Автономное учреждение разместило информацию о проведении конкурса по выбору банка для осуществления расчетно-кассового обслуживания. В документации автономное учреждение установило такие требования к участникам, как достижение определенного размера прибыли, наличие роста активов и роста капитала. Антимонопольный орган посчитал, что данные требования направлены на уменьшение количества участников и нарушают действующее законодательство. Содержание документации соответствует утвержденному в учреждении положению о закупке. Имеет ли право автономное учреждение предъявлять обозначенные требования к участникам конкурса?
О. Роготнева,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2015 г.
Установление учреждением перечисленных требований уменьшает количество участников конкурса, а значит, является нарушением законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На основании п. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу п. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком согласно положению о закупке.
Получается, что автономное учреждение не может предъявлять к участникам конкурса требования, которые не обусловлены спецификой деятельности заказчика, назначением услуг и т.п. Если учреждение не доказало необходимость включения определенных требований в конкурсную документацию, данные требования направлены на уменьшение количества участников и на создание для них дискриминационного положения.
Рассмотрим судебную практику по рассматриваемому вопросу.
Так, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2013 N А56-77372/2012 указывается, что предъявление таких требований к участникам конкурса, как размер прибыли, рост активов и рост капитала, приводит к необоснованным ограничениям и дискриминации по отношению к участникам конкурса.
Вышеназванное постановление было оставлено без изменения Постановлением ФАС СЗО от 20.09.2013 N А56-77372/2012. ФАС разъяснил, что ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не содержит указаний на то, что статус участника закупки лицо приобретает после подачи заявки или совершения каких-либо действий. Предъявление таких требований к участникам конкурса, как достижение определенного размера прибыли, наличие роста активов и роста капитала, приводит к необоснованным ограничениям и дискриминации по отношению к участникам конкурса.
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм и судебной практики следует, что установление автономным учреждением обозначенных требований уменьшает количество участников конкурса, соответственно, является нарушением законодательства.
1 июля 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"