Путеводитель по охране труда:
Специальная оценка условий труда. Другие документы и разъяснения
Оглавление Путеводителя по охране труда
Нормативное регулирование
1. Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда (утв. Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 23 августа 2019 г. N 233)
2. Порядок оформления и содержание заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в части специальной оценки условий труда (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 января 2019 г. N 13н)
3. Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 10 ноября 2017 г. N 655 "Об утверждении проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"
4. Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 ноября 2015 г. N 843н)
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2015 г. N 258н "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и выдаче в результате ее проведения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда"
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 304н "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по формированию и ведению реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда"
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 января 2015 г. N 24н "О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда и Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н"
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.01.2015 г. N 43 "О рабочей группе по проведению мониторинга реализации Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"
9. Приказ Роструда от 02.06.2014 г. N 199 "Об утверждении рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда"
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.08.2014 г. N 546 "Об организации мониторинга реализации приказа Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 20.02.2014 г. N 103н "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Минтруда РФ и Минздравсоцразвития РФ"
12. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.02.2014 г. N 96 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений и приказов Минтруда РФ и Минздравсоцразвития РФ"
Формы документов
1. Примерная форма протокола заседания комиссии по проведению специальной оценки условий труда (подготовлено экспертами компании "Гарант")
2. Примерная форма протокола заседания комиссии по проведению специальной оценки условий труда о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда (подготовлено экспертами компании "Гарант")
3. Примерная форма предложения работника по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (подготовлено экспертами компании "Гарант")
Разъяснения
1. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2018 г. N 15-4/10/В-4010 "О специальной оценке условий труда"
2. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 сентября 2017 г. N 15-1/ООГ-2445 (об особенностях проведения специальной оценки условий труда)
3. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 июня 2017 г. N 15-1/ООГ-1593 (о проведении специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, военнослужащих, служащих иных видов государственной службы (МВД России, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба исполнения наказаний, таможенные органы, МЧС России, Следственный комитет РФ, прокуратура РФ и т. д.), работников религиозных организаций)
4. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 июня 2017 г. N 15-1/ООГ-1568 Об административной ответственности за непроведение работодателем внеплановой специальной оценки условий труда на вновь организованных рабочих местах, если они создаются на срок менее 12 месяцев
5. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 ноября 2016 г. N 15-1/ООГ-3919 (о проведении внеплановой специальной оценки условий труда)
6. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 ноября 2016 г. N 15-1/ООГ-3847 (о проведении внеплановой специальной оценки условий труда)
7. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 сентября 2016 г. N 15-1/ООГ-3481 (о проведении согласительного совещания в случае разногласий комиссии по проведению специальной оценки условий труда и эксперта)
8. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июля 2016 г. N 15-1/ООГ-2383 (о декларировании соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда)
9. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 марта 2016 г. N 15-1/ООГ-902 (о получении информации о наличии и составе вредных (опасных) факторов на рабочем месте, где не проводится идентификация, при проведении специальной оценки условий труда)
10. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 февраля 2016 г. N 15-1/ООГ-674 О применении отдельных положений законодательства о специальной оценке условий труда
11. Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 августа 2015 г. N Д28и-2647 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
12. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 апреля 2015 г. N 15-1/В-962 (о применении отдельных положений законодательства о специальной оценке условий труда)
13. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 февраля 2015 г. N 15-1/ООГ-539 (о заполнении формы отчета о проведении специальной оценки условий труда)
14. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2014 г. N 15-1/B-1978 (о проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих)
15. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 сентября 2014 г. N 15-1/B-1264 (о порядке обеспечения соблюдения требований охраны труда работников)
16. Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда"
17. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2014 г. N 15-1/В-864 (о проведении специальной оценки условий труда по отдельным факторам)
18. Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 мая 2013 г. "Реформирование системы предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда"
19. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 сентября 2014 г. N 15-1/В-1157
20. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 августа 2014 г. N 15-1/ООГ-920 (о систематизации методик (методов) измерений факторов производственной среды и трудового процесса, измеряемых в ходе проведения специальной оценки условий труда)
21. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2014 г. N 15-1/В-724 "О порядке заполнения декларации соответствия условий труда"
22. Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 22 июля 2013 г. N ПГ/6947-3-5 (о проведении оценки условий труда на рабочих местах)
23. Разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 марта 2014 г. "В связи с введением специальной оценки условий труда"
24. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2016 г. N 15-1/В-605 (об утверждении отчета о специальной оценке условий труда)
Комментарии
1. Срок действия декларации о СОУТ закончился: что делать? (журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2019 г.)
2. Вопрос: В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре необходимо указать условия труда на рабочем месте. В случае если по данному рабочему месту не была проведена СОУТ, то в трудовом договоре с работником, принимаемым на такое рабочее место, могут быть указаны общие характеристики рабочего места (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним). Кто из сотрудников организации должен указывать эти общие характеристики? Где взять данное описание? Что указать в трудовом договоре? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2019 г.)
