Юридическая клиника как механизм формирования практических навыков у студентов, обучающихся по юридической специальности
К.И. Коробко,
кандидат юридических наук, заведующий кафедрой
гражданского права юридического института ФГБОУ
ВПО "Сыктывкарский государственный университет"
Журнал "Образование и право", N 1-2, январь-февраль 2015 г.
Настоящая статья посвящена исследованию современного состояния юридического клинического образования в Российской Федерации. Автор анализирует как теоретические, так и практические аспекты деятельности юридических клиник. В работе делается вывод о том, что функционирование юридической клиники способствует повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан и пресечения противозаконных форм социального поведения. Вместе с тем, работа в юридической клинике позволяет закрепить у студентов практические навыки юридической работы, а также способствует их нравственному формированию как социально активных личностей. В статье выявляются правовые проблемы и предлагаются пути их решения.
Одной из приоритетных задач современной Российской Федерации является строительство правового государства и формирование правовой культуры, в том числе посредством правового просвещения граждан.
В силу ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи*(1). В предусмотренных законом случаях такая юридическая помощь должна быть оказана бесплатно. Таким образом, получение квалифицированной юридической помощи позволяет реализовать право граждан на доступ к правосудию.
Особой задачей государства является создание условий для реализации права на бесплатную квалифицированную юридическую помощь для малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, в связи с чем 21.11.2011 г. был принят Федеральный закон N 324-Ф3 от 21.11.2011 г. "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", регламентирующий механизм получения бесплатной юридической помощи такими категориями граждан*(2). В рамках данного нормативного правового акта выделяются государственная и негосударственная системы бесплатной юридической помощи.
Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии со ст. 15 Федерального закона N 324-Ф3 от 21.11.2011 г. "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" являются федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления внебюджетных фондов, государственные юридические бюро, адвокаты и нотариусы. При этом законодатель оставил перечень данных участников открытым, использовав в ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 324-Ф3 "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21.11.2011 г. следующую формулировку "... и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации".
Стоит отметить, что построение системы бесплатной юридической помощи исключительно в рамках государственной системы представлялось бы недостаточно эффективным, так как решение проблемы правовой защиты населения должно осуществляться с привлечением всех общественных институтов. Поэтому вполне оправданно наряду с государственной системой бесплатной юридической помощи относить к данной системе и негосударственную систему в составе юридических клиник и негосударственных центров бесплатной юридической помощи.
Предметом рассмотрения данной статьи является анализ отдельных образовательных аспектов участия в работе юридических клиник студентов, обучающихся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Проведем анализ правовой сущности такого явления как "юридическая клиника". В соответствии со ст. 23 Федерального закона N 324-Ф3 от 21.11.2011 г. "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" к негосударственной системе бесплатной юридической помощи, в том числе, относятся юридические клиники, которые образуются образовательными учреждениями высшего профессионального образования. В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования.
История становления и развития юридического клинического образования в России имеет свою богатую многовековую историю. Идея обучения студентов в процессе правовой практики сформировалась еще в XIX в. Термин "юридическая клиника" ввел в 1855 году профессор Д.И. Мейер, отметив, что главная идея ее состоит в необходимости практического изучения права с целью применения полученных знаний и навыков при оказании юридической помощи малоимущим гражданам*(3).
В своей работе "Наука гражданского права в России" Шершеневич Г.Ф., анализируя модель юридической клиники, впервые предложенную Мейером Д.И. в 40-х годах 19 века на базе Казанского университета, указывал, что Мейер Д.И. "отстаивал необходимость практического изучения права и указывал на совершенную бесполезность одного изучения теории"*(4). Содержание предложенной в 19 веке модели юридической клиники заключалось в том, что "профессора и приглашаемые юристы-практики должны были в присутствии студентов давать советы всем обращающимся к ним за даровой консультацией"*(5). Однако, несмотря на важность и практическую необходимость юридических клиник в России, их деятельность в течение довольно продолжительного времени не осуществлялась.
В конце XIX в. можно отметить возрождение юридических клиник. В 1900 г. профессор А. Люблинский на страницах "Журнала Министерства юстиции" выступил за создание на юридических факультетах аналогов медицинских клиник, где студенты получили бы возможность "прийти в непосредственное соприкосновение с нуждающимися в юридической помощи, чтобы уже в университете они смогли увидеть право в действии". Предполагалось, что студенты сталкивались бы с реальными ситуациями, "облеченными в кровь и плоть действительности". Соответственно, студенту предстояло из массы полученной информации выделить только те обстоятельства, которые непосредственно имеют значение для юридической квалификации дела, и на основании этого разрешить спор. Кроме того, такие занятия давали бы студентам возможность ознакомиться с массивом сложившейся на данный период времени судебной и административной практики по данному вопросу*(6).
