Казначейская система России расширяет функционал
А.И. Лукашов,
заместитель руководителя Управления
Федерального казначейства по городу Москве
Журнал "Бюджет", N 9, сентябрь 2015 г.
В 2015 году система казначейского сопровождения контрактов претерпела ряд важных изменений: количество организаций, имеющих право открывать лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, было расширено. В обозримой перспективе можно ожидать дальнейшего развития системы.
История изменений
Прежде всего необходимо рассмотреть сам термин "казначейское сопровождение контрактов". В проект Бюджетного кодекса включена статья, согласно которой "казначейским сопровождением контрактов признается проведение и учет операций на казначейских счетах, открытых в Федеральном казначействе юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров (работ и услуг), привлекаемым получателями средств федерального бюджета при исполнении государственных контрактов (договоров), доведение информации об операциях до сведения заказчика, а также осуществление санкционирования операций".
Порядок и случаи осуществления казначейского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, устанавливает Правительство РФ, а порядок санкционирования - Министерство финансов РФ. Несмотря на то что нормативное определение казначейского сопровождения контрактов существует в рамках проекта упомянутого законодательного акта, в настоящее время органы Федерального казначейства фактически его уже осуществляют.
Текущее положение дел в рассматриваемой сфере таково. С момента вступления в силу Закона N 83-ФЗ сформировался устойчивый круг учреждений, имеющих право открывать лицевые счета в органах Федерального казначейства. Это казенные учреждения или участники бюджетного процесса, а также бюджетные и автономные учреждения, участниками бюджетного процесса не являющиеся. До недавнего времени исключением из данного правила было открытие лицевых счетов Государственной компании "Российские автомобильные дороги"*(1).
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность, в 2013 году бюджетное законодательство было дополнено новой нормой. Согласно ей предоставление средств на капвложения федеральным государственным унитарным предприятиям (далее - ФГУП) осуществляется на лицевой счет, открытый в органе Федерального казначейства. Данная норма вступила в силу с 1 января 2014 года.
Основанием для открытия лицевого счета является копия соглашения о предоставлении субсидии, заверенная нотариально либо получателем средств федерального бюджета, предоставляющим субсидию. Постановлением Правительства РФ от 9 января 2014 года N 13 утверждены правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Санкционирование расходов ФГУП, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе остатки субсидий, не использованные на начало очередного финансового года, осуществляется в соответствии с приказом Минфина России от 31 декабря 2013 года N 144н "О санкционировании расходов федеральных государственных унитарных предприятий, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации". Можно ли отнести перечисление субсидии на капвложения ФГУП на счет органа Федерального казначейства к процедуре казначейского сопровождения - вопрос дискуссионный. Однако налицо идентичность ряда ключевых положений (таблица).
Таблица. Сравнительный анализ отдельных положений проекта Бюджетного кодекса и действующих законодательных (нормативно-правовых) актов
Проект Бюджетного кодекса | Наличие аналогичного положения в законодательном (нормативно-правовом) акте в части осуществления капвложений ФГУП |
Проведение и учет операций осуществляется на казначейских счетах | Да |
Порядок и случаи осуществления казначейского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, устанавливает Правительство РФ | Да |
Порядок санкционирования устанавливает Министерство финансов РФ | Да |
Новая система санкционирования расходов
2015 финансовый год принес с собой очередной виток развития системы казначейского сопровождения контрактов. Так, согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-Ф3 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон) юридические лица, получающие средства из федерального бюджета в форме субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные капиталы (далее - целевые средства), включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2014 года N 2746-р, обязаны открыть лицевые счета в органах Федерального казначейства.
Аналогичное требование содержится и в части 2 указанной выше статьи закона применительно к исполнителям государственных контрактов, сумма которых превышает 1 миллиард рублей и, что важно, в соответствии с условиями которых предусмотрены авансовые платежи. Исключение составляют государственные контракты (договоры), заключаемые в рамках реализации государственного оборонного заказа, и государственные контракты (договоры), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, открытие лицевого счета исполнителю (соисполнителю) государственного контракта (договора) в органе Федерального казначейства может быть осуществлено при соблюдении следующих условий (рисунок 1):
- цена государственного контракта (договора) превышает 1 миллиард рублей;
- государственным контрактом (договором) предусмотрен авансовый платеж;
- государственный контракт (договор) заключен не в рамках реализации государственного оборонного заказа;
- государственный контракт не подлежит банковскому сопровождению.
