Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.08.2015 N Ф03-3138/2015
Р.В. Немирович,
эксперт журнала "Оплата труда: акты
и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 10, октябрь 2015 г.
В комментируемом Постановлении АС ДВО от 07.08.2015 N Ф03-3138/2015 рассмотрен спор между ПФР и организацией о начислении страховых взносов на суммы оплаты услуг бизнес-зала аэропорта. По мнению организации, на стоимость услуг такого зала начислять страховые взносы не надо. Однако проверяющие с ней не согласились. В результате суд постановил, что взносы начислять надо, несмотря на то что необходимость компенсации услуг бизнес-зала прописана во внутренних документах организации.
Позиция проверяющих
Страховые взносы не начисляются на целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, а также на сборы за услуги аэропортов (ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ*(1)). К таким расходам следует относить только обязательные платежи, взимаемые за услуги аэропорта. Расходы на оплату бизнес-зала не относятся к обязательным платежам. Это следует и из положений разд. III Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 17.07.2012 N 241 (далее - Перечень N 241), и п. 9 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 N 155 (далее - Правила N 155), согласно которым плата за предоставление пассажирам услуг повышенной комфортности не относится к сборам. Соответственно, на них следует начислить страховые взносы. Отметим, что позиция чиновников ПФР согласуется с Письмом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2010 N 2538-19.
Кроме того, в приложении к Письму ПФ РФ N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014 также указывается, что расходы на услуги аэропорта по обслуживанию в секторах и помещениях для особо важных персон, бизнес-центрах и других специальных помещениях не являются обязательными расходами на командировки. Данные услуги согласно Перечню являются специальными, связанными с повышением комфортности для пассажиров аэропорта, то есть дополнительными.
К сведению. В подпунктах 4.9.1, 4.9.2 Перечня N 241 плата за обслуживание пассажиров в секторах и помещениях для особо важных персон, бизнес-центрах и других специальных помещениях относится к тарифам за специальное обслуживание.
Страховые взносы не начисляются только в одном случае - если использование залов официальных делегаций предусмотрено для определенных категорий лиц законодательством. Так, страховые взносы не начисляются на суммы оплаты дополнительных услуг при командировании некоторых категорий государственных гражданских служащих (п. 23 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813).
Следует помнить, что аналогичный подход применяется в случае оплаты залов официальных делегаций на железнодорожных и автомобильных вокзалах (станциях), в морских и речных портах.
Позиция высшего суда
Верховный суд в Определении от 07.11.2014 N 306-КГ14-3179 занял по аналогичному вопросу, как в рассматриваемом деле, позицию контролирующих органов, пояснив, что выплаты, связанные с оплатой услуг бизнес-зала аэропорта, подлежат обложению страховыми взносами, поскольку не относятся к сборам за услуги аэропортов.
В то же время в данном случае организация была должным образом не подготовлена к судебному разбирательству:
- не были представлены доказательства, подтверждающие необходимость пребывания сотрудников организации в бизнес-зале;
- не были представлены доказательства, что данные расходы определены коллективным договором или локально-нормативным актом;
- не были представлены доказательства того, что расходы на оплату услуг залов повышенной комфортности связаны с производственной деятельностью, являются экономически обоснованными и подлежат включению в состав расходов.
В связи с изложенным неудивительно, что суд занял позицию контролирующего органа.
Иное мнение
Статьей 168 ТК РФ закреплено, что порядок и размеры возмещения командировочных расходов в коммерческих организациях определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено ТК РФ или иными нормативными актами. При этом "иное" Трудовым кодексом, равно как и другими нормативными актами, не установлено. Соответственно, положениями названного кодекса закреплено право организации (коммерческой) самостоятельно устанавливать порядок возмещения и размеры командировочных расходов, прописав соответствующие условия в трудовом договоре или, например, в положении организации о командировках.
Заметим: некоторые судьи считают, что если в локальном нормативном акте организации прописана возможность оплаты бизнес-залов, то затраты можно отнести к командировочным расходам и не облагать их страховыми взносами. Данный вывод содержится, например, в постановлениях ФАС ПО от 27.01.2014 N А65-10641/2013, ФАС СЗО от 29.11.2013 N А05-960/2013. Однако в таком случае расходы на оплату услуг бизнес-зала не облагаются страховыми взносами, если они:
- документально подтверждены и являются экономически обоснованными;
- связаны с производственной деятельностью организации;
- относятся к командировочным расходам в соответствии с положением о командировках.
Можно сказать, что логика в приведенной позиции прослеживается, поскольку база для начисления страховых взносов схожа с правилами, установленными для целей обложения НДФЛ. При этом, по мнению Минфина (письма от 15.08.2013 N 03-04-06/33238, от 25.10.2013 N 03-04-06/45215), при направлении налогоплательщика в командировку освобождаются от обложения НДФЛ документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно. Данная норма не предусматривает ограничений в отношении порядка проезда. В связи с этим затраты на оплату услуг бизнес-зала аэропорта, предоставляемых командированным лицам, относятся к расходам сотрудников на проезд до места назначения и не облагаются НДФЛ.
Также обратим внимание на Постановление ФАС СЗО от 25.04.2013 N А42-7726/2011, в котором суд признал решение инспекции о начислении НДФЛ в отношении оплаты услуг бизнес-зала аэропорта недействительным, отметив, что указанные затраты были понесены в интересах не командированного сотрудника, а организации в целом. Пользование соответствующими услугами было обусловлено необходимостью исполнения работником трудовых обязанностей, обеспечения в силу специфики его деятельности комфортных условий труда, доступа к телекоммуникационным средствам связи, возможности вести переговоры с партнерами при сохранении коммерческой тайны. Кроме того, физическое лицо не получило экономическую выгоду. А оплата организацией услуг зала повышенной комфортности была экономически оправданна и связанной с производственной деятельностью.
* * *
В заключение укажем: исходя из норм п. 9 Правил N 155 плата за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности может быть включена в пассажирский тариф.
Получается, что страховые взносы начисляются на суммы оплаты услуг бизнес-зала, которые произведены сверх пассажирского тарифа или могут быть выделены из его состава. Если же плату выделить в составе пассажирского тарифа нельзя, то она не облагается страховыми взносами.
В то же время при принятии решения об обложении тех или иных выплат страховыми взносами всегда следует опираться не только на судебную практику, которая может быть противоречива, но и на непосредственное мнение контролирующих органов.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"