Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 552 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд"
А. Павелин,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 8, август 2015 г.
В соответствии с нормами Закона о контрактной системе*(1) для осуществления планирования закупок заказчики обязаны составлять планы-графики и планы закупок.
Требования к содержанию планов закупок и их составлению определены ст. 17-21 Закона о контрактной системе.
Планы закупок должны формироваться исходя из целей проведения закупок, а также с учетом установленных требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков. В планы закупок включаются:
- идентификационный код закупки, определенный согласно ст. 23 Закона о контрактной системе;
- цель осуществления закупки, установленная с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе;
- наименование объекта и (или) объектов закупки, описание названных объекта и (или) объектов закупки с учетом положений ст. 33 Закона о контрактной системе, а также объем закупаемых товара, работы или услуги;
- объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
- сроки (периодичность) проведения планируемых закупок;
- обоснование закупки в соответствии со ст. 18 Закона о контрактной системе;
- информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, и которые предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
- информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги согласно ст. 20 Закона о контрактной системе.
Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями может быть определена дополнительная информация, включаемая в планы закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.
Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, законов о бюджетах внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период.
Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливаются Правительством РФ, порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд - соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией с учетом требований, определенных Правительством РФ. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются тоже Правительством РФ.
С учетом того, что положения ст. 17 Закона о контрактной системе вступают в силу в 2016 году, формирование и утверждение планов закупок необходимо будет осуществлять начиная с 2016 года на очередной финансовый год и плановый период.
Сроки формирования и утверждения планов закупок установлены Требованиями к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 (начинают действовать 01.01.2015). Таким образом, формировать план закупок необходимо только на закупки 2017 года.
Комментируемым Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 552 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд" утверждены:
- Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее - Правила);
- требования к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее - Требования).
Указанное постановление вступает в силу с 01.01.2017.
Согласно п. 2 Правил планы закупок утверждаются федеральными государственными бюджетными учреждениями в течение 10 рабочих дней после утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (за исключением закупок, осуществляемых на основании ч. 2 и 6 ст. 15 Закона о контрактной системе). Федеральные государственные бюджетные учреждения:
- формируют планы закупок при планировании в соответствии с законодательством РФ их финансово-хозяйственной деятельности и представляют их не позднее 1 июля текущего года органам, осуществляющим функции и полномочия их учредителя, для учета при формировании обоснований бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
- корректируют при необходимости по согласованию с органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя, планы закупок в процессе составления проектов планов их финансово-хозяйственной деятельности и представления в соответствии с бюджетным законодательством РФ обоснований бюджетных ассигнований;
- после уточнения планов закупок и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности утверждают в обозначенный выше срок сформированные планы закупок и уведомляют об этом органы, осуществляющие функции и полномочия их учредителя.
В случае осуществления учреждением полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ государственных контрактов от лица указанных органов, в случаях, предусмотренных ч. 2 и 6 ст. 15 Закона о контрактной системе, планы закупок утверждаются в течение 10 рабочих дней со дня доведения на соответствующий лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. При осуществлении таких полномочий федеральные государственные бюджетные учреждения:
- формируют планы закупок в сроки, установленные главными распорядителями средств федерального бюджета, после принятия решений (согласования в установленном порядке со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проектов решений) о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ;
- уточняют при необходимости планы закупок, после их уточнения и доведения на соответствующий лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ утверждают в срок, установленный п. 2 Правил, планы закупок.
Формирование, утверждение и ведение планов закупок осуществляются от лица соответствующих федеральных органов государственной власти (государственных органов), Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, передавших бюджетным учреждениям свои полномочия.
Согласно п. 8 Правил план закупок на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем изменения параметров очередного года и первого года планового периода утвержденного плана закупок и дополнения к ним параметров второго года планового периода.
