Почему надо проверять контрагентов
А. Селезнёв,
юрист, эксперт по управлению комплаенс-рисками,
независимый аналитик
Журнал "Налоговый учет для бухгалтера", N 8, август 2015 г.
Недавно ФНС России в письме от 16.03.2015 N ЕД-4-2/4124 (далее - Письмо) разъяснила некоторые особенности проверки налогоплательщиками своих контрагентов. Смысл Письма - помочь налогоплательщикам выявить неблагонадежных контрагентов, которые своими высокорискованными и (или) мошенническими действиями могут причинить ущерб добросовестным налогоплательщикам (например, в виде отказа налоговых органов возместить НДС из бюджета). Расскажем, как налоговая служба рекомендует проверять контрагентов.
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих
В Письме налоговики посоветовали налогоплательщикам самостоятельно, проявляя активность и осмотрительность, проверять правовой статус и деловую репутацию контрагентов. В противном случае налогоплательщики несут риски возникновения убытков и ущерба от неблагонадежных контрагентов.
Необходимо отметить, что Пленум ВАС РФ еще в постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) указал, что практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков. В связи с этим предполагается, что действия компании, в результате которых она получает налоговую выгоду, экономически оправданны, а сведения в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности - достоверны.
В то же время налоговая выгода может быть признана необоснованной, если инспекция докажет, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности (осторожности) и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом (например, в силу взаимозависимости или аффилированности). В подобной ситуации суд отказывает в получении налоговой выгоды (п. 10 и 11 Постановления N 53).
Таким образом, как справедливо указано в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 14.05.2015 N Ф09-1487/15, выгода может быть признана необоснованной при доказанности отсутствия реальности операций либо осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов.
Очевидно, что задача добросовестного налогоплательщика - самостоятельно выявлять недобросовестность контрагентов и во избежание неблагоприятных последствий не иметь с ними никаких дел.
Примечательно, что в Письме ни слова не говорится о так называемых фирмах-"однодневках". А ведь именно на них приходится значительная доля недобросовестных действий. В этой связи отметим, что понятие такой фирмы приведено в письме ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84. Там сказано, что фирмой-"однодневкой" считается фактически несамостоятельная компания, которая создана без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляет налоговую отчетность, поставлена на учет по адресу массовой регистрации и т.д. Суть схемы с использованием "однодневок" сводится к их искусственному включению в цепочку хозяйственных связей. При этом незаконная налоговая выгода получается в результате согласованных действий налогоплательщика и подконтрольной "однодневки".
Полномочия руководителя компании-контрагента
При проверке статуса и надежности контрагента ФНС России рекомендует, прежде всего, удостовериться в правоспособности компании-контрагента и в наличии полномочий у ее руководителя.
Минфин России в письме от 29.11.2013 N 03-02-07/1/51753 пояснил, что осмотрительный налогоплательщик может, например, получить от контрагента доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя на подписание документов. Также приветствуется использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.
Кроме этого, в письме от 24.05.2011 N СА-4-9/8250 ФНС России указала, что доказательствами фиктивности (имитации) сделок налогоплательщика могут быть данные о налоговой нелигитимности и недобросовестности контрагента. О них может свидетельствовать подписание документов неустановленными лицами от имени реального контрагента, а также составление документов от имени несуществующей компании.
Высокорисковая деятельность контрагента
Деятельность с высоким налоговым риском имеет конкретные признаки, которые необходимо самостоятельно исследовать налогоплательщику.
1. Отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС России - www.nalog.ru). При этом налоговики особо отмечают, что наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента само по себе не может служить достаточной и единственной гарантией его благонадежности. Оно лишь подтверждает факт государственной регистрации, поскольку налоговая инспекция не может проверить достоверность сведений в документах, представленных для регистрации. А основания для отказа в регистрации строго ограничены узким кругом случаев. В частности, отказ допускается лишь при наличии у налоговиков подтвержденной информации о недостоверности сведений об адресе, по которому осуществляется связь с компанией, месте жительства управляющего или месте нахождения управляющей организации. И если с адресом у организации все хорошо, то ее обязаны зарегистрировать, даже если у инспектора возникли сомнения в добропорядочности целей учредителей.
Аналогичная ситуация возникает и в отношении представления контрагентом копии налоговой отчетности. Она также не может быть достаточной и единственной гарантией благонадежности контрагента. Ее достоверность, а также реальность осуществления финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной налоговой проверки. По сути это означает, что в представленной контрагентом налоговой отчетности можно написать все что угодно, любую удобную сказочную информацию с потрясающими воображение показателями. Поэтому налогоплательщику надо крайне осторожно, с долей скептицизма, относиться к информации, отраженной в такой отчетности.
2. Контрагент зарегистрирован по адресу массовой регистрации. Минфин России в письме от 29.11.2013 N 03-02-07/1/51753 проинформировал, что на сайте ФНС России размещаются сведения:
- об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (адреса массовой регистрации, характерные для фирм-"однодневок");
- наименовании компаний, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
3. Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, и (или) производственных, и (или) торговых площадей и т.д. Подобные данные, как правило, размещаются на интернет-сайтах компании. Отсутствие такой информации, а тем более - самих сайтов, должно как минимум насторожить потенциального контрагента.
Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков свидетельствует о высокой рискованности и сомнительности деятельности контрагента. Вместе с тем специалисты налоговой службы советуют учитывать всю совокупность признаков по принципу: чем больше признаков выявлено в деятельности предполагаемого контрагента, тем более сомнительными должны быть перспективы делового сотрудничества с ним (вплоть до полного и категорического отказа).
Это косвенно подтверждается письмом ФНС России от 24.05.2011 N СА-4-9/8250. В нем говорится, что доказательством налоговой недобросовестности служит совокупность взаимосвязанных фактов, из которых следует, что налогоплательщик своими действиями преследовал цель получить необоснованную налоговую выгоду. При этом существенным является, например, комплекс документальных доказательств отсутствия хозяйственных операций и неведения контрагентом реальной деятельности.
Как проверить контрагента: пошаговая инструкция
На официальном сайте ФНС России содержится обучающий ролик "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента", в котором доступным и простым языком описаны практические рекомендации, как с использованием этого сайта проверить надежность контрагента. Для проверки необходимо на главной странице сайта выбрать функцию "Все сервисы". Далее выбрать раздел сервиса "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента" (далее - Сервис). После этого можно приступить непосредственно к процессу проверки.
Информацию, которую можно узнать с помощью сервиса, представим в виде таблицы.
Таблица. Информация, которую можно получить о потенциальном контрагенте с помощью Сервиса
N п/п | Информация, которая предоставляется | Название раздела Сервиса | Комментарий |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Числится ли в ЕГРЮЛ предприниматель или компания | Главная страница | Необходимо набрать ОГРН (ОГРНИП), ИНН потенциального контрагента или название компании (фамилию предпринимателя). Система выдаст подробную информацию о юридическом лице или коммерсанте (в т.ч. наименование (либо Ф.И.О.), адрес, дату регистрации). При этом налоговики предупреждают о возможном возникновении ситуации, когда система на стадии выполнения указанного запроса выдаст список ИП либо компаний с одинаковыми наименованиями (либо Ф.И.О.) |
2 | Не находятся ли потенциальные контрагенты только на стадии регистрации | Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации | Запрос формируется по предложенным реквизитам. Для компаний это, в частности, ОГРН, название, наименование документа, поданного на регистрацию |
3 | Не было ли принято в отношении потенциального контрагента решение о ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала и т.п. действиях | Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" | Необходимо указать лишь ОГРН/ИНН интересующей компании |
4 | Не признана ли компания недействующей и не исключена ли она из ЕГРЮЛ | Сведения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц | Необходимо указать лишь ОГРН/ИНН интересующей компании |
5 | Не состоит ли руководитель контрагента в реестре дисквалифицированных лиц | Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц | Необходимо указать Ф.И.О., дату рождения интересующего лица, наименование и ИНН организации. Если в поиск не вводить никаких реквизитов, система выдает весь список записей, внесенных в реестр дисквалифицированных лиц |
6 | Не входят ли в состав исполнительных органов компании дисквалифицированные лица | Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица | Указываются наименование и ОГРН интересующей компании |
7 | Не зарегистрирована ли компания по адресу массовой регистрации | Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами | Указывается подробный адрес (вплоть до номера дома). Если в поиск не вводить никаких реквизитов, система выдает весь список адресов массовой регистрации |
8 | Не запрещено ли физическому лицу состоять в руководстве организации по суду | Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке | Указываются наименование и ОГРН компании, в руководстве которой может участвовать интересующее лицо |
9 | Реален ли адрес контрагента (т.е. имеется ли связь с ним по указанному адресу) | Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует | Указываются ОГРН, ИНН и полное наименование организации. Если в поиск не вводить никаких реквизитов, система выдает весь список компаний, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения) отсутствует |
10 | Имеет ли компания задолженность по уплате налогов или представлению налоговой отчетности | Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и (или) не представляющих налоговую отчетность более года | Указывается только ИНН |
Конечно, в работе любой электронной системы возможны сбои и ошибки. Поэтому мы рекомендуем запросить у контрагента заверенные копии следующих документов (п. 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приложение N 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@)):
- устава;
- свидетельств о госрегистрации и о постановке на налоговый учет;
- решения об избрании (назначении) руководителя;
- паспорта руководителя (страницы 2 и 3);
- отчетности за предшествующий год;
- лицензии (при необходимости).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru