Гражданин является владельцем (в разные периоды времени) довольно большого парка автомобилей. С 2011 до конца 2014 года он не получал уведомлений на оплату транспортного налога на автомобили, зарегистрированные в Московской области.
Получив соответствующее уведомление, гражданин обратился в налоговый орган за уточнением данных по налогооблагаемой базе, соответствующие данные были получены. Учитывая тот факт, что гражданин является льготником (многодетная семья), им было подано соответствующее заявление о перерасчете транспортного налога.
Спустя продолжительное время, из налогового органа позвонил сотрудник, который сообщил, что гражданин имеет право на льготу только на один автомобиль в течение одного года. С этим утверждением гражданин не согласился, утверждая, что продав в течение года один автомобиль, он имеет право на льготу по налогу на любой другой.
Полагается ли гражданину льгота по уплате транспортного налога?
Какова последовательность действий гражданина по защите своих интересов в данной ситуации?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В соответствии со ст. 26.8 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ один из родителей (законных представителей) в многодетной семье Московской области освобождается от уплаты транспортного налога по одному транспортному средству за налоговый период. Из буквального прочтения названной нормы следует, что льгота предоставляется в отношении одного транспортного средства независимо от срока владения им в течение налогового периода. Возможность воспользоваться льготой в отношении приобретенного в течение налогового периода автомобиля в случае, если автомобиль, в отношении которого заявлена льгота, продан, ст. 26.8 Закона N 151/2004-ОЗ не предусмотрена.
Для разъяснения порядка применения указанной льготы рекомендуем обратиться в Правительство Московской области.
Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.
Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ).
Таким образом, плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, независимо от фактической эксплуатации транспортного средства. Смотрите также письма Минфина России от 14.06.2012 N 03-05-05-04/09, от 31.08.2011 N 03-05-06-04/269, от 23.07.2010 N 03-05-05-04/16, от 09.04.2010 N 03-05-04-04/08, ФНС России от 19.03.2012 N БС-3-11/877@, УФНС России по г. Москве от 04.12.2009 N 20-14/4/128153.
В соответствии с первым абзацем ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (третий абзац ст. 356 НК РФ).
На территории Московской области транспортный налог введен в действие Законом Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области" (далее - Закон N 129/2002-ОЗ).
Согласно ст. 3 Закона N 129/2002-ОЗ налоговые льготы категориям налогоплательщиков предоставляются в соответствии с Законом Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" (далее - Закон N 151/2004-ОЗ).
С 1 января 2011 года Закон N 151/2004-ОЗ дополнен ст. 26.8 "Льготы, предоставляемые многодетным семьям" (ст.ст. 1, 2 Закона Московской области от 21.04.2011 N 52/2011-ОЗ).
Исходя из п. 2 ст. 26.8 Закона N 151/2004-ОЗ от уплаты транспортного налога освобождается семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей, в отношении отдельных категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ:
- автомобили,
- мотоциклы,
- мотороллеры,
- автобусы,
- тракторы.
Льготы по транспортному налогу предоставляются не более чем по одному транспортному средству за налоговый период.
Причем льготой может воспользоваться только один из родителей (законных представителей) в многодетной семье (п. 1 ст. 26.8 Закона N 151/2004-ОЗ).
Для получения освобождения от уплаты транспортного налога до 1 января 2014 года необходимо было иметь удостоверение многодетной матери или многодетного отца по форме, установленной законодательством Московской области (п. 1 ст. 26.8 Закона N 151/2004-ОЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2014 года).
Законом Московской области от 12.12.2013 N 153/2013-ОЗ (далее - Закон N 153/2013-ОЗ) в ст. 26.8 Закона N 151/2004-ОЗ внесены изменения, которые вступили в действие с 1 января 2014 года.
В соответствии с внесенными изменениями право на применение налоговых льгот, установленных ст. 26.8 Закона N 151/2004-ОЗ, наступает с даты возникновения статуса многодетной семьи (рождение (усыновление, установление опеки и попечительства) третьего и последующих детей).
Льготы, установленные ст. 26.8 Закона N 151/2004-ОЗ, предоставляются по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего статус заявителя в соответствии с законодательством Московской области (п. 4 ст. 26.8 Закона N 151/2004-ОЗ).
С 1 января 2014 года более не требуется удостоверение многодетной матери или многодетного отца. Органы социальной защиты населения Московской области осуществляют учет лиц, имеющих право на получение налоговых льгот, и направляют соответствующую информацию в налоговые органы по месту учета налогоплательщика. Это следует из п. 5 ст. 26.8 Закона N 151/2004-ОЗ.
Причем сведения о выданных и не утративших силу по состоянию на 31 декабря 2013 года документах, подтверждающих статус заявителя, предоставляющих право на получение льготы по транспортному налогу, органы социальной защиты населения Московской области должны были предоставить в налоговый орган до 1 февраля 2014 года (ст. 2 Закона N 153/2013-ОЗ).
Таким образом, лица, удовлетворяющие требованиям, установленным ст. 26.8 Закона N 151/2004-ОЗ, имеют право на льготу по транспортному налогу на одно транспортное средство за налоговый период. Причем с 1 января 2014 года льгота предоставляется по заявлению.
Специалисты отдела имущественных налогов УФНС России по Московской области в разъяснениях (рекомендациях), подготовленных 21.03.2012, пояснили, что налоговые льготы предоставляются не более чем по одному транспортному средству за налоговый период (Вопрос: Разъясните порядок предоставления льгот многодетным семьям по транспортному налогу с учетом мощности транспортного средства).
Таким образом, из буквального прочтения норм ст. 26.8 Закона N 151/2004-ОЗ и разъяснений налогового ведомства следует, что льгота предоставляется только на одно транспортное средство за налоговый период независимо от периода владения транспортным средством. Возможность воспользоваться льготой в отношении приобретенного в течение налогового периода автомобиля в случае, если автомобиль, в отношении которого заявлена льгота, продан, ст. 26.8 Закона N 151/2004-ОЗ не предусмотрена.
При этом напомним, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Например, Минфин Челябинской области с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ полагает, что в том случае, если физические лица в налоговом периоде не имели в собственности одновременно несколько транспортных средств, они имеют право на льготу по транспортному налогу в отношении проданного и вновь приобретенного автомобиля. В случае, если транспортное средство было приобретено плательщиком налога до продажи старого, то на период одновременного владения двумя транспортными средствами льгота может быть предоставлена только в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика - либо на проданный автомобиль, либо на вновь приобретенный (Информацию Управления ФНС России по Челябинской области "О применении льготы по транспортному налогу" от 25.11.2008 и от 17.11.2008).
По мнению руководителя Управления налогов и доходов Департамента финансов г. Москвы, "понятие "одно транспортное средство" в контексте закона определяет количество транспортных средств, на которое гражданин, относящийся к одной из указанных категорий, может получить налоговую льготу. Поэтому, в случае продажи и снятия с учета транспортного средства, в отношении которого гражданин освобожден от уплаты налога, льгота может быть предоставлена на другое транспортное средство (в том числе вновь приобретенное), зарегистрированное на этого гражданина." (Вопрос: Вправе ли воспользоваться физические лица, освобождаемые от уплаты транспортного налога в соответствии с пунктами "а", "б", "г" и "е" статьи 9 закона г. Москвы от 23.10.2002 г. N 48 "О транспортном налоге", данной льготой в случае, если в течение года одно транспортное средство, на которое распространялась льгота, снято с учета, а на вновь приобретенное и зарегистрированное транспортное средство снова заявлена льгота? ("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 12, июнь 2007 г.)).
Нам не удалось обнаружить судебную практику по вопросу применения льготы по транспортному налогу в Московской области. Отметим, что судебная практика по подобным вопросам в других регионах невелика.
Например, в апелляционном определении СК по гражданским делам Кировского областного суда от 19.06.2014 по делу N 33-2045 рассмотрена жалоба физического лица, полагающего, что, по смыслу налогового законодательства, в случае выбытия одного автомобиля и приобретения другого в одном налоговом периоде льгота должна предоставляться по обоим транспортным средствам.
Суды в данном случае не поддержали налогоплательщика, разъяснив, что Закон Кировской области от 28.11.2002 N 114-ЗО "О транспортном налоге в Кировской области" не связывает льготу по транспортному налогу с количеством месяцев ее использования в течение календарного года и не предполагает возможность переноса льготы с одного легкового автомобиля на другой в течение налогового периода в случае выбытия объекта налогообложения.
Однако названные разъяснения и определение судебной коллеги касаются льготы, установленной другими субъектами РФ.
Следовательно, вопрос о правомерности применения льготы по транспортному налогу в отношении проданного и вновь приобретенного автомобиля в течение налогового периода зависит от того, какой смысл был заложен законодателями Московской области во фразу "одно транспортное средство" при установлении льготы.
В соответствии с п. 2 ст. 34.2 НК РФ финансовые органы субъектов РФ дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах.
Специалисты ФНС России в письме от 28.04.2015 N БС-3-11/1735, рассмотрев вопрос о применении льготы по транспортному налогу в Московской области при владении в течение налогового периода двумя автомобилями, порекомендовали обратиться за разъяснениями в Правительство Московской области.
Таким образом, в рассматриваемом случае налогоплательщик вправе обратиться за разъяснениями в Правительство Московской области о применении льготы по транспортному налогу в отношении проданного и вновь приобретенного в течение налогового периода автомобиля.
В данной ситуации налогоплательщик получил требование от налогового органа об уплате транспортного налога и не согласен с решением налогового органа.
Отметим, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (ст. 137 и пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Действующий с 1 января 2014 года порядок обжалования, установленный главами 19-20 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ), предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования всех налоговых споров.
Это означает, что все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
- Энциклопедия решений. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц;
- Энциклопедия решений. Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом и виды принимаемых решений;
- Энциклопедия решений. Сроки принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). Когда можно обращаться в суд.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
29 июля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.