Автономное учреждение разместило информацию о проведении конкурса по выбору банка для осуществления расчетно-кассового обслуживания. В документации были установлены такие требования к участникам, как размер прибыли, рост активов и капитала. Антимонопольный орган посчитал, что предъявление данных требований направлено на уменьшение количества участников и является нарушением действующего законодательства. Содержание документации соответствует утвержденному в учреждении положению о закупке. Имеет ли право автономное учреждение предъявлять указанные требования к участникам конкурса?
Л. Горшкова,
ООО "Центр методологии
бухгалтерского учета и налогообложения"
Газета "Финансовая газета", N 25, июль 2015 г.
В соответствии с частью 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.11 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) положение о закупке является документом, в котором регламентируется закупочная деятельность заказчика и в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
На основании части 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Названные требования, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, предлагаемым ими товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора.
Согласно части 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые удовлетворяют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Таким образом, автономное учреждение не может предъявлять к участникам конкурса требования, которые не обусловлены спецификой деятельности заказчика, назначением услуг и т.п. Если учреждение не доказало необходимости включения определенных требований в конкурсную документацию, то установление таких требований направлено на уменьшение количество участников и создание для них дискриминационного положения.
Что касается судебной практики по рассматриваемому вопросу, то в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.13 г. N А56-77372/2012 указано, что предъявление к участникам конкурса таких требований, как размер прибыли, рост активов и капитала, приводит к необоснованным ограничениям и дискриминации по отношению к участникам конкурса. Данное постановление было оставлено без изменения согласно постановлению ФАС Северо-Западного округа от 20.09.13 г. N А56-77372/2012, в котором разъяснено, что в части 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не содержится указаний на то, что лицо приобретает статус участника закупки после подачи заявки или совершения каких-либо действий. Предъявление указанных требований к участникам конкурса приводит к необоснованным ограничениям и дискриминации по отношению к участникам конкурса.
Таким образом, установление автономным учреждением таких требований, как размер прибыли, рост активов и капитала, уменьшает количество участников конкурса, соответственно является нарушением законодательства.
9 июля 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.