Утилизация оргтехники
И. Зернова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
В настоящее время осуществление деятельности учреждений нельзя представить без оргтехники. При эксплуатации она приходит в негодность вследствие физического износа. Кроме того, прекращение использования оргтехники наступает также вследствие морального износа, то есть в результате нецелесообразности дальнейшего ее использования, невозможности и неэффективности ее восстановления. В указанном случае учреждения должны утилизировать оргтехнику. Как это сделать и как отразить данную операцию в бухгалтерском учете, рассмотрим в статье.
Прежде чем подвергнуть оргтехнику утилизации, учреждение должно произвести ряд мероприятий.
Действия до утилизации
До проведения работ по утилизации оргтехники учреждение должно произвести комплекс действий.
Примечание. Утилизация представляет собой виды работ по обеспечению ресурсосбережения, при которых осуществляются переработка и (или) вторичное использование отслуживших установленный срок и (или) отбракованных изделий, материалов, упаковки и т.д., а также отходов.
Вначале назначенная приказом руководителя постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов должна подготовить и принять решение о списании оргтехники. В этих целях ей нужно:
- произвести осмотр оргтехники, подлежащей списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
- принять решение по вопросу о целесообразности дальнейшего ее использования, возможности и эффективности ее восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от нее;
- установить причины списания, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и другие причины, которые привели к необходимости списания оргтехники;
- подготовить акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104).
После этого учреждение должно получить согласование от учредителя.
На заметку. Без согласования с учредителем списывается только относимая к иному движимому имуществу, а также приобретенная за счет собственных средств оргтехника.
Для согласования, как следует из Порядка 96/30н*(1), установленного для федеральных государственных учреждений, руководитель учреждения направляет учредителю:
- перечень оргтехники, решение о списании которой подлежит согласованию;
- копию решения о создании постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя учреждения) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;
- копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов по принятию решения о списании оргтехники;
- акты о списании оргтехники и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с пп. "г" п. 6 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834. Например, для учреждений культуры такой перечень утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 N 956, для учреждений здравоохранения - Приказом Минздрава РФ от 17.12.2012 N 1059н.
В перечне оргтехники следует указывать:
- номер по порядку;
- наименование;
- инвентарный номер;
- год ввода в эксплуатацию (год выпуска);
- балансовую стоимость на момент принятия решения о списании;
- остаточную стоимость на момент принятия решения о списании;
- срок полезного использования и срок фактического использования на момент принятия решения о списании.
После получения согласования (при необходимости) учреждение должно организовать утилизацию оргтехники. Сделать это оно может либо собственными силами, либо с привлечением специализированной организации.
Обратите внимание, что списание оргтехники следует отражать в бухгалтерском учете только по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о ее списании вследствие морального или физического износа, нецелесообразности ее дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности восстановления (п. 51 Инструкции N 157н*(2)).
До завершения демонтажа (утилизации, уничтожения) оргтехника, в отношении которой принято решение о списании (прекращении эксплуатации) - в частности, в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) ее дальнейшего использования, - учитывается на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (п. 335 Инструкции N 157н).
Таким образом, опираясь на указанные нормы, основные средства, подлежащие утилизации (при принятии в учреждении такого решения), необходимо списывать с балансового счета 101 00 000 с одновременным отражением данных объектов на забалансовом счете 02. В бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Отражено списание объекта основных средств, подлежащего демонтажу (утилизации) | 0 104 хх 000 0 401 10 172 | 0 101 хх 000 |
Одновременно отражено принятие объекта основных средств на забалансовый счет до момента его демонтажа, утилизации |
Утилизация оргтехники собственными силами
Как было указано выше, утилизация оргтехники может производиться силами соответствующих специалистов при их наличии в учреждении.
В результате проведения работ по разборке из оргтехники извлекаются:
- пригодные для дальнейшего использования детали и узлы, в качестве запасных частей;
- детали и узлы, содержащие драгоценные металлы.
Оставшиеся после разборки металлические части оргтехники принимаются к бухгалтерскому учету в качестве металлолома.
По завершении данных работ производится списание оргтехники с регистров бухгалтерского учета. Обозначенная операция отражается следующей записью:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Списание оргтехники с забалансового учета |
Полученные материальные ценности принимаются к бухгалтерскому учету по текущей оценочной стоимости. Эта операция сопровождается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов (п. 106 Инструкции N 157н):
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Принятие к бухгалтерскому учету материальных ценностей после проведения демонтажных работ | 0 105 36 000 | 0 401 10 172 |
Учет деталей и узлов материально ответственные лица должны вести в книге учета материальных ценностей (ф. 0504042) или карточке учета материальных ценностей (ф. 0504043). Учет в них ведется по наименованиям, количеству с использованием отдельных страниц по каждому наименованию объекта учета.
В отношении учета узлов и деталей с содержанием драгоценных металлов в названных документах указываются отдельно масса в лигатуре изъятых деталей, а также масса в чистоте драгоценных металлов согласно паспорту или учетным документам на данный вид оргтехники (п. 6.19 Инструкции N 68н*(3)).
Причем для каждого вида драгоценных металлов, содержащихся в деталях (узлах), должна быть заведена отдельная карточка или страница в книгах, например, страница для учета деталей (узлов), содержащих золото, отдельная страница для деталей (узлов), в состав которых входит серебро (п. 6.8 Инструкции N 68н).
Напомним, что следует понимать по текущей оценочной стоимостью. Текущей оценочной стоимостью является сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи материальных ценностей на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции N 157н).
Текущая оценочная стоимость в целях принятия материальных ценностей, полученных от утилизации оргтехники к бухгалтерскому учету, определяется на основе цены, действующей на дату принятия их к учету (оприходования) на данный или аналогичный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия таких материальных ценностей к бухгалтерскому учету комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Оценочная стоимость драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей определяется Государственным учреждением по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине (Гохраном) в порядке, установленном Минфином (п. 23 Инструкции N 157н).
Аффинаж узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы
Такие узлы и детали утилизируются специализированной организацией: узлы и детали с содержанием драгоценных металлов учреждения должны передаваться специализированной организации на аффинаж, представляющий собой процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы (п. 1.2 Инструкции N 68н).
Передача узлов и деталей на аффинаж должна быть оформлена актом, в котором отражаются наименование драгоценных металлов, их масса как в лигатуре, так и в чистом виде. По окончании аффинажа на основании представленного специализированной организацией паспорта начисляется доход от данной операции и списываются с учета переданные на аффинаж драгоценные металлы.
Согласно п. 6.20 Инструкции N 68н бухгалтерия учреждения должна сопоставлять количество драгоценных металлов в этом сырье с паспортными данными аффинажных организаций и при наличии расхождений выяснять их причины. По результатам сопоставления в учетные и отчетные документы вносятся необходимые коррективы. Первоначальные сведения о количестве драгоценных металлов, содержащихся в ломе и отходах, исправляются. Исправления производятся путем зачеркивания первоначальных записей и проставлений над зачеркнутыми записями новых записей. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгоценных металлах осуществляются на основании паспортных данных перерабатывающих предприятий.
Из пункта 2 Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 N 431 "О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней" следует, что расчеты учреждения с перерабатывающей организацией производятся на основе договора о поставке по результатам опробования и анализа (входного контроля) исходя из отпускных цен на соответствующие аффинированные драгоценные металлы и природные драгоценные камни за вычетом стоимости переработки их лома и отходов.
Операции по передаче узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы, на аффинаж, отражаются в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Переданы по акту узлы и детали аффинажной организации | 0 105 36 000 (аффинажная организация) | 0 105 36 000 (склад) |
Начислен доход от реализации драгоценных металлов на основании паспорта аффинажной организации | 0 205 7х 000 | 0 401 10 172 |
Отражено поступление денежных средств на лицевой счет учреждения | 0 205 7х 000 | |
Скорректировано содержание драгоценных металлов в узлах, деталях методом "красное сторно" | 0 105 36 000 | 0 401 10 172 |
Отражено списание узлов, деталей, переданных на аффинаж | 0 401 10 172 | 0 105 36 000 (аффинажная организация) |
Пример 1
В регистрах бухгалтерского учета автономного учреждения числятся узлы и детали с содержанием в чистом виде драгоценных металлов в количестве 62 г по оценочной стоимости, определенной Гохраном в сумме 10 200 руб. (цифры условные), полученные от демонтажа оргтехники, приобретенной за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. При передаче их аффинажной организации оформлен акт. После окончания работ аффинажной организацией представлен паспорт, в котором указан чистый вес драгоценных металлов - 50 г - на сумму 8 000 руб. Данная сумма поступила на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.
В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена передача по акту узлов и деталей аффинажной организации | 4 105 36 000 (аффинажная организация) | 4 105 36 000 (склад) | 10 200 |
Начислен доход от реализации драгоценных металлов на основании паспорта аффинажной организации | 2 205 74 000 | 2 401 10 172 | 8 000 |
Отражено поступление денежных средств на лицевой счет учреждения | 2 205 74 000 | 8 000 | |
Скорректировано содержание драгоценных металлов в узлах, деталях методом "красное сторно" | 4 105 36 000 (склад) | 4 401 10 172 | (2 200) |
Отражено списание узлов, деталей, переданных на аффинаж | 4 401 10 172 | 4 105 36 000 (аффинажная организация) | 8 000 |
Утилизация оргтехники с привлечением сторонних организаций
Когда в штате учреждения отсутствуют соответствующие специалисты, утилизацию осуществляют с привлечением сторонних организаций.
При этом одни организации могут заниматься только разборкой оргтехники и извлечением из них деталей и узлов, металлолома и передачей их в учреждение, другие - полным комплексом извлечения и переработки.
В первом случае оргтехника, предназначенная к утилизации, в соответствии с заключенным договором передается по передаточному акту сторонней организации, которая производит ее разборку. Поскольку такие организации могут осуществлять только работы по разборке оргтехники и не могут производить работы по переработке извлеченных деталей и узлов, в том числе с содержанием драгоценных металлов, они передают их непосредственно учреждению, причем данные условия прописываются в договоре. В этом случае учреждение оплачивает стоимость работ.
Корреспонденция счетов в такой ситуации будет следующая:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Списана с балансового учета оргтехника, предназначенная для утилизации | 0 104 24 000 0 401 10 172 | 0 101 24 000 0 101 34 000 |
Принята к забалансовому учету оргтехника, предназначенная для утилизации | ||
Списана с забалансового учета оргтехника в связи с окончанием работ по ее разборке | ||
Приняты к учету узлы, детали, металлолом по оценочной стоимости | 0 105 36 000 | 0 401 10 172 |
Начислена задолженность за произведенные работы по разборке оргтехники согласно заключенному договору | 0 109 хх 226 0 401 20 226 | 0 302 26 000 |
Отражено перечисление задолженности сторонней организации за разборку оргтехники | 0 302 26 000 |
Пример 2
Согласно заключенному со сторонней организацией договору она будет осуществлять разборку оргтехники (приобретена за счет средств от приносящей доход деятельности), предназначенной к утилизации. Оргтехника относится к иному движимому имуществу. Оргтехника передана сторонней организации по передаточному акту. На основании учетных данных ее стоимость составляет 120 000 руб. амортизация начислена полностью. Условиями договора предусмотрено, что извлеченные узлы, детали и металлолом затем передаются учреждению по акту. Стоимость работ составляет 4 000 руб. Оплата производится за счет средств от приносящей доход деятельности, расходы учитываются в составе накладных расходов. По завершении работ узлы, детали и металлолом переданы в автономное учреждение по акту и приняты к бухгалтерскому учету по текущей оценочной стоимости, определенной комиссией по поступлению и выбытию активов:
- детали и узлы, принятые в качестве запасных частей, - в сумме 4 000 руб.;
- детали и узлы с содержанием драгметаллов - 8 000 руб.;
- металлолом - 500 руб.
Детали и узлы с содержанием драгметаллов переданы по накладной аффинажной организации, металлолом сдан специализированной организации.
Доход, поступивший на лицевой счет, открытый учреждению в ОФК, от реализации:
- деталей и узлов с содержанием драгметаллов, составил (на основании паспорта аффинажной организации) - 7 200 руб.;
- металлолома, - 580 руб.
В бухгалтерском учете указанные операции нужно отразить следующими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списана с балансового учета оргтехника, предназначенная для утилизации | 2 104 34 000 | 2 101 34 000 | 120 000 |
Принята на забалансовый учет оргтехника, переданная сторонней организации для утилизации | 120 000 | ||
Приняты к бухгалтерскому учету извлеченные детали, узлы и металлом, извлеченные из оргтехники, по текущей оценочной стоимости на основании акта (4 000 + 8 000 + 500) руб. | 2 105 36 000 | 2 401 10 172 | 12 500 |
Отражена задолженность сторонней организации за разборку оргтехники | 2 109 70 226 | 2 302 26 000 | 4 000 |
Перечислена задолженность сторонней организации за разборку оргтехники | 2 302 26 000 | 4 000 | |
Списана с забалансового учета оргтехника | 02 | 120 000 | |
Начислен доход от реализации: | |||
драгоценных металлов на основании паспорта аффинажной организации | 2 205 74 000 | 2 401 10 172 | 7 200 |
металлолома | 2 205 74 000 | 2 401 10 172 | 580 |
Отражено поступление денежных средств на лицевой счет учреждения от аффинажной и специализированных организаций (7 200 + 580) руб. | 2 205 74 000 | 7 780 | |
Скорректировано содержание драгоценных металлов в узлах, деталях методом "красное сторно" | 2 105 36 000 | 2 401 10 172 | (800) |
Отражено списание узлов, деталей, переданных на аффинаж и металлом | 2 401 10 172 | 2 105 36 000 | 7 700 |
Во втором случае учреждение передает оргтехнику, предназначенную для утилизации сторонней организации, которая все работы по утилизации производит в комплексе. Это в основном касается оргтехники, в которой подразумевается или документально подтверждено содержание драгоценных металлов.
Такую работу вправе осуществлять аффинажные организации, имеющие на то соответствующие лицензии. Они и разбирают, и извлекают драгоценные металлы.
Учреждению в этом случае следует составить акт передачи оргтехники и получить затем на лицевой счет средства за реализованные драгоценные металлы.
Пример 3
В рамках заключенного договора автономное учреждение передает по передаточному акту оргтехнику (иное движимое имущество), предназначенную для утилизации, аффинажной организации. Согласно учетным данным стоимость оргтехники составляет 60 000 руб., амортизация начислена полностью. По учетным данным в составе этой оргтехники имеются драгоценные металлы. Оргтехника приобретена за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания. На основании паспорта аффинажной организации стоимость драгоценных металлов составила 5 400 руб. Названные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытого в ОФК.
В бухгалтерском учете указанные операции нужно отразить следующей корреспонденцией счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списана оргтехника с балансового учета | 4 104 34 000 | 4 101 34 000 | 60 000 |
Принята на забалансовый учет оргтехника, переданная сторонней организации | 60 000 | ||
Начислен доход от реализации драгоценных металлов | 2 205 71 000 | 2 401 10 172 | 5 400 |
Поступила плата за реализованные драгоценные металлы | 2 205 71 000 | 5 400 | |
Списана оргтехника с забалансового учета | 60 000 |
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Порядок представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утв. Приказом Минэкономразвития РФ N 96, Минфина РФ N 30н от 10.03.2011.
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утв. Приказом Минфина РФ от 29.08.2001 N 68н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"