Доступ к правосудию - для всех!
В. Самсонова,
федеральный судья, г. Рославль
Газета "эж-ЮРИСТ", N 29, июль 2015 г.
Согласно провозглашенным в ст. 46 и 47 Конституции РФ принципам, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Рассмотрим, как эти права реализуют маломобильные граждане и лица, имеющие ограничения по зрению и слуху. Предлагаем пути дальнейшей гармонизации судопроизводства с участием указанной категории населения.
В суд может войти каждый
Как указывает В. Жуйков, огромное значение для определения целей судебной реформы имеют положения Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита - обязанность государства (ст. 2), что права и свободы человека обеспечиваются правосудием (ст. 18), что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде (ст. 46).
В результате кардинального расширения права на судебную защиту происходят изменения в правосознании многих людей, которые начинают добиваться защиты своих прав от нарушений со стороны государства именно с помощью суда*(1).
Правовое регулирование защиты прав и свобод граждан предусматривает, что государство предоставляет своим гражданам, гражданам иностранных государств и лицам без гражданства необходимые условия для того, чтобы каждый из них мог реализовать свое право на судебную защиту, основанное на Конституции РФ и требованиях международных документов, закрепляющих право на беспрепятственное обращение в суд, справедливое рассмотрение его дела в разумный срок беспристрастным, независимым и законным составом суда, а также на реальное исполнение судебного решения, вступившего в законную силу.
А. Изварина констатирует: суд - учреждение публичное, в него должен иметь возможность войти каждый, даже инвалид*(2).
По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2015 года насчитывается 12,9 млн. инвалидов, из них инвалидов I группы - 1,6 млн. человек, инвалидов II группы - 6,4 млн человек, инвалидов III группы - 4,3 млн. человек, детей-инвалидов - 590,4 тыс. человек*(3).
Рассмотрим вопрос о допуске к правосудию маломобильных лиц, лиц, имеющих нарушения слуха и зрения.
Вопросы размещения
Вопросы размещения судов в надлежащих условиях, отвечающих задачам отправления правосудия, обсуждались на VIII Всероссийском съезде судей, который проводился в период с 17 по 19 декабря 2012 года. Приятно отметить, что заложенные на съезде идеи воплощаются в жизнь.
Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 19.02.2014 N 28 утверждена программа "Комплексный капитальный ремонт зданий федеральных судов общей юрисдикции на 2014-2016 годы". При этом одной из важнейших задач указанной программы является обеспечение доступности зданий судов и беспрепятственного перемещения внутри них инвалидов и других маломобильных групп населения.
Практически все российские суды в течение последних нескольких лет оснащены приспособлениями для маломобильных групп населения (пандус, подъемная платформа, лифт или другое приспособление для перемещения инвалидов).
Свидетельством отнесения вопроса обеспечения доступности зданий судов для малоподвижных граждан к одному из важнейших, является то, что со стороны Судебного департамента при ВС РФ два раза в год проводится мониторинг отчетов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации об обеспечении доступности зданий. Кроме того, проводятся комплексные и целевые проверки, заслушивается соответствующая информация на оперативных совещаниях руководящего состава Судебного департамента.
Электронное правосудие
Анализ официальных интернет-сайтов большинства российских судов позволяет говорить об их разработке в версии для слабовидящих, что также свидетельствует об обеспечении гарантий лиц с ограниченными возможностями здоровья на допуск к правосудию.
При этом, на наш взгляд, кардинальным решением проблемы доступа к правосудию лиц с ограниченными возможностями здоровья может стать введение в судах общей юрисдикции озвученной на VIII Всероссийском съезде судей РФ идеи о создании в судах общей юрисдикции условий для электронного судопроизводства.
Полагаем необходимым судам общей юрисдикции перенять положительный опыт системы арбитражных судов по внедрению новейших информационных технологий при отправлении правосудия (информационные системы, позволяющие подавать исковые заявления и жалобы в электронном виде, видео-конференц-связь и т.п.).
Накопленный в арбитражном судопроизводстве опыт должен быть своего рода учебным материалом, позволяющим формировать верный подход к рассмотрению дел с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья в судах общей юрисдикции.
Проводимые в последние годы в нашем государстве реформы говорят о плодотворной работе в этом направлении.
В Государственную Думу РФ Правительством РФ 25 декабря 2014 года внесен законопроект N 686611-6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти).
В частности, рекомендуется внести изменения в ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти.
Полагаем, что с принятием таких изменений субъекты гражданского, уголовного и арбитражного процесса, в том числе лица с ограниченными возможностями здоровья, смогут из своей квартиры, офиса, где они работают, или иного места, имеющего доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в электронной форме обратиться в суд с исковым заявлением (заявлением), направить возражения на исковое заявление, предъявить встречный иск, подать заявление (ходатайство) и т.п.
Считаем необходимым максимально ускорить доработку и принятие данного законопроекта, поскольку это максимально облегчит доступ к правосудию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Подчеркивая целесообразность введения электронного судопроизводства, хочется акцентировать внимание также на полученных независимыми экспертными компаниями (DELPHI, Coopers&Lybrand, Nortan Nolan Institute) данных: при переходе к работе с электронными документами рост производительности труда сотрудников составляет 25-50%, уменьшается время обработки одного документа более чем на 75%, а уменьшение расходов на оплату площадей для хранения документов составляет до 80%*(4).
Данные цифры впечатляют и позволяют говорить о том, что введение электронного судопроизводства выгодно не только для граждан - участников процесса, но и для сотрудников судов.
Генеральный директор Судебного департамента А. Гусев также признает, что для повышения доступности правосудия необходимо обеспечить возможность обращения граждан в суд в электронной форме и создать условия для электронного судопроизводства, предусматривающего упрощение процедур подачи в суд исковых заявлений и жалоб в электронном виде, получения копий документов, ознакомления с материалами дела. В этих целях запланировано оснащение судов и системы Судебного департамента программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи *(5).
Однако А. Гусев отмечает, что возможность полноценного доступа через Интернет к заверенным электронной подписью данным судебных дел будет предоставлена гражданам и организациям не позднее 2017 года. Уже после ввода в строй модернизированной ГАС "Правосудие"*(6).
Участие в процессе слабослышащих лиц
При проведении анализа доступности судебной власти для лиц с ограниченными возможностями здоровья заслуживает внимания суждение А. Извариной об имеющихся сложностях в процессе участия слабослышащих людей в судебном делопроизводстве, поскольку сурдопереводчики не предусмотрены в штате судов, а объясниться без них с сотрудниками канцелярии просто невозможно*(7).
Для каждого коммуникативного процесса, коим является также и судебный процесс, обязательным фактором является то, что сообщаемая информация должна адекватно восприниматься получателем.
Неправильно понятые объяснения других участников процесса, вопросы судьи, прокурора, лиц, участвующих в деле, могут существенно отразиться на рассмотрении спора и принятии окончательного решения по делу.
В свою очередь, 25.09.2007 Правительством РФ принято Постановление N 608 "О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)", утвердившее Правила предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу).
В Правилах оговорено, что предоставление инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и услуги по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) предоставляются инвалиду за счет средств федерального бюджета в количестве до 40 часов в 12-месячном периоде, исчисляемом с даты подачи заявления.
Таким образом, государством гарантировано предоставление инвалиду права по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу), но это не означает, что лицо пожелает им воспользоваться при реализации права на доступ к правосудию или может так случиться, что к моменту обращения в суд гражданином будет исчерпан лимит предоставляемой услуги.
На мой взгляд, для разрешения данной ситуации при отправлении правосудия также должны быть использованы компьютерные разработки, позволяющие наладить коммуникативный процесс между слабослышащим (глухим) участником процесса и другими лицами, участвующими в деле, судьей, прокурором.
В связи с этим представляет интерес программное обеспечение для перевода звучащей речи на язык жестов, разработанное новосибирскими учеными, "Сурдофон"*(8).
Разработанная программа сначала распознает звучащую речь, затем анализирует ее смысл и переводит на язык глухонемых. После чего анимационная кукла-аватар жестами показывает прозвучавший текст на экране монитора.
Для отпимизации коммуникативного процесса между слабослышащим (глухим) участником процесса и другими лицами, участвующими в деле, судьей, прокурором, а также с целью принятия по делу справедливого решения в максимально короткие сроки, на мой взгляд, со стороны Судебных департаментов субъектов РФ представляется возможным заключение контракта на закупку для нужд судов указанного программного обеспечения.
Кроме того, одной из действенных мер разрешения возникающих сложностей в процессе участия слабослышащих (глухих) людей в судебном делопроизводстве может стать заключение Судебными департаментами субъектов РФ контрактов на оказание услуг по участию сурдопереводчика в ходе судебного разбирательства и судебного делопроизводства. Их данные должны находиться в канцеляриях судов. В случае возникшей необходимости такой специалист может быть вызван в суд для осуществления сурдоперевода.
Сложившаяся в настоящее время практика говорит о том, что в случае участия в процессе слабослышащих или глухих граждан все бремя поиска и обеспечения участия в процессе сурдопереводчика лежит на председательствующем по делу (его помощнике или секретаре).
Не секрет, что профессия сурдопереводчика является в настоящее время весьма редкой и не в каждом населенном пункте России, на территорию которого распространяется юрисдикция того или иного суда, имеется такой специалист. Более того, не всегда сурдопереводчик хочет ехать из другого населенного пункта в место нахождения суда для участия в судебном процессе. Оформление гражданско-правовых отношений с определенным сурдопереводчиком или компанией позволит разрешить указанную проблему.
Проведенное исследование доказывает необходимость продолжения проведения в Российской Федерации реформ, направленные на гармонизацию доступа к правосудию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Продолжение таких преобразований будет соответствовать принципам международного права, с одной стороны, и позволит реализовывать свое право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов, большему количеству граждан, ранее не имевших такой возможности из-за затруднений в передвижении, ограничениях по слуху, зрению и тому подобное, с другой стороны.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию / В.М. Жуйков. М., 2006.
*(2) А.Ф. Изварина. Доступ к правосудию и состояние обеспечения защиты прав граждан // Юристъ-Правоведъ. 2009. N 5.
*(3) Об итогах работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2014 году и задачах на 2015 год. Отчет от 30.03.2015. Электронный ресурс: URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/69.
*(4) В. Каратуев. Электронный документооборот и судопроизводство. Электронный ресурс: URL: http://law.edu.ru>script/cntsource.asp...
*(5) 15 лет Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации. Интервью с генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ Гусевым А.В. // Законодательство. 2013. N 4.
*(6) Интервью генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 23.12.2014 "РИА Новости". Электронный ресурс: URL: http://www.cdep.ru/index.php?d=2278&item=2719.
*(7) А.Ф. Изварина. Доступ к правосудию и состояние обеспечения защиты прав граждан // Юристъ-Правоведъ. 2009. N 5.
*(8) Сурдофон - программное средство мгновенного анимированного сурдоперевода. Сайт Петербургского портала для глухих и слабослышащих [Электронный ресурс] // сайт. - URL: http://saint-petersburg-deaf.com>2013/08/30/сурдофон.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru