Организация несет затраты на гражданскую оборону. Учитываются ли они для целей исчисления налога на прибыль?
С.И. Егорова,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 7, июль 2015 г.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о ГО).
Согласно ст. 1 этого закона гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу п. 1 ст. 9 Закона о ГО организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:
- планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
- осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона о ГО обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет их средств.
Согласно п. 2 Постановления N 227*(1) подготовка и проведение мероприятий по гражданской обороне финансируются организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, путем отнесения расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Таким образом, если организация, исходя из требований законодательства РФ, обязана нести расходы на гражданскую оборону, которые не подлежат возмещению из бюджета, то данные расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 14.11.2006 N 03-03-04/1/757).
Аналогичное мнение высказали арбитры в Постановлении ФАС СЗО от 11.03.2013 по делу N А13-7389/2012, отметив, что расходы на гражданскую оборону учитываются в целях налогообложения только у налогоплательщиков, обязанных осуществлять эти расходы в силу закона.
В составе расходов на гражданскую оборону могут быть учтены осуществленные в соответствии с Законом о ГО и иными нормативными правовыми актами РФ затраты на создание и содержание:
- убежищ и иных объектов гражданской обороны;
- запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в рамках согласованной с органами исполнительной власти, уполномоченными в области гражданской обороны, номенклатуры.
Расходы по созданию и содержанию убежищ. Как отмечено в ст. 6 Закона о ГО, Правительство РФ, среди прочих функций в области гражданской обороны, определяет Порядок создания убежищ*(2).
В соответствии с п. 2 данного порядка к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения мероприятий по гражданской обороне.
Пунктом 10 Порядка создания убежищ на организации возложены в том числе обязанности по созданию в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объектов гражданской обороны, обеспечению сохранности этих объектов.
Таким образом, в рамках осуществления мероприятий по гражданской обороне налогоплательщику может быть вменена обязанность по созданию и содержанию объектов гражданской обороны, в том числе убежищ. Тогда затраты по их созданию и содержанию учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. На это указал Минфин в Письме от 14.11.2006 N 03-03-04/1/757. А арбитры ФАС МО в Постановлении от 21.08.2008 N КА-А40/7449-08 по делу N А41-К2-7510/07 отметили: затраты на проведение службами гражданской обороны мероприятий, обеспечивающих сохранность объектов гражданской обороны и поддержание их в состоянии постоянной готовности к использованию, связаны с производственной деятельностью. Поэтому данные расходы учитываются в целях налогообложения на основании ст. 264 НК РФ.
Расходы по созданию и содержанию материально-технических запасов. В соответствии со ст. 6 Закона о ГО Правительство РФ, среди прочих функций, разрабатывает Порядок хранения запасов*(3).
Пунктом 6 этого порядка предусмотрено, что организации по согласованию с органами власти определяют номенклатуру и объемы запасов (исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб), создают и содержат запасы, а также осуществляют контроль за их созданием, хранением и использованием.
В силу п. 4 ст. 18 Закона о ГО обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет их средств.
По мнению Минфина (Письмо от 14.11.2006 N 03-03-04/1/757), если организация, исходя из требований законодательства РФ, обязана нести расходы на гражданскую оборону, то данные расходы учитываются при определении базы по налогу на прибыль.
В частности, в состав расходов на гражданскую оборону могут быть включены осуществленные в соответствии с законодательством затраты по созданию и содержанию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в рамках согласованной с органами исполнительной власти, уполномоченными в области гражданской обороны, номенклатуры. Указанные расходы признаются прочими, связанными с производством и реализацией, согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Приобретение в целях гражданской обороны СИЗ для работников. Организация может учитывать в целях обложения налогом на прибыль организаций расходы, связанные с приобретением материально-технических ресурсов, используемых в качестве запаса, создаваемого в целях гражданской обороны, для своих работников в целях подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне при выполнении вышеперечисленных требований в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ (Письмо Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/878).
В силу п. 2 ст. 272 датой осуществления материальных расходов признается, в частности, дата передачи в производство сырья и материалов - в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги).
Исходя из изложенного, организация может учитывать в целях обложения налогом на прибыль расходы в момент передачи средств индивидуальной защиты в производство, то есть размещения их не на складе, а в специально отведенных местах, доступных для работников (Письмо Минфина России от 23.03.2015 N 03-03-06/1/15769).
1 июля 2015 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 N 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне".
*(2) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны".
*(3) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"