После долгого перерыва возобновление юридического клинического образования в современной России началось в 90-е годы 20 века с издания 30.09.1999 года Министерством образования Российской Федерации Приказа N 433 "О правовых консультациях ("правовых клиниках") для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров", которым было поддержано создание правовых консультаций ("правовых клиник") для населения*(7). К началу 2000 гг. в России насчитывалось более 100 юридических клиник*(8).
В настоящее время дискуссионным является вопрос об основной цели и функции деятельности юридической клиники. В Федеральном Законе "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" не содержится конкретного определения юридической клиники, позволяющего разрешить данный вопрос. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 г. N 464 (в ред. от 31 мая 2011 г.), юридическая клиника рассматривается только как место прохождения практики*(9).
Подгорный Н.В. считает, что юридическая клиника - некоммерческое образование (может быть зарегистрировано как некоммерческая организация), целью которого является оказание бесплатной юридической помощи населению*(10).
По мнению П. Дугласа, "...клиника функционирует как лаборатория, где проблемы, касающиеся существа права, изучаются во всей их глубине, с анализом их функциональности. Клиническое юридическое образование не следует рассматривать как альтернативу или отдельную часть учебного плана, это неотделимая часть эффективной программы обучения"*(11).
В научной литературе выделяются две основные цели деятельности юридической клиники.
Ряд авторов в качестве основной цели деятельности юридической клиники выделяет образовательную. По мнению Доброхотовой Е.Н., образовательная цель клиники проявляется в формировании практических навыков студентов, способствует выработке у студента определенных профессиональных и личностных компетенций*(12).
Е.С. Шугрина видит проявление образовательной цели в совершенствовании профессиональных и личностных компетенций преподавателя-куратора, который обладает возможностью применять свои теоретические навыки на практике. Кроме того, образовательный процесс касается как студентов и кураторов, так и граждан, которые приобретают знания в области права*(13).
Ряд авторов высказывает мнение, что полученные в юридической клинике практические навыки позволяют удачно дополнить теоретическое обучение и сформировать компетентного специалиста в области правоведения*(14).
Другие же авторы в качестве превалирующей выделяют правозащитную, социальную цель, которая проявляется в том, что определенные граждане получают бесплатную юридическую помощь. Конкретный выбор категории населения и/или категорий дел осуществляется непосредственно в юридической клинике, однако все юридические клиники работают с малообеспеченными категориями населения, которые в подавляющем большинстве не могут позволить себе оплатить работу профессионального юриста.
А.А. Алтухова выделяет социальную функцию как одну из основных в деятельности юридических клиник*(15). Данная позиция подтверждается следующими доводами:
Во-первых, юридическая помощь оказывается населению бесплатно.
Во-вторых, гражданам, обратившимся в юридическую клинику, оказывается квалифицированная юридическая помощь. Квалифицированной юридической помощью считается деятельность лиц, обладающих специальными познаниями в области права, по оказанию качественных правовых услуг*(16).
В-третьих, доступность деятельности юридических клиник для любых категорий граждан.
В части 3 статьи 23 Федерального Закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" содержится положение о том, что порядок создания и деятельности юридических клиник определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В этом смысле устанавливается приоритет законодательства об образовании над законодательством о бесплатной юридической помощи. То есть юридические клиники должны преследовать в первую очередь цели образовательного учреждения в рамках оказания бесплатной юридической помощи*(17). В случае коллизий указанных законов следует руководствоваться нормами закона об образовании, а не об оказании правовых услуг.
С другой стороны, анализ "Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи"*(18) позволяет сделать вывод о том, что образовательной функции отводится второстепенная роль, юридическая клиника рассматривается не столько как часть образовательной программы, сколько как средство оказания правовой помощи*(19).
Позволим себе согласиться со мнением Мочалова А.Н., Коровиной И.А., Дурова А.И., считающими, что юридические клиники равнозначно выполняют социальную и образовательную функции и нельзя отдавать предпочтение одной из них*(20). Таким образом, цели и функции юридических клиник должны содержать как образовательную, так и социальную составляющие, которые позволяют в своей совокупности полноценно функционировать юридической клинике.
