Несообщение налогоплательщиком сведений о своем контрагенте (по запросу налоговой инспекции) является основанием для привлечения его к ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. В каком случае к названному лицу может быть применен п. 2 ст. 129.1 НК РФ, предусматривающий штраф в размере 20 000 руб.?
А.А. Сурков,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2015 г.
Право налогового органа на истребование у налогоплательщика информации (сведений) о контрагенте предусмотрено рядом положений налогового законодательства:
- на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности лица, в отношении которого проводится налоговая проверка;
- согласно п. 6 ст. 100 НК РФ истребование документов (информации) может осуществляться при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
- в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ вне рамок проведения налоговых проверок могут быть истребованы документы (информация) относительно конкретной сделки.
Истребование документов (информации) производится на основании соответствующего требования налоговой инспекции (п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ).
Время, в течение которого налогоплательщик должен исполнить требование налоговой инспекции или сообщить о невозможности его исполнения, определено в п. 5 названной статьи - в течение пяти дней (исходя из п. 6 ст. 6.1 НК РФ - рабочих дней) со дня получения требования. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб. За повторное совершение в течение календарного года указанного деяния налогоплательщик привлекается к ответственности по п. 2 ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Иначе говоря, ответственность, предусмотренная названной налоговой нормой, наступает в случае наличия установленного в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, неправомерного бездействия лица, выразившегося в неправомерном несообщении им сведений.
Согласно п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным кодексом. То есть лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.
При этом факт совершения неправомерного деяния, ответственность за которое предусмотрена налоговым законодательством, а также вина устанавливаются исключительно в решении налогового органа, вступившем в законную силу (п. 3 ст. 108 НК РФ).
Следовательно, в отсутствие решения налогового органа, вступившего в законную силу, отсутствуют и основания для того, чтобы считать неправомерным деяние налогоплательщика по непредставлению документов, которое ранее не привело к привлечению к налоговой ответственности в установленном законом порядке.
Согласно п. 3 ст. 112 НК РФ лицо признается подвергнутым санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа. Вместе с тем в п. 2 ст. 129.1 НК РФ указывается на совершение деяния повторно в течение календарного года. В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" таковым признается период времени с 1 января по 31 декабря.
Исходя из вышеизложенного налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по п. 2 ст. 129.1 НК РФ, если в течение одного календарного года он уже был оштрафован за несообщение сведений о контрагенте. Привлечение лица к ответственности по данной статье при условии, что в течение календарного года обозначенное лицо за аналогичное деяние к ответственности не привлекалось, является неправомерным (см. также Письмо ФНС России от 07.08.2015 N АС-4-7/13863@). Схожее мнение относительно порядка применения санкции, предусмотренной указанным пунктом, высказывают некоторые суды (см., например, постановления АС УО от 13.02.2015 N Ф09-9861/14 по делу N А47-78/2014, АС ЦО от 11.08.2014 по делу N А48-3229/2013).
Но стоит обратить внимание и на другую арбитражную практику. Например, в Постановлении АС ПО от 09.09.2014 по делу N А72-16320/2013 высказана несколько иная точка зрения касательно порядка применения санкции, установленной п. 2 ст. 129.1 НК РФ.
Обозначенным пунктом предусмотрен квалифицированный состав налогового правонарушения. Квалифицирующим признаком является совершение деяния повторно в течение календарного года. По смыслу названной нормы повторность совершения деяния не предполагает, что лицо в обязательном порядке уже должно быть привлечено к ответственности за предыдущие нарушения. В данном случае повторность следует рассматривать как несообщение сведений налоговому органу два раза и более в течение календарного года; она не зависит от факта привлечения к ответственности за предыдущее правонарушение.
Статьей 112 НК РФ установлены понятие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств и порядок их оценки. Отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства учитываются при применении налоговых санкций (п. 4).
По мнению судей АС ЦО, оснований распространять положения п. 2 и 3 ст. 112 НК РФ на квалифицирующий признак, установленный п. 2 ст. 129.1 НК РФ (повторность совершения деяния в течение календарного года), нет.
1 октября 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"