Расходы гостиницы на создание рекламного видеоролика
С.В. Тяпухин,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2015 г.
Рекламный видеоролик - один из самых мощных инструментов продвижения услуг организации. Именно благодаря грамотной рекламной кампании фирма приобретает известность, из-за чего собственники бизнеса нередко идут на большие траты для создания видеоролика. Как учесть в налоговом учете понесенные в связи с этим расходы, расскажем в данной статье.
Порядок учета расходов на приобретение видеоролика
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу оказываемых услуг, деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Однако порядок учета рекламных расходов различного вида имеет свои особенности.
Как правило, если рекламное агентство по заказу коммерческой организации создает для нее рекламный видеоролик, после завершения работ заказчику (гостинице) передаются исключительные права на него. С 01.01.2014 исключительное право на аудиовизуальное произведение признается нематериальным активом (пп. 7 п. 2 ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 215-ФЗ). Таким образом, обладатель исключительных прав на рекламный видеоролик отражает в налоговом учете приобретение НМА.
Для справки. Аудиовизуальные произведения включают в себя кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле-, видеофильмы и др.), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации (ст. 1263 ГК РФ).
Напомним, что в целях гл. 25 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в оказании услуг или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). Для признания НМА таковыми необходимо наличие у них способности приносить налогоплательщику экономические выгоды, а также требуются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого НМА и (или) исключительного права на него.
Если же создатель видеоролика передает заказчику неисключительные права на него (по исключительной либо неисключительной лицензии), у последнего не возникает объект нематериального актива.
Порядок учета расходов на приобретение видеоролика
/-----------------------------------\ /-----------------------------------\
| Заказчику переданы исключительные | |Заказчику переданы неисключительные|
| права | | права |
\-----------------------------------/ \-----------------------------------/
/-----------------------------------\ /-----------------------------------\
| В учете возникает объект НМА | | В учете не возникает объект НМА |
\-----------------------------------/ \-----------------------------------/
Порядок признания расходов на приобретение видеоролика
Порядок признания расходов на создание видеоролика зависит от вида передаваемых прав, а также от способа оплаты данных услуг.
Стоимость НМА погашается в налоговом учете посредством начисления амортизации. Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроком его полезного использования (периодом, в течение которого объект НМА служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика). Срок полезного использования определяется налогоплательщиком на дату ввода в эксплуатацию. По нематериальным активам в виде исключительного права на аудиовизуальное произведение налогоплательщик самостоятельно устанавливает срок полезного использования, однако он не может быть менее двух лет (абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ). Таким образом, в случае передачи организации-заказчику исключительных прав на созданный видеоролик амортизационные отчисления она относит к расходам на рекламу (Письмо Минфина РФ от 23.03.2015 N 03-03-06/1/15750).
При этом необходимо учитывать, что начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором данный объект введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).
Ввод в эксплуатацию связан с началом использования объекта в деятельности организации (в п. 1 ст. 256, п. 3 ст. 257 НК РФ говорится, что одним из условий признания имущества амортизируемым является использование его для извлечения дохода). Период, в котором рассматриваемый нами объект НМА введен в эксплуатацию, по нашему мнению, - дата начала его трансляции. Подтверждение такому выводу можно найти и в другом законе: согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе*(1) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Следовательно, только с момента выпуска ролика в прокат он соответствует понятию рекламы. Таким образом, до того момента, пока указанный ролик не начнет эксплуатироваться, начислять амортизацию по нему не стоит.
Для справки. Отметим, что описанный выше порядок действовал не всегда. До 01.01.2014 организации могли самостоятельно определять срок полезного использования объекта исключительных прав (указаний на то, что минимальный СПИ такого объекта - два года, в НК РФ не было). Пользуясь этим правом, предприятия нередко устанавливали срок полезного использования рекламного видеоролика равным менее 12 месяцев (то есть объект не отвечал критерию признания его в качестве НМА) и списывали затраты единовременно, а в спорах с налоговиками по данному вопросу часто одерживали победу. Приведем в качестве примера Постановление ФАС ВСО от 04.10.2013 по делу N А78-10238/2012: созданный рекламный видеоролик как объект авторского права был приобретен для участия в выставке и не мог быть использован более одного года, поскольку с течением времени у организации появились новые способы привлечения клиентов, соответственно, имело место моральное устаревание ролика. На этом основании организация пришла к выводу, что расходы на создание видеоролика не образовали объект НМА, а понесенные затраты могли быть учтены единовременно. Суд поддержал в споре налогоплательщика.
В настоящее время права самостоятельно устанавливать срок полезного использования у организаций нет. Минимальный срок полезного использования исключительных прав на аудиовизуальное произведение - два года.
Следует учитывать, что в силу пп. 8 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение данных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия договора. В таком случае указанные периодические платежи учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Письмо УФНС по г. Москве от 14.10.2010 N 16-15/107960@).
Если заказчику услуг передаются неисключительные права на видеоролик, то, как мы уже отмечали выше, объект НМА не возникает. В подобных случаях такие расходы признаются в порядке, определенном ст. 272 НК РФ (в том отчетном (налоговом) периоде, в котором расходы возникли исходя из условий сделок; по нашему мнению, здесь действует принцип, описанный выше - рекламные расходы признаются только после того, как ролик вышел в эфир), при соблюдении условий, установленных п. 4 ст. 264 НК РФ. Ниже поясним, что это за условия.
Нормировать расходы на рекламу или нет?
Рекламные расходы в зависимости от вида и способа распространения могут быть нормированными (то есть признаваться в учете в определенной сумме) либо ненормированными (признаваться в сумме фактически понесенных затрат) (п. 4 ст. 264 НК РФ). Так, расходы на рекламу, не поименованные в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные организацией в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. А вот в полном объеме (то есть в сумме фактических затрат) признаются в налоговом учете расходы:
- на рекламные мероприятия в средствах массовой информации (в том числе объявления в печати, передачу по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании (абз. 2 п. 4);
- на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов (абз. 3 п. 4);
- на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат-образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании (абз. 4 п. 4).
Таким образом, если видеоролик транслируется через СМИ (телевидение, Интернет), расходы на его приобретение нормированию не подлежат. Если же видеоролик проигрывается в помещении гостиницы, то бухгалтер должен четко следить, чтобы размер рекламных расходов не превысил установленный лимит (обратите внимание, что данное правило действует в отношении амортизационных отчислений и периодических платежей). Следует отметить, что рекламные расходы и их нормативы определяются нарастающим итогом с начала года - от одного отчетного периода к другому: выручка в течение года увеличивается вместе с размером норматива по рекламным расходам. Поэтому рекламные расходы, понесенные, но не учтенные в налоговой декларации за I квартал, могут быть учтены позднее в течение налогового периода (календарного года). Расходы, не признанные по итогам текущего года, на следующий год не переносятся.
/------------------------------------------\
| Рекламный видеоролик транслируется... |
\------------------------------------------/
/-------------------------------------\ /----------------------------------\
|...через СМИ (телевидение, Интернет) | | ...в холле гостиницы |
\-------------------------------------/ \----------------------------------/
/-------------------------------------\ /----------------------------------\
| Рекламные расходы нормировать не | | Рекламные расходы подлежат |
| нужно | | нормированию |
\-------------------------------------/ \----------------------------------/
* * *
Отражение в учете рекламных расходов имеет много нюансов. В частности, если по заказу гостиницы для нее изготовлен рекламный видеоролик, при этом исполнитель вместе с экземпляром рекламного продукта передает заказчику исключительные права на него, в налоговом учете гостиницы отражается приобретение НМА. Бухгалтер, исходя из предполагаемого срока эксплуатации ролика, самостоятельно определяет срок его полезного использования, однако последний не может быть меньше двух лет. Стоимость нематериального актива погашается путем начисления амортизации. Если указанный ролик транслируется через средства массовой информации, рекламные расходы не подлежат нормированию. О других нюансах учета рекламных расходов читайте в статье.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"