Подтвердим наш вывод статистическими данными. По данным Минобрнауки России, на территории Российской Федерации в настоящее время действует 314 юридических клиник образовательных организаций высшего профессионального образования*(21). Данный факт указывает на востребованность высшими учебными заведениями клинического юридического образования как формы обучения. В то же время, по итогам 2013 года Росстат Российской Федерации зафиксировал увеличение численности бедного населения: доходы ниже прожиточного минимума имели 15,9 млн. человек. В 2012 году их количество было на уровне 15,6 млн. человек. Доля бедного населения, соответственно, увеличилась до 11,1% с 10,9% в 2012 году*(22). Приведенные статистические данные свидетельствуют об увеличении количества малоимущих граждан в Российской Федерации, потенциально нуждающихся в оказании бесплатной юридической помощи.
Рассмотрим механизм предоставления бесплатной юридической помощи юридическими клиниками на примере Республики Коми. Об увеличении потребности населения в бесплатной юридической помощи можно судить по количеству правовых консультаций, оказанных в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи в Республике Коми. Так, в 2013 году безвозмездные правовые консультации в Республике Коми получили 1138 человек, в I квартале 2014 года - 491 человек*(23). Данный факт свидетельствует об увеличении интереса граждан к бесплатным правовым консультациям.
В Республике Коми бесплатная юридическая помощь оказывается двумя юридическими клиниками, образованными на базе ФГБОУ ВПО "Сыктывкарский государственный университет" и ГАОУ ВПО РК "Коми республиканская академия государственной службы и управления".
Идея создания юридической клиники на базе юридического факультета Сыктывкарского государственного университета возникла еще в октябре 1998 года. С 1 ноября 1999 года на юридический факультет решением Научно-технического Совета Сыктывкарского университета был выделен внутривузовский грант для организации правовой клиники. Днем фактического открытия правовой клиники считается 28 января 2000 года, когда были подготовлены соответствующие условия для принятия граждан. За период своей работы юридическая клиника доказала целесообразность и важность своего существования.
Одним из основных направлений деятельности юридической клиники является личное консультирование граждан города Сыктывкар на русском языке. Вместе с тем, 25% национального состава Республики Коми составляют коми, поэтому отдельное внимание юридической клиники направлено на консультирование жителей Республики Коми, владеющих только коми языком*(24). В связи с вышеизложенным, одним из перспективных направлений деятельности юридической клиники является выпуск статей практического характера и ответов на актуальные правовые вопросы на коми языке в районных периодических изданиях.
Важным направлением деятельности юридической клиники Сыктывкарского государственного университета является Интернет-консультирование. В настоящее время реализуется механизм подачи онлайн-заявок на оказание бесплатной юридической помощи и оказание онлайн-консультаций. В ближайшее время планируется создать базу публикаций студентов и их кураторов по наиболее актуальным и проблемным юридическим вопросам. С целью правового просвещения населения на сайте университета публикуются ответы на наиболее часто встречающиеся правовые вопросы. В настоящее время на сайте Сыктывкарского государственного университета представлен ряд вопросов и ответов как на русском, так и на коми языке.
За период с сентября 2013 г. по май 2014 г. юридической клиникой Сыктывкарского государственного университета было оказано правовое консультирование в устной форме 53 обратившимся, правовое консультирование в письменной форме - 8 обратившимся, составлено 12 документов правового характера. Из общего количества обращений в разрезе отраслей права были поставлены вопросы в сфере: гражданского права - 20, жилищного права - 15, трудового права - 9, семейного права - 9.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" юридические клиники в Российской Федерации могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.
Таким образом, в качестве видов юридической помощи, оказываемых юридическими клиниками при образовательных учреждениях высшего профессионального образования, вышеуказанный закон не называет представление интересов клиента в суде.
Вместе с тем, в статье 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяется, что представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в статье 51 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации*(25).
По нашему мнению, возможность представления интересов клиента в суде способствует выполнению юридическими клиниками возложенных на них образовательной и социальной функций.
Предоставление возможности студентам клиник представлять интересы клиента в суде под контролем компетентных преподавателей позволит им закрепить и углубить свои знания в области как материального, так и процессуального права. При проведении судебного разбирательства студент изнутри изучит все его стадии, разовьет ораторские навыки в стадии судебных прений*(26).
Ю.О. Вербицкая отмечает, что в случае необходимости представления интересов клиента в суде студент может выступить с такой инициативой самостоятельно*(27). Н.А. Бортникова усматривает противоречие между нормами части 4 статьи 23, части 4 статьи 24, статьи 6 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и нормами статьи 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 26 Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"*(28). Толкование первой группы норм означает, что юридические клиники, как участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи, не вправе оказывать бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов гражданина в судах.