В силу п. 1 Требований план закупок должен включать в себя:
а) полное наименование, место нахождения, телефон и адрес электронной почты государственного заказчика, юридического лица, осуществляющего формирование, утверждение и ведение плана закупок;
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) код причины постановки на учет;
г) код по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм;
д) в отношении плана закупок, содержащего информацию о закупках, осуществляемых в рамках переданных федеральному государственному бюджетному учреждению федеральным органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органом управления государственным внебюджетным фондом РФ, являющимися государственными заказчиками, своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от лица указанных органов государственных контрактов, - полное наименование, место нахождения, телефон и адрес электронной почты указанных учреждения, предприятия;
е) таблицу, содержащую в том числе следующую информацию с учетом особенностей, предусмотренных п. 2 Требований:
- идентификационный код закупки;
- цель осуществления закупки. При этом в план закупок включаются наименование мероприятия государственной программы РФ, в том числе федеральной целевой программы, ведомственной целевой программы, иного документа стратегического и программно-целевого планирования РФ, с указанием соответствующего ожидаемого результата реализации такого мероприятия либо наименование функции (полномочия) федерального органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом РФ, не предусмотренной указанными программами, а также наименование международного договора РФ, если закупка осуществляется в целях исполнения международных обязательств РФ и (или) реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация;
- наименование объекта и (или) объектов закупки;
- планируемый год размещения извещения об осуществлении закупки или приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) либо заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- объем финансового обеспечения (планируемые платежи) для осуществления закупки на соответствующий финансовый год;
- сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок. При этом указывается срок (сроки) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг на квартал, год (периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг - еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода, один раз в год и др.);
- сведения о закупках (да или нет), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
- сведения об обязательном общественном обсуждении закупки;
- дату, содержание и обоснование вносимых в план закупок изменений;
ж) дату утверждения плана закупок, фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, являющегося ответственным исполнителем плана закупок, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, утвердившего план закупок.
В планы закупок в соответствии с бюджетным законодательством РФ включается информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае информация вносится в планы закупок на весь срок планируемых закупок.
В случае осуществления закупок, которые планируется проводить согласно п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, информация о таких закупках указывается в плане закупок одной строкой по каждому включенному в состав идентификационного кода закупки коду бюджетной классификации в размере годового объема финансового обеспечения по каждому из следующих объектов закупки:
а) лекарственные препараты;
б) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
в) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 000 руб.;
г) услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку, а также связанные с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
д) преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами;
е) услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами.
В плане закупок отдельными строками указываются общий объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации и итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренные для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановый период и последующие годы (в случае осуществления закупок, которые планируются по истечении планового периода).
В соответствии с п. 9 Правил планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период.
В план закупок включается информация о закупках, извещение об осуществлении которых планируется разместить либо приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в которых планируется направить в установленных Федеральным законом случаях в очередном финансовом году и (или) плановом периоде, а также о закупках у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контракты с которыми планируются к заключению в течение указанного периода.
Необходимо отметить, что план закупок должен содержать приложения, содержащие обоснования по каждому объекту или объектам закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч. 7 ст. 18 Закона о контрактной системе.
При возникновении необходимости бюджетные учреждения вправе вносить в утвержденные планы закупок изменения. Основаниями для внесения таких изменений могут быть следующие случаи:
- приведение планов закупок в соответствие с утвержденными изменениями целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе, а также установленных согласно ст. 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций федеральных органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами РФ и подведомственных им казенных учреждений;
- приведение планов закупок в соответствие с федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также федеральными законами о внесении изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на текущий финансовый год и плановый период;
- реализация федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента РФ, решений и поручений Правительства РФ, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных в установленном бюджетным законодательством РФ порядке на текущий финансовый год и плановый период, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на текущий финансовый год и плановый период;
- изменение доведенного до учреждения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ, изменение показателей планов финансово-хозяйственной деятельности соответствующих федеральных государственных бюджетных учреждений, а также изменение соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;
- реализация решения, принятого по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;
- использование в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупки;
- выдача предписания органами контроля, определенными ст. 99 Закона о контрактной системе, в том числе об аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- изменение сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- возникновение иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок было невозможно.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"