/-----------------------------------------------------------\
| Средства, предоставленные отдельным юридическим лицам |
| из федерального бюджета на основании статьи 5 |
| Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном |
|бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"|
\-----------------------------------------------------------/
/-------------------------------\
/-----------------------\ /----------------------------\
| Целевые средства | | Суммы авансовых платежей |
\-----------------------/ \----------------------------/
/-----------------------------------------------------------------\
| Условия открытия лицевого счета в казначействе |
\-----------------------------------------------------------------/
/--------------------------------------\/-------------------------------\
|Включение в перечень, утвержденный ||- Цена превышает 1 млрд. руб. |
|распоряжением Правительства Российской||- Предусмотрен авансовый платеж|
|Федерации от 27.12.2014 N 2746-р ||- Исключения - кроме ГОЗ и |
| || банковского сопровождения |
\--------------------------------------/\-------------------------------/
Рисунок 1. Условия открытия лицевых счетов исполнителю (соисполнителю) госконтракта (договора), а также юрлицам - получателям целевых средств в органе Федерального казначейства
Кроме того, в случаях, когда для исполнения государственных контрактов привлекаются соисполнители, цена заключаемого с ними договора превышает 1 миллиард рублей, а условиями договора предусмотрены авансовые перечисления, указанным соисполнителям также открываются лицевые счета в органах Федерального казначейства. Схематично двухуровневая схема использования целевых средств представлена на рисунках 2 и 3.
/-----------------------\ /--------------\ /--------------------------\
| ПБС (ГРБС) |------| МОУ ФК |--|ОрФК по месту обслуживания|
/-------------------------\ /----------------\ |--------------------------|
|Заявка на кассовый | |Обработка и | |Р/с 40501,открытый ОрФК |
|расход (целевые средства)| 98н |санкционирование| |в учреждениях Центрального|
\-------------------------/ 87н \----------------/ |банка России*(2) |
| \--------------------------/
\---------------/
|Протокол|
/----------------------\\--------/
|В случае непрохождения|
|контролей*(1) |
\----------------------/
/---------------------------------------\/-------------------------------------\
|*(1) С 01.03.2015 пп. 8 п. 10 Порядка ||*(2) Направленные юридическому лицу |
|87н предусмотрена проверка ЗКР на ||целевые средства учитываются в ОрФК |
|соответствие содержания операции ||на лицевых счетах с типом "41", |
|требованиям бюджетного законодательства||открываемых к балансовому счету |
|Российской Федерации о перечислении ||40501 "Счета организаций, находящихся|
|средств федерального бюджета на счета, ||в федеральной собственности. |
|открытые органам Федерального ||Финансовые организации" в ЦБ РФ |
|казначейства в подразделениях ЦБ РФ |\-------------------------------------/
\---------------------------------------/
Рисунок 2. Схема обслуживания по целевым средствам на уровне Межрегионального операционного управления Федерального казначейства
/-------------------------\ /------------\ /-------------------------------------\
| ЮЛ |--| ОрФК |----| Банк |
/----------------------------\/----------------\/-----------------------------------------\
|- Сведения об операциях с ЦС||Обработка и ||Р/с ЮЛ в |Р/с 40501, открытый ОрФК |
|- Платежное поручение ||санкционирование||кредитной |в учреждениях Центрально-|
|- Документ-основание |\----------------/|организации*(2)|го банка России*(3) |
\----------------------------/ \-----------------------------------------/
|/--------\/----------------------\ /-----------------------------------------\
\|Протокол||В случае непрохождения| |Расчеты с контрагентами в соответствии с |
\--------/|контролей*(1) | |договорными обязательствами |
\----------------------/ \-----------------------------------------/
/----------------------------------------\/---------------------------------------------\
|*(1) Согласно пп. 1 п. 4 Порядка 23н ||*(2) Только в случаях оплаты труда с учетом |
|ОрФК не вправе принимать п/п от ЮЛ ||начислений и социальных выплат, расходов ЮЛ |
|для перечисления целевых средств на: ||в ин. валюте, а также возмещения |
|- р/с ЮЛ, открытые в кредитных ||произведенных расходов (если НПА, реализующие|
|организациях ||порядок предоставления целевых средств, |
|- в качестве взноса в уставный ||предусматривают возможность возмещения). |
|капитал другой организации (если ||*(3) Направление ЮЛ средств для своих |
|НПА, регулирующие порядок предоставления||обособленных подразделений учитываются в |
|целевых средств, не предусматривают ||ОрФК на лицевых счетах с типом "41", |
|возможность взноса в уставный капитал ||открываемые к балансовому счету 40501 "Счета |
|другой организации) ||организаций, находящихся в федеральной |
|- в целях размещения указанных средств ||собственности. Финансовые организации" в |
|на депозиты, в иные финансовые ||ЦБ РФ. |
|инструменты |\---------------------------------------------/
\----------------------------------------/
Рисунок 3. Схема обслуживания по целевым средствам на уровне территориального органа Федерального казначейства (ОрФК)
В части целевых средств движение начинается с Межрегионального операционного управления Федерального казначейства (далее - МОУ ФК), где открыты лицевые счета главным распорядителям бюджетных средств. ГРБС предоставляет в МОУ ФК платежный документ на перечисление целевых средств (рисунок 2). При этом помимо традиционных контрольных процедур в обязательном порядке проверяется условие перечисления данных средств на счет территориального органа Федерального казначейства (далее - ОрФК). В противном случае документ отклоняется.
Следующий этап - расходование средств с лицевого счета, открытого в ОрФК. Санкционирование расходов на данном уровне регламентируется приказом Минфина России от 16 февраля 2015 года N 23н "О санкционировании расходов юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставленные из федерального бюджета на основании статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Приказ N 23н).
Приказ N 23н содержит требования о предоставлении получателем целевых средств в ОрФК сведений об операциях с целевыми средствами, платежных поручений, документов-оснований. Также в нем прописан ряд ограничений на перечисление средств на расчетный счет получателя целевых субсидий, открытый в банке. Так, перечисление средств с лицевого счета юридического лица в ОрФК на расчетный счет, открытый данному юридическому лицу в банке, возможно только в случаях оплаты труда с учетом начислений и социальных выплат, расходов в иностранной валюте, а также возмещения произведенных расходов (если нормативно-правовой акт, регулирующий порядок предоставления целевых средств, предусматривает возможность возмещения). Санкционирование расходов юридических лиц - получателей авансового платежа также осуществляется в соответствии с Приказом N 23н с учетом особенностей, отраженных на рисунках 4 и 5.
/----------------\ /--------------\ /------------------------\
| ПБС |----| ОрФК |---| ЮЛ |
/--------------------\ /------------------\/----------------------------\
|- Заявка на кассовый| | Обработка и || Лицевой счет, открытый к |
| расход (аванс) | | санкционирование||балансовому счету 40501 *(2)|
|- Документ-основание| \------------------/\----------------------------/
\--------------------/ 87н |
/----------------------\98н/--------\
|В случае непрохождения|---|Протокол|
|контролей*(1) | \--------/
\----------------------/
/---------------------------------------\/--------------------------------\
|*(1) С 01.03.2015 пп. 8 п. 10 Порядка ||*(2) Направленные юридическому |
|87н предусмотрена проверка ЗКР на ||лицу средства авансовых платежей|
|соответствие содержания операции ||ПБС учитываются в ОрФК на |
|требованиям бюджетного законодательства||лицевых счетах с типом "41", |
|Российской Федерации о перечислении ||открываемые к балансовому счету |
|средств федерального бюджета на счета, ||40501 "Счета организаций, |
|открытые органам Федерального ||находящихся в федеральной |
|казначейства в подразделениях ЦБ РФ ||собственности. Финансовые |
\---------------------------------------/|организации" в ЦБ РФ |
\--------------------------------/
Рисунок 4. Схема предоставления авансовых средств исполнителю (соисполнителю) госконтракта, сумма которого превышает 1 млрд. руб.
/----------------\ /--------------\ /-----------------------\
| ЮЛ |---| ОрФК |---| Банк |
/---------------------\/----------------\/-----------------------------------\
|- Платежное поручение|| Обработка и ||Р/с 40501, открытый|Р/с ЮЛ в |
|- Документ-основание ||санкционирование||ОрФК в учреждениях |кредитной |
\---------------------/\----------------/|Центрального банка |организации*(3)|
| | |России*(2) |---------------/
| | \-------------------/
/----------------------\ /--------\/------------------------------\
|В случае непрохождения|---|Протокол||Расчеты с контрагентами в |
|контролей*(1) | \--------/|соответствии с док. основанием|
\----------------------/ \------------------------------/
/------------------------------------\/---------------------------------\
|*(1) Согласно пп. 2 п. 4 Порядка 23н||*(2) В случае если сумма договора|
|ОрФК не вправе принимать п/п от ЮЛ ||превышает 1 млрд. руб. и по |
|для перечисления сумм авансовых ||договору предусмотрен аванс, в |
|платежей на: ||ОрФК соисполнителю открывается |
|- р/с, открытые ЮЛ в кредитных ||л/с с типом "41" к балансовому |
|организациях*(3) ||счету 40501 "Счета организаций, |
|- в качестве взноса в уставный ||находящихся в федеральной |
|капитал другой организации ||собственности. Финансовые |
|- в целях размещения указанных ||организации" в ЦБ РФ. |
|средств на депозиты в иные ||*(3) Только в случаях оплаты |
|финансовые инструменты ||труда с учетом начислений и |
\------------------------------------/|социальных выплат, а также |
|расходов клиента в иностранной |
|валюте |
\---------------------------------/
Рисунок 5. Схема использования средств авансового платежа исполнителем (соисполнителем) госконтракта, сумма которого превышает 1 млрд. руб.
Примечание. Весной 2015 года круг организаций, имеющих право открывать счета в территориальных органах Федерального казначейства, был расширен. Например, теперь на эти счета должны перечисляться средства федерального бюджета, направленные на осуществление отдельных закупок.
Последние изменения
В целях расширения количества организаций, имеющих право открывать лицевые счета в ОрФК, в марте-апреле текущего года принят ряд важных документов. Прежде всего внесены изменения в статью 5 Закона о бюджете, согласно которым средства федерального бюджета, направленные на осуществление отдельных закупок товаров, работ, услуг, в случаях, установленных Правительством РФ, подлежат перечислению на счета, открытые ОрФК в учреждениях Центрального банка. Операции по зачислению и списанию средств на данных счетах отражаются на лицевых счетах, открытых юридическим лицам в ОрФК в порядке, установленном Федеральным казначейством. При этом операции по перечислению средств, отраженных на лицевых счетах, осуществляются после представления документов, подтверждающих возникновение обязательств по расходам юридических лиц в порядке, установленном Правительством РФ.
В марте текущего года внесены изменения в постановление Правительства РФ от 27 декабря 2014 года N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", согласно которым получатели средств федерального бюджета при заключении контрактов о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг вправе предусматривать авансовые платежи в размере от 30 до 80% суммы контракта только при условии открытия исполнителями по контрактам лицевых счетов в ОрФК. Также согласно постановлению Правительства РФ от 6 марта 2015 года N 199 "О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта" одним из таких случаев является включение в проект контракта условия о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый ОрФК либо финансовому органу субъекта РФ, муниципального образования в учреждениях Центрального банка.
Таким образом, в настоящее время мы имеем правовую конструкцию, определяющую круг юридических лиц - получателей авансового платежа, имеющих право открывать лицевые счета в ОрФК, представленную на рисунке 6.
