На балансе учреждения в течение нескольких лет числится дебиторская задолженность по расчетам с контрагентом. Расчеты с ним ведутся регулярно на протяжении многих лет. Произвести сверку расчетов с контрагентом не получается, ввиду того что изначально расчеты с ним велись небрежно и сведения, имеющиеся у контрагента, отличаются от сведений учреждения. По данным учреждения получается, что у контрагента имеется задолженность перед учреждением, а по данным контрагента - наоборот. Как учреждению в этой ситуации списать дебиторскую задолженность?
Т.П. Кочнова,
к.э.н., заместитель директора департамента
бухгалтерского учета Минобрнауки РФ
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 5, сентябрь-октябрь 2015 г.
Со счетов бухгалтерского учета подлежат списанию суммы, признанные в соответствии с нормами законодательства РФ нереальными ко взысканию. Согласно п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (далее Методические указания), правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, в том числе той, по которой истек срок исковой давности, числящейся на балансе учреждения, устанавливает инвентаризационная комиссия при проверке документов о состоянии расчетов учреждения (Письмо Минфина РФ от 01.10.2013 N 02-06-10/40714).
Дебиторская задолженность может быть признана безнадежной ко взысканию по следующим основаниям:
- истечение установленного законодательством РФ срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
- невозможность исполнения обязательств (ст. 416 ГК РФ). Положениями ст. 416 ГК РФ установлено, что обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. В случае невозможности исполнения должником обязательства, вызванной виновными действиями кредитора, последний не вправе требовать возвращения исполненного им по обязательству;
- издание акта органа государственной власти или органа местного самоуправления на основании которого обязательства прекращаются (ст. 417 ГК РФ). Из положений п. 1 ст. 417 ГК РФ следует, что если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, то обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со ст. 13 и 16 ГК РФ;
- смерть должника (ст. 418 ГК РФ);
- ликвидация организации должника (ст. 419 ГК РФ).
В описанной ситуации основанием для признания дебиторской задолженности безнадежной может быть только истечение срока исковой давности.
В силу норм ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ. Данной статьей определено, что, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать 10 лет со дня возникновения обязательства.
Течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (ст. 203 ГК РФ). После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок. То есть если контрагент подписывает акт сверки расчетов с данными, подтверждающими наличие числящегося за ним долга, то с даты подписания акта сверки расчетов срок исковой давности начинает исчисляться заново. Однако, как следует из ситуации, описанной в вопросе, контрагент не признает наличия за ним долга, в связи с чем прерывание срока исковой давности не происходит.
Таким образом, если срок исковой давности по дебиторской задолженности истек, учреждение должно совершить следующие действия:
1. Издать приказ о проведении инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Установить данным приказом дату проведения инвентаризации, обязательства, в отношении которых проводится инвентаризация, состав инвентаризационной комиссии. При издании приказа можно воспользоваться формой, приведенной в приложении 1 к Методическим указаниям.
2. Составить инвентаризационную опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Форма описи и порядок ее заполнения приведены в Приказе Минфина РФ N 52н*(1). Из положений этого приказа следует, что опись формируется комиссией учреждения и отражает:
- сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности;
- наименование дебитора (кредитора);
- данные о сумме задолженности учреждения по платежам (переплатам по платежам в бюджеты) отражаются по видам платежей в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в которые подлежит перечислению задолженность;
- номер счета бухгалтерского учета;
- общую сумму задолженности по данным бухгалтерского учета, в том числе подтвержденную дебиторами (кредиторами), не подтвержденную дебиторами (кредиторами);
- сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Инвентаризационная опись (ф. 0504089) подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.
3. По итогам проведения инвентаризации составить акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Основанием для составления акта (ф. 0504835) являются инвентаризационные описи (сличительные ведомости). Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем учреждения. В акте отражается наличие у учреждения дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.
4. Составить акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0317015) (форма акта приведена в приложении 16 к Методическим указаниям).
5. Итоги проведения инвентаризации рассматриваются руководителем учреждения вместе с членами комиссии, участвующими в проведении инвентаризации. По итогам заседания формируется решение (протокол) заседания, на основании которого руководитель учреждения издает приказ по списании со счетов бухгалтерского учета сумм дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.
На основании приказа руководителя учреждения бухгалтер формирует бухгалтерскую справку (ф. 0504833), в которой отражает корреспонденцию счетов по учету сумм дебиторской задолженности, срок исковой давности по взысканию которой уже истек. К справке прилагается приказ руководителя учреждения, как документ-основание для совершения этой операции, а также письменные пояснения причин возникновения задолженности и невозможности ее погашения.
6. Далее суммы дебиторской задолженности, признанные в соответствии с законодательством РФ нереальными ко взысканию и списанные с балансового учета, переносятся на забалансовый счет 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством, актом главного администратора доходов бюджета) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников (п. 339 Инструкции N 157н*(2)).
При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета. Списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству РФ. При этом, как разъясняется в Письме Минфина РФ от 18.02.2014 N 02-06-10/6776, для принятия учреждением решения о списании задолженности со счета 04 целесообразно провести инвентаризацию указанных активов до составления отчетности.
Для справки. В соответствии с ст. 8 п. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 6 Инструкции N 157н к компетенции учреждения относится урегулирование в рамках своей учетной политики порядка списания задолженности ввиду невозможности ее взыскания (Письмо Минфина РФ от 01.11.2014 N 02-06-10/56150). То есть учреждение в рамках своей учетной политики может установить такой порядок и принять его при необходимости.
1 сентября 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"