Планирование закупок автономными учреждениями
Т. Шадрина,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
Согласно Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-Ф3) закупки, совершаемые автономными учреждениями, должны быть запланированы. Планирование закупок осуществляется путем составления плана закупок, форма, порядок и сроки размещения которого на официальном сайте госзакупок установлены Правительством РФ. Прочитав статью, вы узнаете, сведения о каких закупках необходимо указывать в планах закупок, а о каких можно "умолчать", на какой срок формируется этот документ, в какой срок необходимо утвердить и разместить план закупок на сайте, можно ли его корректировать после размещения.
Прежде чем рассказывать о планировании, скажем о нормативной базе, необходимой для этого. Основным нормативным актом является Закон N 223-ФЗ. Кроме него, необходимо руководствоваться:
- Правилами формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требованиями к форме такого плана, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (далее - Правила формирования плана закупки);
- Положением о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 (далее - Положение о размещении);
- ведомственными нормативными актами.
Скажем сразу, что планирование по Закону N 223-Ф3 немного проще, чем по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Так, заказчики, закупающие товары, работы и услуги по Закону N 223-ФЗ, составляют лишь план закупок, а заказчики, закупающие товары, работы и услуги по Закону N 44-ФЗ, - еще и план-график. Однако вопросов на практике возникает не меньше.
Важно, что план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами РФ, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).
Согласно п. 6 Правил формирования плана закупки он может составляться с учетом таких сведений, как курс валют, биржевые индексы и др., на основании программ, определяющих деятельность заказчика:
- производственной программы (учитываются все закупки, формирующие смету затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг));
- ремонтной программы (плана ремонтов);
- инвестиционной программы (включая техническое перевооружение и реконструкцию, в том числе в области информационных технологий, новое строительство);
- иных программ.
Сведения, подлежащие и не подлежащие включению в план закупок
Итак, первый вопрос, ответ на который нужно знать при планировании: сведения о каких закупках требуется включать в план закупок?
По общему правилу в план закупок должны включаться все планируемые к проведению закупки, необходимые для удовлетворения потребностей автономного учреждения. Некоторые учреждения до сих пор полагают, что при осуществлении закупок на средства от приносящей доход деятельности руководствоваться Законом N 223-ФЗ не нужно. Но это не так. Названные закупки тоже должны быть включены в план закупок (Письмо Минэкономразвития РФ от 19.12.2011 N Д28-709).
Однако есть сведения, которые не подлежат включению в план. В частности, на основании п. 4 Правил формирования плана закупки в него не включаются сведения о закупке:
- товаров (работ, услуг), составляющие государственную тайну*(1) с учетом ч. 15 ч. 4 Закона N 223-ФЗ, при условии, что такие сведения содержатся в извещении и документации о закупке или в проекте договора;
- по которой принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что Правительство РФ вправе определить конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе, а также перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.
К сведению. Перечни товаров, работ, услуг, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены распоряжениями Правительства РФ для сфер космической деятельности, использования атомной энергии, страхования предпринимательских и (или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями.
Абзацем 2 п. 4 Правил формирования плана закупок заказчику предоставлено право самостоятельно принять решение о включении в план закупок следующих сведений:
- о закупках товаров (работ, услуг) в случае если стоимость таковых не превышает 100 тыс. руб.;
- о закупках товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 тыс. руб., только в случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб.
Как быть, если все закупки учреждения не превышают, например, 500 тыс. руб.? Нужно ли все равно размещать план закупок на официальном сайте? Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 22.05.2015 N ОГ-Д28-7458 заказчики должны публиковать пустой план закупок, в том числе закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.
Срок, на который формируются планы закупок
На основании ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ автономное учреждение должно размещать в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Вместе с тем из данного правила есть исключение. Оно установлено для заказчиков, закупающих инновационную либо высокотехнологичную продукцию, а также лекарственные средства: они должны составлять план закупок на срок от пяти до семи лет (ч. 3 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Обратите внимание! Если период исполнения договора превышает срок, на который утверждаются планы закупок (долгосрочные договоры), в планы закупок также включаются сведения на весь период осуществления закупки до момента исполнения договора.
Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. В настоящее время эти критерии установлены следующими приказами:
- Минсельхоза РФ от 18.08.2014 N 323;
- ФМС РФ от 15.04.2014 N 330;
- Минкомсвязи РФ от 10.10.2013 N 286;
- Минздрава РФ от 31.07.2013 N 514н;
- МЧС РФ от 14.12.2012 N 768;
- Минпромторга РФ от 01.11.2012 N 1618;
- Минобрнауки РФ от 01.11.2012 N 881.
Как быть автономным учреждениям, закупающим и высокотехнологичные (инновационные) товары, работы, услуги или лекарственные средства, и обычные? Ответ прост: им необходимо размещать на официальном сайте два плана закупок. Такое же мнение высказало Минэкономразвития в Письме от 22.05.2015 N ОГ-Д28-7458. Причем публиковать два плана нужно и в том случае, если один из них пустой.
Форма плана закупок
Напомним, что требования к форме планов закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (далее - Требования).
Каждый из названных выше планов должен формироваться заказчиком по форме согласно приложению к названному постановлению в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра, и содержать следующие сведения:
1) наименование, адрес местонахождения, телефон и адрес электронной почты заказчика;
2) порядковый номер, который формируется последовательно
3) предмет договора с указанием идентификационного кода закупки в соответствии с ОКВЭД с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением классов, подклассов, групп, подгрупп и видов и ОКДП с обязательным заполнением разделов, подразделов и рекомендуемым заполнением групп и подгрупп видов экономической деятельности, классов и подклассов продукции и услуг, а также видов продукции и услуг;
Примечание. План закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку.
4) минимально необходимые требования, предъявляемые к закупаемым товарам (работам, услугам);
5) единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг) и код по ОКЕИ;
6) сведения о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг) в натуральном выражении;
7) регион поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и код по ОКАТО;
8) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
9) планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);
10) срок исполнения договора (год, месяц);
11) способ закупки;
12) указание на форму закупки (закупка в электронной форме - да/нет).
Обратите внимание! План закупок формируется представителем заказчика с помощью функционала официального сайта в структурированном виде. При этом в случае необходимости вместе со структурированным видом плана закупки можно разместить план закупки в виде графического образа его оригинала (п. 15, 16 Положения о размещении).
Отметим, что при составлении плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств нужно учитывать следующие особенности:
- план закупки должен содержать лишь сведения, указанные в пп. 1-4, 9-10 п. 1 Требований. Сведения, касающиеся предмета договора, рекомендуется отражать с идентификационным кодом закупки, состоящего из кодов ОКВЭД и ОКПД с заполнением разделов, подразделов. При этом в плане на пятый-седьмой годы предмет договора указывается уже без идентификационного кода;
- планируемая дата или период размещения на официальном сайте извещения о проведении закупки, а также планируемый срок исполнения договора, предусмотренные пп. 9 и 10 п. 1 Требований проставляются в формате (год).
Таким образом, в план закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств не включаются сведения о количестве закупаемых товаров (работ, услуг), регионе поставки товаров, единицах измерения, а также сведения о начальной (максимальной) цене договора.
Размещение плана на официальном сайте и его корректировка
Размещение плана закупки должно быть осуществлено заказчиком в течение 10 календарных дней с даты его утверждения. В любом случае это должно быть сделано не позднее 31 декабря текущего года.
Конечно, после утверждения и размещения на официальном сайте может возникнуть необходимость корректировки плана закупок. Однако просто так сделать это не получится - причины, по которым допускается внесение изменений в план закупок, определены п. 8 Правил формирования плана закупок:
- потребность в товарах (работах, услугах) изменилась, в том числе изменились сроки их приобретения, способ осуществления закупки и срок исполнения договора;
- более чем на 10% изменилась стоимость планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), что было выявлено в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки.
Кроме этого, случаи, когда план закупок может быть скорректирован, могут быть определены положением о закупке и другими документами заказчика.
Обратите внимание! Если закупка осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки возможно не позднее публикации на официальном сайте извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.
Для размещения информации о внесении изменений в план закупки заказчик вносит поправки в структурированный вид плана закупки и (или) размещает измененный электронный вид плана закупки либо вносит поправки в структурированный вид плана закупки и размещает измененный графический вид плана закупки, а также размещает электронный вид документа, содержащего перечень внесенных изменений.