/-------------------------------------------\
| Открытие лицевых счетов юридическим лицам |
| - получателям авансового платежа |
\-------------------------------------------/
/---------------------------------\ /---------------------------------\
| Часть 7 статьи 5 Закона N 384-ФЗ| |Часть 2 статьи 5 Закона N 384-ФЗ |
\---------------------------------/ \---------------------------------/
/---------\ /--------\ /---------------------------------\
|ПП N 1563| |ПП N 199| |- Цена превышает 1 млрд. руб. |
\---------/ \--------/ |- Предусмотрен авансовый |
| платеж |
/------------\/----------------\ |- Исключения - кроме ГОЗ и |
|Сумма аванса||Отсутствует тре-| |банковского сопровождения |
|от 30 до 80%||бование об | \---------------------------------/
\------------/|обеспечении |
\----------------/
Рисунок 6. Условия открытия лицевых счетов в ОрФК юридическим лицам - получателям авансового платежа
Несколько слов о финансировании мероприятий по строительству космодрома "Восточный". Именно в рамках данного проекта отрабатываются уровни кооперации субподрядчиков, лицевые счета которым необходимо открывать в ОрФК. В настоящее время выработан подход, проиллюстрированный на рисунке 7. Генеральный подрядчик направляет в Федеральное казначейство перечень субподрядных организаций, лицевые счета которым должны быть открыты в ОрФК. При этом если договор заключен субподрядчиком первой кооперации с контрагентом, который является правообладателем поставляемых товаров, материалов и так далее (например поставка щебня, песка), то данный контрагент в перечень не включается. Оплата осуществляется на расчетный счет указанного контрагента в банке.
/-----------\ /--------------\ /----------------\
/--|Генеральный|-|Субподрядчик 1|-|Субподрядчик 1_1|
| |подрядчик | \--------------/ \----------------/
| \-----------| /--------------\
| |-|Субподрядчик 2|
| | \--------------/
| | /--------------\
| \-|Субподрядчик N|
| \--------------/
/---------------| /-----------\ /--------------\ /----------------\
|Государственный|--|Генеральный|-|Субподрядчик 1|-|Субподрядчик N_N|
|заказчик | |подрядчик | \--------------/ \----------------/
\---------------| \-----------| /--------------\
| \-|Субподрядчик N|
| \--------------/
| /-----------\ /--------------\
\--|Генеральный|-|Субподрядчик 1|
|подрядчик | \--------------/
\-----------| /--------------\
\-|Субподрядчик N|
\--------------/
Рисунок 7. Уровни кооперации подрядных организаций, участвующих в строительстве космодрома "Восточный"
Дальнейшее развитие системы
В заключение перечислим, на наш взгляд, наиболее перспективные направления развития казначейского сопровождения государственных контрактов:
1. Расширение перечня целевых средств, получатели которых обязаны открывать лицевые счета в ОрФК.
2. Снижение размера цены государственного контракта, например до 500 миллионов рублей, исполнители по которому обязаны открывать лицевые счета в ОрФК для учета средств авансового платежа. Согласно данным официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, по итогам 2014 года заключено более 460 тысяч государственных контрактов. Из них с ценой контракта от 500 миллионов рублей до 1 миллиарда - 170 штук на сумму 119 миллиардов рублей.
3. Распространение практики казначейского сопровождения на контракты, заключаемые бюджетными и автономными учреждениями, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели.
4. Включение в структуру номера лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса (код лицевого счета "41") идентификационного признака источника получения средств (например, в 11-м разряде номера лицевого счета указывается "1" - целевые средства, "2" - средства авансового платежа, "3" - субсидии на капвложения, "4" - финансирование мероприятий по строительству космодрома "Восточный").
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии п. 5 ст. 23 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджет"
Ежемесячный финансово-экономический журнал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Издательский Дом "Бюджет"
Свидетельство о регистрации печатного СМИ: ПИ N ФС 77 - 50718 от 17.07.2012 года.
Редакция:
107078, Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1.
подъезд 6, а/я 104
Тел.: (495) 632-23-22, 628-47-88,
тел./факс: 628-35-08
Представителем автора публикаций в журнале "Бюджет" является издатель.