Особенности совершения валютных операций заграничным представительством российской организации
Ю.Ю. Кочинев,
д-р экон. наук, профессор ФГАОУ ВО
"Санкт-Петербургский политехнический
университет Петра Великого"
О.Н. Соболь,
аспирант Инженерно-экономического института
ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский политехнический
университет Петра Великого"
Журнал "Аудитор", N 7, июль 2015 г.
В статье систематизированы валютные операции, осуществляемые зарубежными представительствами российских организаций, проанализировано их соответствие валютному законодательству Российской Федерации, выявлены операции, при осуществлении которых возникает риск признания их незаконными.
В настоящее время российские организации все чаще выходят на международный рынок, в связи с чем им приходится открывать свои представительства за рубежом. При этом нередко возникает вопрос соответствия валютных операций заграничного представительства российской организации действующему валютному законодательству Российской Федерации.
Проанализируем требования Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) [3] применительно к хозяйственной деятельности заграничного представительства российской организации.
Закон N 173-ФЗ устанавливает следующие нормы в отношении валютных операций:
а) некоторые валютные операции запрещены (например, валютные операции между резидентами - ст. 9 Закона N 173-ФЗ);
б) в отношении некоторых валютных операций установлен определенный порядок их совершения (например, валютные операции осуществляются юридическими лицами - резидентами через уполномоченные банки - ст. 14 Закона N 173-ФЗ);
в) некоторые валютные операции разрешены (например, операции в наличной валюте Российской Федерации между юридическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами при оказании услуг населению - ст. 14 Закона N 173-ФЗ).
Для удобства анализа валютные операции в заграничном представительстве российской организации разделим на два вида:
1) операции между резидентами;
2) операции между резидентом и нерезидентами.
Сразу же отметим, что согласно Закону N 173-ФЗ находящиеся за пределами Российской Федерации подразделения российских юридических лиц (представительства, филиалы, иные подразделения) являются резидентами (ст. 1 Закона N 173-ФЗ). Работники же заграничного представительства могут быть как резидентами - гражданами России, пребывающими за границей менее года, так и нерезидентами. Причем, нерезидентами работники заграничного представительства могут быть по следующим основаниям:
- работники являются иностранными гражданами;
- работники являются гражданами России, постоянно проживающими в иностранном государстве не менее одного года;
- работники являются гражданами России, временно пребывающими в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы.
Валютные операции между резидентами в заграничном представительстве российской организации.
Закон N 173-ФЗ, как известно, устанавливает общую норму в отношении валютных операций между резидентами: валютные операции между резидентами запрещены (ст. 9 Закона N 173-ФЗ). Законом, однако, установлен ряд исключений из этой нормы: разрешены некоторые валютные операции между резидентами, в том числе:
а) выплата заработной платы в иностранной валюте заграничным представительством российской организации своим работникам - резидентам;
б) оплата и (или) возмещение командировочных расходов в иностранной валюте заграничным представительством российской организации своим работникам - резидентам, командируемым как в пределах страны местонахождения представительства, так и за ее пределы (кроме территории Российской Федерации).
Указанные валютные операции разрешены Законом N 173-ФЗ при условии осуществления выплат за счет средств, зачисленных в соответствии с Законом N 173-ФЗ на счет, открытый в банке за пределами РФ (п. 6 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).
Отметим, что Закон N 173-ФЗ разрешает резидентам (за исключением некоторых случаев, установленных Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ [4]) открывать счета в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. При этом Закон N 173-ФЗ устанавливает порядок зачисления средств на подобные счета. На счет резидента - юридического лица в иностранном банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены (п. 4, 5, 5.1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ):
- средства со своего счета резидента в уполномоченном банке;
- суммы процентов на остаток средств;
- наличные денежные средства, вносимые на счет;
- суммы кредитов и займов от нерезидентов, являющихся агентами правительств государств - членов ОЭСР или ФАТФ, и некоторые другие средства.
Таким образом, выплата заработной платы, оплата командировочных расходов заграничным представительством российской организации своим работникам - резидентам при условии осуществления их за счет средств, зачисленных в установленном порядке на счет в иностранном банке, расположенном за пределами Российской Федерации, являются разрешенными валютными операциями.
Необходимо также указать, что Закон N 173-ФЗ устанавливает общую норму в отношении порядка осуществления валютных операций резидентами: расчеты при осуществлении валютных операций юридическими лицами - резидентами производятся через банковские счета в уполномоченных банках, если законодательством не установлен иной порядок (п. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ).
В отношении выплат заработной платы и оплаты командировочных расходов заграничным представительством российской организации своим работникам-резидентам Законом N 173-ФЗ как раз и установлен иной порядок: во-первых, как уже было сказано, эти расчеты могут осуществляться не через уполномоченный, а через иностранный банк. Во-вторых, Закон N 173-ФЗ разрешает производить эти расчеты в наличной иностранной валюте (п. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ).
Таким образом, выплата заработной платы, оплата командировочных расходов заграничным представительством российской организации своим работникам-резидентам может осуществляться как со счета в иностранном банке, расположенном за пределами Российской Федерации (например, на карточный счет работников), так и наличной иностранной валютой из кассы представительства.
Далее, исходя из возможных практических ситуаций, возникает ряд вопросов в отношении операций, которые не соответствуют (не полностью соответствуют) указанным требованиям Закона N 173-ФЗ. Остановимся на них более подробно.
Ситуация 1. Заграничное представительство производит выплаты в иностранной валюте своему работнику-резиденту по иным основаниям, чем заработная плата и возмещение командировочных расходов. Например, представительство выплачивает работнику-резиденту материальную помощь, выдает заем, возмещает подотчетному лицу расходы на приобретение материальных ценностей (оплату выполнения работ, оказания услуг).
На основании изложенных выше положений Закона N 173-ФЗ - это запрещенные валютные операции, за осуществление которых возможно наложение санкций, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ [1]: "Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации... влечет наложение административного штрафа... в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции" (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Аналогичная ситуация возникает при оплате заграничным представительством командировочных расходов работнику-резиденту при командировании его на территорию Российской Федерации (например в головную организацию). Согласно указанным выше нормам Закона N 173-ФЗ это также является запрещенной валютной операцией. Возникает вопрос, как же возмещать расходы работнику заграничного представительства, командируемому в Россию? Поскольку валютная операция в этом случае запрещена, остается единственный выход: возмещение расходов при такой командировке должна осуществить головная организация на территории России в валюте Российской Федерации.
Ситуация 2. Заграничное представительство российской организации производит выплату заработной платы или командировочных расходов работникам-резидентам наличной иностранной валютой из кассы представительства (разрешенные валютные операции), для чего приходует в кассу наличную валюту, снятую со счета в иностранном банке. Работник не является за получением заработной платы или командировочных. Возникает вопрос, может ли представительство внести наличные денежные средства из кассы на счет в иностранном банке? Порядок расчетов на счете, открытом в иностранном банке за пределами Российской Федерации, установленный Законом N 173-ФЗ, предусматривает такую возможность. Как было указано выше, на счет резидента - юридического лица в иностранном банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены в том числе наличные денежные средства, вносимые на счет (п. 5 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).
Ситуация 3. Российская организация открыла за границей филиал или иное подразделение, не являющееся представительством, в котором трудятся работники-резиденты. Счет за границей в иностранном банке при этом может быть открыт, поскольку Закон N 173-ФЗ не связывает открытие счета за границей с наличием какого-либо обособленного подразделения организации. Но любые выплаты в иностранной валюте с такого счета работникам филиала или иного подразделения (не представительства) будут считаться незаконными валютными операциями, поскольку Законом не запрещены выплаты заработной платы и командировочных только работникам представительства организации.
Ситуация 4. Заграничное представительство российской организации выплатило (банковским переводом или наличными) аванс работнику-резиденту для возмещения расходов по командировке в пределах страны местонахождения представительства (разрешенная валютная операция). Работник аванс израсходовал не полностью и вернул остаток аванса в кассу (или на счет в банке) представительства. Является ли операция возврата остатка аванса (погашение неизрасходованного аванса) разрешенной валютной операцией?
Ситуация спорная. Статьей 9 (п.п. 9 п. 1) Закона N 173-ФЗ установлена общая норма: погашение неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой, является разрешенной валютной операцией между резидентами. Статьей же 12 (п. 6.1) Закона N 173-ФЗ установлена специальная норма в отношении валютных операций между резидентами со средствами, зачисленными в соответствии с законодательством на счет в иностранном банке за пределами Российской Федерации. Эта специальная норма устанавливает, что разрешенной валютной операцией между резидентами является оплата и (или) возмещение расходов по командировке. При этом о погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи с командированием, указанная специальная норма не упоминает, из чего можно сделать вывод, что подобная валютная операция не является разрешенной.
При споре в отношении рассматриваемой ситуации возможны следующие позиции:
а) погашение неизрасходованного аванса, выданного в связи с командированием из средств, зачисленных в соответствии с законодательством на счет в иностранном банке за пределами Российской Федерации, не является разрешенной валютной операцией согласно ст. 12 Закона N 173-ФЗ. Норма же, установленная ст. 9 (п. 1, п.п. 9) Закона N 173-ФЗ, исходя из анализа содержания соответствующего пункта, относится к служебным командировкам из России за ее пределы и не распространяется на другие случаи;
б) погашение неизрасходованного аванса, выданного в связи с командированием из средств, зачисленных в соответствии с Законом на счет в иностранном банке за пределами РФ, является разрешенной валютной операцией согласно ст. 9 Закона N 173-ФЗ, поскольку формулировка нормы "операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой" (п.п. 9 п. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ) не имеет каких-либо ограничений.
Таким образом, при принятии решения об осуществлении подобной операции следует учитывать риск неблагоприятного исхода возможного спора о ее законности.
Валютные операции между резидентом (представительством) и нерезидентами в заграничном представительстве. Нерезидентами в силу ст. 1 Закона N 173-ФЗ могут быть работники представительства (иностранные граждане, граждане России, постоянно проживающие в иностранном государстве не менее одного года, граждане России, временно пребывающие в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы), а также иностранные организации.
Общая норма, установленная Законом N 173-ФЗ в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами: подобные валютные операции осуществляются без ограничений (ст. 6 Закона N 173-ФЗ). Законом установлена также специальная норма: без ограничений между резидентом - юридическим лицом (представительством) и нерезидентами осуществляются валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с Законом на счет в иностранном банке за пределами Российской Федерации (п. 6 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).
Таким образом, заграничное представительство российской организации вправе осуществлять со своими работниками-нерезидентами ряд операций: выплачивать заработную плату; осуществлять иные выплаты (материальная помощь, займ); осуществлять выплаты и (или) возмещение расходов на командировки; осуществлять выплаты и (или) возмещение расходов подотчетным лицам на приобретение материальных ценностей, оплату выполнения работ, оказания услуг.
При этом возникает вопрос: могут ли указанные операции осуществляться с наличной иностранной валютой, или представительство должно осуществлять их только через счет в банке?
Напомним, что Закон N 173-ФЗ устанавливает следующий порядок осуществления валютных операций резидентами: расчеты при осуществлении валютных операций юридическими лицами - резидентами производятся через банковские счета в уполномоченных банках, если Законом не установлен иной порядок (п. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ). В этой же статье установлен иной порядок: резиденты - юридические лица могут осуществлять валютные операции через счета в иностранных банках за пределами Российской Федерации. Расчеты же резидента (юридического лица) с нерезидентами (физическими лицами) в наличной иностранной валюте при осуществлении указанных выше операций Законом N 173-ФЗ не предусмотрены.
Таким образом, выплата представительством заработной платы, осуществление иных выплат своим работникам-нерезидентам в наличной иностранной валюте может быть расценено как совершение валютных операций, "осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая ... осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации" (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ [1]), что влечет наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Следует указать, что вопросы наличных расчетов при осуществлении валютных операций имеют давнюю историю. В свое время имел место ряд споров о законности валютных операций, заключающихся в выплатах работникам-нерезидентам заработной платы наличными рублями на территории РФ, причем разные арбитражные суды высказывали различные мнения, но в 2008 году ВАС РФ указал, что в выплате работникам-иностранцам наличных денежных средств в качестве заработной платы отсутствует состав административного правонарушения, за которое наступает ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 15693/07 [5]).
Основываясь на указанных Постановлениях Президиума ВАС РФ, в ряде литературных источников отмечалась правомерность подобных операций [6, 7].
В то же время постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 15693/07 базировалось на тексте ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ), в котором под незаконными понимались запрещенные валютные операции, а также валютные операции, осуществленные с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании. Наличные валютные операции между резидентом и нерезидентами не запрещены Законом N 173-ФЗ и не были ограничены требованиями об использовании специального счета и о резервировании. Вследствие этого они, по мнению ВАС РФ, не могли быть отнесены к категории незаконных валютных операций.
В нынешнем же тексте ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 12.11.2012 N 194-ФЗ) под незаконными понимаются запрещенные валютные операции, а также, как было указано выше, валютные операции, произведенные за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Поскольку расчеты резидента - юридического лица с нерезидентами - физическими лицами в наличной иностранной валюте за счет средств, зачисленных на счет в банке за пределами Российской Федерации, не предусмотрены Законом N 173-ФЗ, риск признания подобных операций содержащими состав административного правонарушения, за которое наступает ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, чрезвычайно высок.
Таким образом, указанные расчеты заграничному представительству российской организации со своими работниками-нерезидентами следует осуществлять в безналичном порядке перечислениями на счета работников.
Практика показывает, что в отношении валютных операций между резидентом-представительством и нерезидентами кроме проанализированного выше возникает и ряд других вопросов. Рассмотрим их более подробно.
Ситуация 5. Согласно п. 4 ст. 12 Закона N 173-ФЗ резиденты вправе переводить на счет в иностранном банке за пределами Российской Федерации средства со счета в уполномоченном банке. Возникает вопрос: вправе ли заграничное представительство российской организации осуществить продажу (частичную продажу) полученной валюты через иностранный банк, в котором у него открыт счет, для приобретения другой иностранной валюты? Анализ норм Закона N 173-ФЗ показывает, что вправе. Требование п. 1 ст. 11 Закона N 173-ФЗ (купля-продажа иностранной валюты только через уполномоченные банки) установлено только для территории Российской Федерации. А п. 6 ст. 12 Закона N 173-ФЗ гласит: юридические лица - резиденты вправе осуществлять с нерезидентами валютные операции со средствами, зачисленными на счет в иностранном банке за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством, без ограничений.
Ситуация 6. Выше было сказано, что Законом N 173-ФЗ установлен определенный порядок зачисления средств на счет резидента - юридического лица в иностранном банке за пределами Российской Федерации (пп. 4, 5, 5.1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ), согласно которому на подобный счет могут быть зачислены средства со своего счета резидента в уполномоченном банке; суммы процентов на остаток средств; наличные денежные средства, вносимые на счет; и некоторые другие средства. Перечень операций зачисления средств на счет резидента - юридического лица в иностранном банке за пределами Российской Федерации является закрытым. Как может быть расценена операция по зачислению средств на рассматриваемый счет, не входящая в этот перечень? Например, на счет в банке зачислен заем от физического лица - нерезидента (работника представительства).
Подобная операция не является запрещенной, поскольку согласно ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. С другой стороны ч. 1 ст. 15.25 КоАП [1] РФ предусмотрена ответственность за валютные операции, произведенные за счет средств, зачисленных на счета в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации. А рассматриваемая операция является операцией по зачислению средств, а не операцией, произведенной за счет зачисленных средств. Таким образом, операция по зачислению средств на счет в иностранном банке за пределами Российской Федерации, не входящая в установленный Законом N 173-ФЗ перечень, нарушает порядок, установленный законодательством, но возможность привлечения по данному основанию к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, на наш взгляд, может быть оспорена.
Анализируемая ситуация может иметь еще одну особенность. Зачисление средств на счет в иностранном банке за пределами Российской Федерации может последовать от нерезидента - юридического лица. Например, представительство приняло решение приобрести новую офисную мебель и, соответственно, избавиться от старой, приобретенной ранее за счет средств, зачисленных на счет представительства. Организация-нерезидент приобретает старую мебель и перечисляет иностранную валюту на счет представительства.
Сразу укажем, что нарушение требования ст. 19 Закона N 173-ФЗ о репатриации валютной выручки в данном случае отсутствует. Согласно п. 1 данной статьи резиденты обязаны обеспечить репатриацию валютной выручки при внешнеторговой деятельности. Поскольку Закон N 173-ФЗ не раскрывает данное понятие, в силу п. 2 ст. 1 Закона N 173-ФЗ используем определение, которое дает Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" [2]. Согласно ст. 2 указанного закона внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами (импорта, экспорта товаров).
Поскольку в рассматриваемом случае ни импорт, ни экспорт товаров не имеет места, требование репатриации выручки отсутствует. Однако зачисление средств на счет представительства в подобном случае также будет являться операцией, совершенной с нарушением установленного порядка.
Ситуация 7. Эта ситуация является логическим продолжением предыдущей. Как было сказано выше, операция зачисления средств на счет в иностранном банке за пределами Российской Федерации, не входящая в установленный Законом N 173-ФЗ перечень, нарушает порядок, установленный данным законом, но возможность привлечения по данному основанию к административной ответственности может быть оспорена.
Ситуация осложняется, если представительство начнет расходовать средства, зачисленные на банковский счет в порядке, не предусмотренном Законом N 173-ФЗ, поскольку именно в этом случае наступает ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ [1] (ответственность за валютные операции, произведенные за счет средств, зачисленных на счета в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации).
Результаты проведенного выше анализа могут быть обобщены следующим образом.
