Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что заказчиком неправомерно выбран способ определения подрядчика путем проведения открытого конкурса.
Комиссией установлено, что объектом закупки являются строительные работы, начальная максимальная цена контракта составляет 1 431 878 061,97 рубль. Следовательно, согласно законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком правомерно выбран открытый конкурса в качестве способа определения подрядчика, поскольку в случае если начальная (максимальная) цена контракта при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям, включенным в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, для обеспечения государственных нужд превышает 150 000 000 рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 000 000 рублей, заказчик вправе открытый конкурс, закрытый конкурс (в установленных Законом о контрактной системе случаях) либо аукцион.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки установлено, что порядок оценки конкурсных заявок, установленный заказчиком в документации, не позволяет выявить участника закупки, предлагающего лучшие условия исполнения контракта. Так, 100 баллов по критерию "качество работ" присваивается заявке с максимально подробным описанием порядка выполнения работ, а заявкам с частичным описанием - 2 балла.
Жалоба признана необоснованной, однако выдано предписание о приведении документации в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 07.05.2014 N К-723/14
Номер извещения 0172200002514000016.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушение законодательства о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок выбран способ определения подрядчика путем проведения открытого конкурса.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 18.04.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 431 878 061,97 рубль;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 13.05.2014.
1. В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства от 31.10.2013 N 2019-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены работы строительные (код 45 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД), за исключением, в том числе работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в группировку "Работы строительные", в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 000 000 рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 000 000 рублей.
Таким образом, заказчик обязан провести электронный аукцион, в случае проведения закупки работ строительных (код 45 ОКПД ОК 034-20071), кроме работ, относящихся к коду 45.12 ОКПД ОК 034-20071 если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении таких закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 000 000 рублей, для обеспечения муниципальных нужд не превышает 50 000 000 рублей.
В случае если начальная (максимальная) цена контракта при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям, включенным в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, для обеспечения государственных нужд превышает 150 000 000 рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 000 000 рублей, заказчик вправе открытый конкурс, закрытый конкурс (в установленных Законом о контрактной системе случаях) либо аукцион.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом правомерно выбран способ определения подрядчика путем проведения открытого конкурса.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта" (значимость критерия - 60 %), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия - 20 %), "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия - 20 %).
При этом в Конкурсной документации установлено, что оценка заявок (предложений) по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" осуществляется по показателю: "Качество работ". По указанному показателю установлена следующая шкала:
"Предоставление следующих материалов и сведений в совокупности: Максимально детализированного описания порядка выполнения работ по строительству объекта, применяемых при выполнении работ нормативных документов, конструктивных и технических характеристик завершенного строительством объекта, описания мероприятий по обеспечению безопасности на объекте выполнения работ" - 100 баллов;
"Предоставление следующих материалов и сведений в совокупности: Частичного описания порядка выполнения работ по строительству объекта, применяемых при выполнении работ нормативных документов, конструктивных и технических характеристик завершенного строительством объекта, описания мероприятий по обеспечению безопасности на объекте выполнения работ" - 2 балла;
"Отсутствие описания порядка выполнения работ по строительству объекта, применяемых при выполнении работ нормативных документов, конструктивных и технических характеристик завершенного строительством объекта, описания мероприятий по обеспечению безопасности на объекте выполнения работ - 0 баллов".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленная Заказчиком, Уполномоченным органом шкала предельных величин значимости показателей не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта.
Кроме того, согласно положениям Конкурсной документации оценка заявок (предложений) по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется по показателю: "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" исходя из наличия у участника Конкурса исполненных в 2011-2014 гг. договоров (контрактов) на выполнение работ по предмету конкурса.
Вместе с тем, в Конкурсной документации не установлены критерии отнесения работ к сопоставимым предмету осуществляемой закупки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства Российской Федерации установлены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила определения размера штрафа).
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил определения размера штрафа установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, установленной в Правилах определения размера штрафа.
Пунктом 5.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что "Если Подрядчик не приступил к исполнению контракта в установленные сроки, либо выполняет работу с нарушением промежуточных сроков, установленных "Календарным планом выполнения работ", либо Подрядчиком нарушен конечный срок выполнения работ, Подрядчик уплачивает Заказчику по его письменному требованию неустойку в виде пени в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком надлежащим образом за каждый день просрочки исполнения каждого из обязательств, предусмотренных настоящим контрактом. Кроме того, Подрядчик возмещает Заказчику убыток в размере, непокрытом неустойкой".
Пунктом 5.6 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: "В случае нарушения установленных Заказчиком сроков устранения обнаруженных им недостатков (дефектов) в выполненной работе Подрядчик уплачивает Заказчику в бюджет Санкт-Петербурга по его письменному требованию пени в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от стоимости некачественно выполненных работ за каждый день просрочки".
Также пунктом 5.9 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: "В случае нарушения сроков исполнения обязательств, установленных п.п. 1.4. и 2.4.16.1. контракта, Подрядчик обязан по письменному требованию Заказчика уплатить в бюджет Санкт-Петербурга неустойку за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, начиная со дня, следующего за днем истечения установленного контрактом соответствующего срока".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших размер пени за нарушение сроков исполнения обязательств по контракту, не соответствующий требованиям Правил определения размера штрафа, нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5.4 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что "в случае, когда работы по строительству, монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы по настоящему контракту выполнены с отступлениями от требований контракта, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, повлиявшими на качество работ, в случае неоднократного (2 и более раз) неисполнения обязательств, установленных п. 2.4.3 и 2.4.4 контракта, Подрядчик обязан уплатить Заказчику в бюджет Санкт-Петербурга по его письменному требованию штрафную неустойку в размере, установленном Правительством Российской Федерации".
Вместе с тем, Заказчиком не установлен конкретный размер такой неустойки в соответствии с требованиями Правил определения размера штрафа, что нарушает часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу необоснованной, признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 7, 8 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем приведения документации в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к решению Комиссии ФАС России по делу от 07.05.2014 N К-723/14 О способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке оценки конкурсных заявокй
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2014