Автономное учреждение, осуществляющее лечебно-профилактическую деятельность, организовало закупку кондитерских изделий - пряников с клюквенной начинкой. Данное требование к начинке кондитерского изделия обусловлено внутренними потребностями заказчика в связи с его деятельностью. Антимонопольный орган посчитал, что установление автономным учреждением требования к начинке пряников направлено на ограничение количества участников и не соответствует положениям законодательства. Содержание документации организации соответствует утвержденному положению о закупке.
Разъясните, имеет ли автономное учреждение, осуществляющее лечебно-профилактическую деятельность, право при размещении заказа на поставку кондитерских изделий установить требование к их начинке, если это обусловлено его деятельностью.
О. Роготнева,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2015 г.
Автономное учреждение, осуществляющее лечебно-профилактическую деятельность, при размещении заказа на поставку кондитерских изделий имеет право установить требование к их начинке, если это обусловлено его деятельностью, что соответствует сложившейся судебной практике. Ниже обоснуем свой ответ.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ*(1) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. Оно должно содержать:
- требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения;
- порядок заключения и исполнения договоров;
- иные положения, связанные с обеспечением закупки.
На основании ч. 6 ст. 3 Федерального закона N 223-Ф3 не допускается предъявлять к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, предлагаемым ими товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора.
В силу п. 1, 2 и 3 ч. 10 ст. 3 Федерального закона N 223-Ф3 в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик товара, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Таким образом, нормы Федерального закона N 223-Ф3 не запрещают предъявлять требования к поставляемому заказчиками товару в целях проведения торгов, если эти требования обусловлены спецификой деятельности автономного учреждения.
Рассмотрим пример из судебной практики.
В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 N 18АП-8046/2013 отмечено, что заказчик обязан включать в документацию конкретные характеристики товара, позволяющие определить степень соответствия предлагаемого к поставке участником заявок в запросе цен товара потребностям заказчика. Указание заказчиком в документации требования к начинке пряников не противоречит Федеральному закону N 223-ФЗ, поскольку данное требование направлено на определение соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, а не на ограничение количества участников размещения заказов (потенциальных поставщиков требуемого оборудования). Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству и потребительским свойствам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Данное постановление было оставлено без изменения Постановлением ФАС УО от 09.12.2013 N Ф09-13337/13. Вышестоящий суд также разъяснил, что включение заказчиком в документацию требования к начинке пряников не противоречит Федеральному закону N 223-ФЗ, поскольку оно направлено на определение соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, а не на ограничение количества участников размещения заказов.
Из анализа вышеприведенных норм и судебной практики следует, что автономное учреждение, осуществляющее лечебно-профилактическую деятельность, при размещении заказа на поставку кондитерских изделий имеет право установить требование к их начинке, если это обусловлено его деятельностью.
1 июля 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"