По мнению Тубниковой Т.В., данное ограничение является противоречащим части 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации, нарушает равенство прав организаций, оказывающих юридическую помощь, снижает доступность бесплатной юридической помощи*(29). Таким образом, соглашаясь с мнением Вербицкой Ю.О., Бортниковой Н.А., Тубниковой Т.В., считаем необходимым законодательно закрепить право юридических клиник осуществлять представительство в судебных и иных учреждениях, для чего внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 324-Ф3 "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и Порядок создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 28 ноября 2012 года N 994.
Дополнительной гарантией клиента в случае оказания ему ненадлежащей юридической помощи студентами в рамках деятельности юридической клиники является тот аспект, что ответственность за их деятельность будет нести юридическая клиника. Данный вывод подтверждается Определением апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 04 июня 2013 года N АПЛ13-212, которым установлено, что участвующие в оказании бесплатной юридической помощи лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, выступают от лица юридической клиники, созданной этим образовательным учреждением. При этом в 2014 в оказании такой помощи участвуют только те лица, которые обучаются по юридической специальности в создавших юридические клиники образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, осведомленных о формировании в процессе освоения образовательных программ компетенций студентов (слушателей)*(30).
Подводя итог проведенного исследования, хотелось бы отметить, что созданию и функционированию юридических клиник, обучению студентов на их базе уделяется значительное внимание государства и юридической общественности. Работа в юридической клинике позволяет закрепить у студентов практические навыки юридической работы, а также способствует их нравственному формированию как социально активных личностей. Вместе с тем, деятельность юридической клиники способствует повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан и депопуляризации противозаконных форм социального поведения.
Библиографический список:
1. Абрамова Е.Н. О некоторых проблемах эффективности регулирования юридических клиник законом о бесплатной юридической помощи // Юридическая клиника: Сб. науч. тр. / Под ред. А.Н. Мячина. СПб., 2013. С.6.
2. Алтухова А.А. Характеристика основных функций юридических клиник // Юридическая клиника: Сб. науч. тр. / под ред. А.Н. Мячина. Спб., 2013. С. 14.
3. Бортникова Н.А. Бесплатная юридическая помощь в гражданском судопроизводстве // Российский судья. 2012. N 5. С 36.
4. Вербицкая Ю.О. Создание и деятельность юридических клиник при вузе // Учет в сфере образования. - 2013. - N 2. - С. 70.
5. Воскобитова Л.А., Михайлова Л.П., Шугрина Е.С. Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России. М., - 2003. - С. 297- 301.
6. Доброхотова Е.Н. Практическое обучение юристов в России: история становления и перспективы развития: на примере юридической клиники в СПбГУ / Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: СПб., 2007.С. 35.
7. Долгова Н.А. Проблемы реализации конституционного права человека на квалифицированную юридическую помощь (Может ли бесплатное быть качественным?) // Юридическая клиника: Сб. науч. тр. / Под ред. А.Н. Мячина. СПб., 2013. С. 69.
8. Дуглас П. Руководство по организации клиники // Юридические клиники на рубеже тысячелетия: обмен опытом с целью повышения эффективности программ. Материалы конференции. М., 2000. С. 123. 2015.
9. Казьмина В.И. Юридическая клиника: Российский и зарубежный опыт // Юридическая клиника: Сб. науч. тр. / Под ред. А.Н. Мячина. - СПб., 2013. - С. 80.
10. Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань. - 1855. - С. 42.
11. Мочалов А.Н., Коровина И.А., Дуров А.И. О функциях юридических клиник в России // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2010. N 1. С. 102.
12. Подгорный Н.В. Значение и проблемы существования юридических клиник в России // Юридическая клиника: Сб. науч. тр. / Под ред. А.Н. Мячина. - СПб., 2013. - С. 167-173.
13. Романова Н.Л., Рябцева И.Б. Юридическая клиника как инструмент совершенствования практического обучения студентов // Правовая помощь населению как одно из направлений совершенствования высшего юридического образования: Сб. мат. научно-практического семинара руководителей центров правовой помощи населению (юридических клиник) / Отв. ред. А.Р. Усиевич. Ижевск: ИжЮИ (ф) РПА МЮ РФ, 2009. С. 54.
14. Тубникова Т.В. Вопросы организации и деятельности юридических клиник в законопроектах о системе бесплатной юридической помощи в РФ: плюсы и минусы предполагаемой правовой регламентации // Проблемы организации и функционирования юридических клиник в России: Сборник докладов Второй ежегодной общероссийской конференции / Под ред. М.Д. Дранжевского. М., 2011. С. 65.
15. Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России.