3. Вопрос: На предприятии прошла специальная оценка условий труда. В подразделении одно рабочее место не прошло оценку, два аналогичных места прошли. Указанные рабочие места были признаны аналогичными комиссией по проведению СОУТ. В карте СОУТ отсутствует подпись работника, занятого на третьем рабочем месте. Какие могут быть последствия для Работодателя? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.)
4. Вопрос: Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда организацией была подана в срок, но не по установленной ("старой") форме. Все условия труда в организации оптимальные и допустимые. Предусмотрена ли ответственность за представление указанной декларации по старой форме? Возможно ли представление одной декларации по результатам двух спецоценок? Каковы способы ее подачи? Каков порядок действий работодателя в рассматриваемой ситуации? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.)
5. Вопрос: Была проведена спецоценка рабочих мест. Должность руководителя отдела маркетинга была оценена. Но позднее сотрудник уволился, и руководство решило, что данная должность не нужна, т.к. принятие сотрудника не планируется. И перед 2019 годом было принято новое штатное, уже без этой должности. Сейчас (в октябре 2019 года) было принято решение о приеме сотрудника на такую должность и соответственно такая должность была вновь прописана в новом штатном расписании. Эта должность будет считаться новой, и ее нужно оценивать заново? Или так как такая же должность уже была оценена, можно ознакомить сотрудника с картой специальной оценки условий труда... (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", октябрь 2019 г.)
6. Вопрос: Если на рабочем месте условия труда по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, но по результатам предоставляется медицинский осмотр 1 раз в 2 года по пункту 3.2.2.4 (приказ N 302н). Подлежит ли такое рабочее место декларированию? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2019 г.)
8. Рассмотрение разногласий по вопросам проведения спецоценки (журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2020 г.)
9. Как быть, если вредные условия труда по результатам спецоценки перестали быть таковыми? (журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2018 г.)
10. Нормальные условия труда. Какие они? (журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 6, июнь 2017 г.)
11. Вопрос: В организации проведена специальная оценка условий труда в структурных подразделениях и офисе на 390 рабочих местах (карты оформлены). Из них выявлено рабочих мест с классом 2 - 357. Каким образом подавать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда - отдельно на каждое рабочее место или допускается оформление декларации на структурное подразделение в целом? Если на рабочее место будет составляться декларация, то обязательно ли оформление карты специальной оценки условий труда на это рабочее место? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2016 г.)
12. Вопрос: До реорганизации учреждения (присоединение) был заключен договор о проведении специальной оценки условий труда. Организация, проводившая специальную оценку условий труда, выполнила свои обязательства по договору полностью. Во время реорганизации учреждения надо подписывать акт приемки услуг по договору. Можно ли расторгнуть договор в одностороннем порядке? Является ли реорганизация существенной причиной для расторжения договора? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2016 г.)
13. Вопрос: Какой пакет документов по кадрам должен быть предоставлен работодателем организации, проводящей специальную оценку условий труда? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2015 г.)
Судебная практика
1. Постановление Верховного Суда РФ от 14 декабря 2016 г. N 45-АД16-15 (состоявшиеся судебные акты по делу об административном правонарушении подлежат оставлению без изменения, поскольку вина общества в нарушении государственных нормативных требований охраны труда и необеспечении работников средствами индивидуальной защиты подтверждается представленными в материалах дела доказательствами)
2. Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17 апреля 2020 г. по делу N 16-2712/2020 (ключевые темы: специальная оценка условий труда - рабочее место - штатное расписание - председатель совета директоров - трудовой договор)
3. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2020 г. N 08АП-696/20 по делу N А70-17015/2019 (ключевые темы: специальная оценка условий труда - средний заработок - медицинские организации - врач-хирург - ультразвуковая диагностика Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения)
4. Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12 февраля 2020 г. по делу N 33-6404/2020 (ключевые темы: специальная оценка условий труда - рабочее место - опасные производственные факторы - методика проведения - трудовая деятельность Требование: о взыскании госпошлины и судебных издержек, о взыскании затрат Вывод суда: решение районного суда оставлено в силе)
5. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2017 г. N 15АП-3921/17 (ключевые темы: рабочее место - специальная оценка условий труда - Общество с ограниченной ответственностью - характер работы - опасные производственные факторы Требование: о взыскании убытков Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Путеводитель по охране труда
Подготовлен экспертами компании "Гарант" и ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России.
Позволяет легко и быстро найти подборки необходимых документов, связанных с системой управления охраной труда, специальной оценкой условий труда, обучением по охране труда, медицинскими осмотрами работников, обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, предоставлением гарантий и компенсаций, расследованием несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, требованиями пожарной безопасности и электробезопасности.
Путеводитель содержит не только актуализированные правовые нормы и судебные решения, но и материалы прикладного характера, позволяющие реализовать на предприятии весь комплекс мер по обеспечению безопасности труда работников.