Нововведения с ноября 2015 года
Федеральным законом от 29.06.2015 N 156-ФЗ*(2) были скорректированы отдельные положения Закона N 223-ФЗ, касающиеся в том числе планов закупок.
Согласно поправкам с 01.01.2016 Правительство РФ будет утверждать перечень конкретных заказчиков, обязанных осуществить закупку высокотехнологичной, инновационной продукции или лекарственных средств, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, годовой объем такой закупки, а также форму отчета о данной закупке.
Кроме этого, будет утвержден порядок проведения мониторинга акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса"*(3), которое будет осуществлять:
- мониторинг соответствия планов закупок и изменений, внесенных в них, требованиям законодательства, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе порядок размещения планов на официальном сайте;
- оценку соответствия проектов планов закупок до их утверждения требованиям законодательства, предусматривающего участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке в отношении конкретных заказчиков, определенных Правительством РФ.
В статье 4 Закона N 223-ФЗ появятся новые ч. 3.1-3.3, согласно которым план закупки, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств заказчиков, определенных Правительством РФ, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у названных субъектов.
При этом план закупки товаров, работ, услуг конкретных заказчиков, определенных Правительством РФ, должен содержать перечень инновационной, высокотехнологичной продукции, закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства в годовом объеме, определяемом Правительством РФ.
Обратите внимание! Правительство РФ должно будет утвердить форму нового раздела в плане закупок - об участии субъектов малого и среднего предпринимательства - и требования к содержанию такого раздела.
Закон N 223-ФЗ дополнен ст. 5.1 (вступает в силу с 01.11.2015), которой определен порядок проведения оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки, проектов таких планов, изменений, внесенных в эти планы, проектов изменений, вносимых в данные планы, требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.
С 01.01.2016 по результатам оценки или мониторинга соответствия заказчикам будет выдаваться заключение о соответствии или уведомление о несоответствии высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, проектов данных планов, проектов изменений, вносимых в них.
Если заказчик получил уведомление, он обязан устранить указанное в нем нарушение и разместить на сайте изменения плана закупок.
Примечание. Уведомления и заключения подлежат размещению заказчиками определенными Правительством РФ на официальном сайте в течение пяти дней со дня их выдачи.
В случае неисполнения требований, содержащихся в уведомлении, заказчик получает заключение о несоответствии плана закупок требованиям законодательства, и в таком случае не допускается размещение в единой информационной системе информации о закупке в планируемом годовом объеме закупки, участниками которой согласно утвержденным планам закупки являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, по перечню товаров, работ, услуг, выбираемых заказчиком.
Ответственность
На основании ст. 7 Закона N 223-ФЗ за нарушение требований данного закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность согласно законодательству РФ.
Так, в силу п. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
- на юридических лиц - от 100 до 300 тыс. руб.
Нарушение сроков размещения документации о закупке тоже чревато штрафами - должностные лица могут уплатить от 2 до 5 тыс. руб., а учреждения - от 10 до 30 тыс. руб. (п. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Отметим: некоторые учреждения считают, что план закупки не входит в понятие "документация о закупке". Однако такое мнение ошибочно. В частности, в силу ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в названные извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом N 223-ФЗ и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных ч. 15 и 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
Положением о размещении определены особенности размещения на официальном сайте информации о закупке:
- положения о закупке;
- планов закупок товаров, работ, услуг;
- извещения о закупке, документации о закупке и проекта договора;
- отчетности о заключенных договорах.
То есть к информации о закупке стоит относить все, что указано в Положении о размещении - а значит, и планы закупок. Соответственно, за их неразмещение (или размещение, но с нарушением сроков такового) учреждение могут привлечь к административной ответственности.
Подведем итог
В заключение озвучим положения, которые нужно четко соблюдать. План закупок формируется автономным учреждением в соответствии со сроками и порядком его подготовки, определенным внутренними документами учреждения (п. 10 Правил формирования плана закупок). В течение 10 дней после утверждения план необходимо разместить на официальном сайте, но не позднее 31 декабря текущего года. Форма плана закупок структурированная и заполняется с помощью функционала официального сайта для госзакупок.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статьей 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" определен перечень сведений, составляющих государственную тайну.
*(2) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
*(3) Данной корпорацией осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"