16. Шугрина Е.С. Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое? // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 7. С. 898.
17. Юридические клиники в России. Справочник. М., - 2002. - С. 129.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
*(2) Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 324-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6725.
*(3) Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань. - 1855. - С. 42.
*(4) Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России.
*(5) Шершеневич Г.Ф. Указ. соч.
*(6) Воскобитова Л.А., Михайлова Л.П., Шугрина Е.С. Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России. М., - 2003. - С. 297-301.
*(7) Приказ Минобразования РФ "О правовых консультациях ("правовых клиниках") для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров" от 30.09.1999 N 433 // Бюллетень Минобразования РФ. 1999. N 11.
*(8) Юридические клиники в России. Справочник. М., - 2002. - С. 129.
*(9) Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"): Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26.
*(10) Подгорный Н.В. Значение и проблемы существования юридических клиник в России // Юридическая клиника: Сб. науч. тр. / Под ред. А.Н. Мячина. - СПб., 2013. - С. 167-173.
*(11) Дуглас П. Руководство по организации клиники // Юридические клиники на рубеже тысячелетия: обмен опытом с целью повышения эффективности программ. Материалы конференции. М., 2000. С. 123.
*(12) Доброхотова Е.Н. Практическое обучение юристов в России: история становления и перспективы развития: на примере юридической клиники в СПбГУ / Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: СПб., 2007.С. 35.
*(13) Шугрина Е.С. Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое? // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 7. С. 898.
*(14) Романова Н.Л., Рябцева И.Б. Юридическая клиника как инструмент совершенствования практического обучения студентов // Правовая помощь населению как одно из направлений совершенствования высшего юридического образования: Сб. мат. научно-практического семинара руководителей центров правовой помощи населению (юридических клиник) / Отв. ред. А.Р. Усиевич. Ижевск: ИжЮИ (ф) РПА МЮ РФ, 2009. С. 54.
*(15) Алтухова А.А. Характеристика основных функций юридических клиник // Юридическая клиника: Сб. науч. тр. / под ред. А.Н. Мячина. Спб., 2013. С. 14.
*(16) Долгова Н.А. Проблемы реализации конституционного права человека на квалифицированную юридическую помощь (Может ли бесплатное быть качественным?) // Юридическая клиника: Сб. науч. тр. / Под ред. А.Н. Мячина. СПб., 2013. С. 69.
*(17) Абрамова Е.Н. О некоторых проблемах эффективности регулирования юридических клиник законом о бесплатной юридической помощи // Юридическая клиника: Сб. науч. тр. / Под ред. А.Н. Мячина. СПб., 2013. С. 6.
*(18) Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2012 г. N 994 // Российская газета. 2012. 26 дек.
*(19) Шугрина Е.С. Указ. соч. С. 90.
*(20) Мочалов А.Н., Коровина И.А., Дуров А.И. О функциях юридических клиник в России // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2010. N 1. С. 102.
*(21) Доклад о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью за 2013 год [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/2014/04/04/doklad-sitedok. html (дата обращения 29.09.2014).
*(22) Росстат: число малоимущих в России выросло [Электронный ресурс]: http: //www.pravda.ru/news/economics/10-042014/1203972-rosstat-0/ (дата обращения 29.09.2014 г.)
*(23) Официальный сайт Агентства Республики Коми по социальному развитию [Электронный ресурс]: URL: http: // www.agentsoc.rkomi.ru/help.html (дата обращения: 02.06.2014).
*(24) http://agentsoc.rkomi.ru/ (дата обращения 01.09.2014).
*(25) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. Ст. 4532.
*(26) Казьмина В.И. Юридическая клиника: Российский и зарубежный опыт // Юридическая клиника: Сб. науч. тр. / Под ред. А.Н. Мячина. - СПб., 2013. - С. 80.
*(27) Вербицкая Ю.О. Создание и деятельность юридических клиник при вузе // Учет в сфере образования. - 2013. N 2. - С. 70.
*(28) Бортникова Н.А. Бесплатная юридическая помощь в гражданском судопроизводстве // Российский судья. 2012. N 5. С 36.
*(29) Тубникова Т.В. Вопросы организации и деятельности юридических клиник в законопроектах о системе бесплатной юридической помощи в РФ: плюсы и минусы предполагаемой правовой регламентации // Проблемы организации и функционирования юридических клиник в России: Сборник докладов Второй ежегодной общероссийской конференции / Под ред. М.Д. Дранжевского. М., 2011. С. 65.
*(30) О признании частично недействующим абзаца первого пункта 10 Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядок их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2012 N 994: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2013 N АПЛ13-212.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.