Организация, являющаяся управляющей компанией многоквартирных домов, потребовала у муниципального образования заключить договор о компенсировании гражданам расходов на оплату за отопление, мотивируя свое требование необходимостью компенсировать недополучаемые ею денежные средства из-за того, что некоторые категории граждан-потребителей имеют льготы по оплате услуг, оказываемых управляющей компанией. Правомерно ли требование организации?
Л. Горшкова,
ООО "Центр методологии
бухгалтерского учета и налогообложения"
Газета "Финансовая газета", N 26, июль 2015 г.
К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как следует из п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от этого, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Таким образом, законодатель связывает понуждение к заключению договора с прямым указанием на такую возможность в законе.
В ст. 426 ГК РФ определено, что публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно части 5 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, которые отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе определять и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, которые не отнесены к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключены из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).
В соответствии с п. 55 части 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.99 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) согласно законодательству Российской Федерации и осуществление контроля за их применением входят в полномочия субъекта Российской Федерации.
В п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.95 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" предписано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в необходимых случаях предусматривать выделение из соответствующих бюджетов дотаций в целях государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги по номенклатуре, относящейся к их ведению.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 6.10.03 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона N 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Законом N 131-ФЗ также предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В п. 5 ст. 19 N 131-ФЗ определено, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, установленных уставом муниципального образования.
Следовательно, действующее законодательство предусматривает возможность компенсации расходов, которые несет заключившая с муниципальным образованием сторона по договору в случае, если потребителями услуг по данному договору являются граждане-потребители. Однако в процедуре такого возмещения не предусмотрена обязанность по заключению договора с лицом, предоставляющим услуги (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6.03.14 г. N А82-3745/2013).
В то же время организация имеет право предъявить иск о взыскании убытков, которые возникли в результате неполной оплаты предоставленных услуг (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.02.14 г. N А82-8410/2012).
16 июля 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.