применяется:
к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций, предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, железнодорожного транспорта, являющихся внебюджетными или финансируемые за счет федерального бюджета;
к заработной плате работников бюджетных организаций, финансируемых за счет бюджета Иркутской области и расположенных в г. Братск;
к заработной плате работников бюджетных организаций, финансируемых за счет муниципального бюджета, если данный размер районного коэффициента установлен нормативно-правовым актом муниципального образования.
К заработным платам всех работников, работающих в иных организациях, расположенных в г. Братск, применяется районный коэффициент 1,3.
Не представляется возможным дать более подробный ответ на ваш вопрос в связи с тем, что Вами не была предоставлена информации о федеральной деятельности и наименовании работодателя.
Если Вы считаете, что ваши права нарушены, то Вы вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Статьей 423 ТК РФ определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.
Районный коэффициент 1,4 применяется к работникам предприятий железнодорожного транспорта, расположенных в Братском районе Иркутской области (п. 5 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 03.11.1960 N 1251/28 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников железнодорожного транспорта").
Районный коэффициент 1,4 применяется к работникам строительных и ремонтно-строительных организаций, расположенных в Братском районе Иркутской области (п. 6 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 N 453/9 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников строительных и ремонтно-строительных организаций").
Районный коэффициент 1,4 применяется к работникам предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, расположенных в Братском районе Иркутской области (п. 4 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.07.1959 N 527/13 "Об утверждении коэффициентов к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности").
Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 123-ОЗ "О размерах районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из областного бюджета, и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, в Иркутской области" (далее - Закон N 123-ОЗ) районный коэффициент к заработной плате работников организаций, финансируемых из областного бюджета, устанавливается в следующих размерах:
1) 1,7 - для работников организаций, расположенных в следующих районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях области:
Катангский район;
Казачинско-Ленский район;
Бодайбинский район, город Бодайбо;
Киренский район;
Мамско-Чуйский район;
Усть-Кутский район, город Усть-Кут;
2) 1,6 - для работников организаций, расположенных в следующих местностях области, приравненных к районам Крайнего Севера:
Нижнеилимский район;
Усть-Илимский район, город Усть-Илимск;
3) 1,4 - для работников организаций, расположенных в следующих местностях области, приравненных к районам Крайнего Севера:
Братский район, город Братск;
4) 1,3 - для работников организаций, расположенных в иных местностях области.
Размеры районного коэффициента к заработной плате, установленные в статье 2 Закона N 123-ОЗ, являются предельными размерами повышения районного коэффициента к заработной плате работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, устанавливаемого входящими в состав области муниципальными образованиями (ст. 3 Закона N 123-ОЗ).
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.