1. К разрешенным валютным операциям в заграничном представительстве российской организации (рис. 1):
а) зачисление иностранной валюты на счет представительства в иностранном банке за пределами РФ в случаях, установленных пп. 4, 5, 5.1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ (перевод валюты со счета в уполномоченном банке, зачисление процентов на остаток средств, взнос наличных денежных средств и др.);
б) выплата заработной платы работникам-резидентам в наличной иностранной валюте или перечислением со счета;
в) оплата (возмещение расходов) при командировках работников-резидентов (кроме командировок в Российскую Федерацию) в наличной иностранной валюте или перечислением со счета;
г) выплаты работникам-нерезидентам перечислениями со счета (заработная плата, подотчетные суммы и др.);
д) оплата перечислениями со счета организациям-нерезидентам приобретенных товаров, работ, услуг; обязательные платежи, установленные законодательством страны пребывания.
/-----------------------\
Оплата (возмещение | Работники-резиденты | Оплата (возмещение
расходов) по /------| |расходов) по командировкам
командировкам | /---| |-----\ |
| | | \-----------------------/ |--/
| | | Выплата заработной | Зачисление
\-------| |------- платы | \-----\ | денежных
| | \---------| | средств из
| | | | /---- уполномочен-
| | Получение наличных | | | ного банка;
| | денежных средств | | | процента на
| | | | | | остаток и
| | | | | др.
/-----------------------\ | /--------------------------\
|Касса представительства|----------------------| Счет представительства в |
| | | | иностранном банке |
\-----------------------/ | \--------------------------/
| | |
\----------------------------+---------------------/ |
| | Оплата |
| | приобретенных |
/----------------/ | товаров, ----|
| /-------------------| работ, услуг |
| | | и др. |
| |
| | /-----------------------\ /-----------------------\
Зачисление Выплата| Работники-нерезиденты | |Организации-нерезиденты|
наличных заработной| | | |
денежных платы,| | | |
средств подотчетный| | | |
сумм и др.| | | |
\-----------------------/ \-----------------------/
Рис. 1. Разрешенные валютные операции
2. Спорными валютными операциями, при осуществлении которых возникает риск признания их незаконными с точки зрения ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, являются (рис. 2):
а) возврат работниками-резидентами неизрасходованной части аванса, полученного на командировочные расходы, в кассу или на счет представительства;
б) зачисление на счет представительства денежных средств от работников-нерезидентов (возврат неизрасходованных подотчетных сумм, предоставление займа и др.);
в) зачисление на счет представительства денежных средств в качестве прочих доходов, полученных от организаций-нерезидентов (продажа имущества представительства и др.).
/-----------------------\
/----------| Работники-резиденты |----------\
| \-----------------------/ |
|-------------- Возврат -------------|
| неизрасходованного |
аванса по командировке
/-----------------------\ /--------------------------\
|Касса представительства| | Счет представительства в |
| | /---------------| иностранном банке |---\
\-----------------------/ | \--------------------------/ |
Возврат | |
неизрасходованных ------| Прочие доходы -------|
подотчетных сумм и др. | |
/-----------------------\ /-----------------------\ |
| Работники-нерезиденты | |Организации-нерезиденты|----/
\-----------------------/ \-----------------------/
Рис. 2. Спорные валютные операции
3. Незаконные валютные операции, осуществление которых влечет административную ответственность, установленную ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ:
а) запрещенные валютные операции (операции представительства с резидентами, кроме указанных выше разрешенных и спорных операций);
б) валютные операции, осуществленные минуя счет в банке (например зачисление в кассу представительства наличной иностранной валюты, полученной от организации-нерезидента за проданное имущество, и выплата заработной платы работникам-резидентам этой наличной валютой);
в) валютные операции, не предусмотренные Законом N 173-ФЗ, которые произведены за счет средств, зачисленных на счет в иностранном банке за пределами Российской Федерации (например выплата заработной платы работникам-нерезидентам наличной иностранной валютой, снятой со счета представительства);
г) валютные операции, произведенные за счет средств, которые зачислены на счет в иностранном банке за пределами Российской Федерации в случаях, не предусмотренных Законом N 173-ФЗ (например выплата заработной платы работникам-резидентам за счет средств на счете, зачисленных в виде займа от работника-нерезидента).
Таким образом, в результате проведенного анализа систематизированы валютные операции, осуществляемые заграничным представительством российской организации, проанализировано их соответствие валютному законодательству Российской Федерации, выявлены операции, при осуществлении которых возникает риск признания их незаконными.
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон N 195-ФЗ от 30.12.2001.
2. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон N 164-ФЗ от 08.12.2003.
3. О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон N 173-ФЗ от 10.12.2003.
4. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: Федеральный закон N 79-ФЗ от 07.05.2013.
5. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 15693/07.
6. Ермошина Е.Л. Зарубежная командировка: особенности учета расходов // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2011. N 16.
7. Рюмин С. Зарплата иностранцам наличными легитимна // Практическая бухгалтерия. 2009. N 8.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015