Гражданин Туркменистана въехал на территорию РФ на постоянное место жительства, что удостоверяется свидетельством добровольного переселенца. Зарегистрировался в качестве ИП, имеются все необходимые документы и доказательства. После чего он подал документы в ФМС для оформления разрешения на временное проживание, разрешение было выдано. После выдачи разрешения он прописался по соответствующему адресу проживания. Документы для получения вида на жительства гражданин Туркменистана своевременно не подал. Срок разрешения на временное проживание прошел, и через месяц его аннулируют.
На каком основании данный гражданин имеет право находиться на территории РФ? Может ли он получить разрешение на временное проживание повторно? Необходим ли ему выезд за пределы РФ? Каким образом легализовать его присутствие на территории РФ?
Основы правового статуса иностранных граждан в Российской Федерации определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). В ст. 2 Закона N 115-ФЗ закреплено, что законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Таким образом, разрешение на временное проживание (далее - РВП) является документом, подтверждающим законность нахождения иностранного гражданина на российской территории.
Порядок оформления РВП установлен ст.ст. 6, 6.1 Закона N 115-ФЗ и Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденным приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. N 214.
Срок действия РВП составляет три года, причем продление РВП действующим законодательством не предусмотрено. Повторно обратиться за разрешением на временное проживание иностранный гражданин может только в двух случаях: если ему было отказано в выдаче РВП либо ранее выданное ему РВП было аннулировано, но не ранее чем через один год (п. 6 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). При этом основания аннулирования РВП перечислены в ст. 7 Закона N 115-ФЗ исчерпывающим образом.
По условиям вопроса РВП у гражданина Туркменистана не аннулируется, а прекращается срок его действия, и документы для получения вида на жительство он своевременно не подал. Заметим, что заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия РВП (п. 1 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).
В силу ст. 5 Закона N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ.
Следовательно, до истечения срока действия РВП гражданин Туркменистана должен выехать из страны, поскольку в отсутствие документов, подтверждающих его право на пребывание или проживание в Российской Федерации, он не будет считаться законно находящимся в Российской Федерации (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Поэтому, на наш взгляд, до окончания срока действия РВП гражданин Туркменистана должен выехать из страны. Иначе он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ (смотрите, к примеру, постановление Тосненского городского суда Ленинградской области от 31 июля 2014 г. по делу N 5-457/2014, постановление Трусовского районного суда г. Астрахани Астраханской области (Извлечение), решение Ивановского областного суда от 27 января 2015 г. по делу N 12-10/2015). Даже если он обратится за получением нового РВП, состав административного правонарушения будет иметь место (смотрите, к примеру, постановление Морозовского районного суда Ростовской области по делу N 5-35/12 (Извлечение)).
То обстоятельство, что гражданин Туркменистана имеет статус добровольного переселенца, не освобождает его от обязанности соблюдать требования миграционного законодательства РФ, предъявляемые к режиму пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, заключенного в Ашгабате 23 декабря 1993 г. (далее - Соглашение)*(1), под переселенцем понимается лицо, добровольно покидающее государство своего постоянного проживания и переезжающее на постоянное местожительство на территорию другого государства.
Как следует из ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о взаимных поездках граждан, заключенного в Ашхабаде 17 июля 1999 г.*(2), граждане государств Сторон, получившие статус переселенцев в соответствии с Соглашением, осуществляют безвизовый выезд при переселении на территорию государства другой Стороны по действительным национальным паспортам государства Стороны постоянного проживания и документу, подтверждающему наличие статуса переселенцев. То есть получение иностранным гражданином разрешения на переезд (переселение) из Туркменистана в Российскую Федерацию не влечет автоматическое признание такого лица законно находящимся в Российской Федерации, а служит лишь основанием для признания их таковыми территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в порядке, предусмотренном Законом N 115-ФЗ (смотрите, например, решение Кемеровского областного суда от 30 апреля 2014 г. по делу N 12-242-14).
Таким образом, чтобы соблюсти требования российского миграционного законодательства, гражданину Туркменистана надлежит выехать из страны в установленном законом порядке, а затем, после окончания действия имеющегося у него РВП, въехать обратно и легализовать свое пребывание на территории Российской Федерации.
К сведению:
Отметим, что граждане Туркменистана, имеющие статус добровольных переселенцев, при наличии в собственности жилого помещения могут оформлять документы для постоянного проживания в Российской Федерации минуя стадию оформления РВП. Это следует из содержания ст. 9 Протокола от 18 мая 1995 г. о порядке реализации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев*(3), в соответствии с которой переселенцам, приобретающим путем покупки, обмена, дарения и т.д. недвижимость в государстве, на территории которого они намереваются постоянно проживать, не может быть отказано в регистрации для постоянного проживания по месту нахождения приобретаемой недвижимости.
Подчеркнем, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением. Каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
8 июля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Соглашение ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 25 ноября 1994 г. N 42-ФЗ и вступило в силу 18 мая 1995 г. Согласно письму ГТК РФ от 4 декабря 2002 г. N 01-06/47899, письму МИД РФ от 1 ноября 2005 г. N 14750/да и письму Федеральной таможенной службы от 16 ноября 2005 г. N 01-06/39891 настоящее Соглашение является действующим.
*(2) С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Консульского департамента МИД России, перейдя по ссылке: http://www.kdmid.ru/docs.aspx?it=/Soglasheniye%20mezhdu%20Pravitel'stvom% 20RF%20i%20Pravitel'stvom%20Turkmenistana%20o%20vzaimnykh%20poyezdkakh%20 grazhdan_17.07.1999.aspx&lst=country_wiki.
*(3) Текст документа размещен на официальном сайте МВД России: https://mvd.ru/userfiles/18_05_1995_turkmenistan.doc.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.