См. текст Положения в актуальной редакции
Положение Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества П.15.01-2009
"Локомотивы. Порядок продления назначенного срока службы"
(утв. на 53 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 20-21 октября 2010 г.)
16 октября 2012 г., 19 ноября 2013 г., 7 мая 2014 г.
Дата введения - 2010 г.
Вводится впервые
Согласовано
Рабочей группой по вопросам организации Обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте Государств - участников Содружества (Протокол от 16-17 декабря 2009 г.)
Согласовано
Рабочей группой по Совета по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества по вопросам локомотивного хозяйства (Протокол от 11-12 ноября 2009 г.)
Протоколом от 19-20 ноября 2013 г. в раздел 1 внесены изменения
1 Область применения
Настоящее Положение устанавливает порядок продления назначенного срока службы локомотивов (тягового подвижного состава) парков Администраций железных дорог стран СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и других собственников локомотивов указанных государств, выходящих на пути общего и необщего пользования.
Настоящее Положение распространяется на локомотивы, срок службы которых истек или истекает в течение календарного года и не распространяется на локомотивы, срок службы которых продлен до введения в действие настоящего Положения.
Настоящее Положение не распространяется на сменные детали локомотивов, которые проходят контроль технического состояния, техническое обслуживание и ремонт в установленном порядке.
Настоящее Положение предназначено для применения Администрациями железных дорог государств - участников Содружества, филиалами и иными структурными подразделениями и рекомендовано для использования другими собственниками локомотивов указанных государств.
2 Термины и определения
В настоящем Положение применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 назначенный срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от технического состояния.
Примечание - По истечении назначенного срока службы объекта должно быть принято решение - направление в ремонт, списание, уничтожение, проверка и установление нового назначенного срока службы и т.д.
[ГОСТ 27.002-89, пункт 4.10]
2.2 срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние
[ГОСТ 27.002-89, пункт 4.6]
2.3 предельное состояние: Состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно
Примечания
1 Признаками предельного состояния являются:
- снижение несущей способности и коэффициента запаса сопротивления усталости ниже допускаемого уровня, обеспечивающего безопасность эксплуатации объекта в течение назначенного срока службы;
- исчерпание ресурса;
- появление неустранимых дефектов в конструкции (трещины, деформации, коррозия, износ и др.);
2 Критерии предельного состояния устанавливают по отличительным признакам, на основании которых следует считать невозможным дальнейшее использование объектов по неустранимым причинам:
- нарушения требований безопасности;
- выход заданных параметров за допускаемые пределы.
2.4 ремонт: Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей
[ГОСТ 18322-78, пункт 2];
2.5 наработка: Продолжительность или объем работы объекта.
Примечание - Наработка может быть как непрерывной величиной (продолжительность работы в часах, километрах пробега и т.п.), так и целочисленной величиной (число рабочих циклов, запусков и т.п.).
[ГОСТ 27.002-89, пункт 4.1];
2.6 остаточный ресурс: Суммарная наработка объекта от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние
[ГОСТ 27.002-89, пункт 4.8];
2.7 ресурс: Суммарная наработка объекта от начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние
[ГОСТ 27.002-89, пункт 4.5];
2.8 работоспособное состояние: Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации
[ГОСТ 27.002-89, пункт 2.3];
2.9 базовая часть локомотива: Несущая составная часть конструкции локомотива, которая определяет срок службы локомотива, замена которой, либо восстановление ее работоспособного состояния до списания локомотива невозможно или нецелесообразно.
Примечание - Базовыми частями локомотива являются рама тележки, рама кузова, несущие элементы кузова.
Протоколом от 19-20 ноября 2013 г. раздел 2 дополнен пунктом 2.9.а
2.9.а. комплекс работ ПНСС: работы по реализации Технического решения для продления назначенного срока службы локомотива.
Примечание - комплекс работ ПНСС выполняют в соответствии с инструктивными указаниями, принятыми и утвержденными установленным порядком железнодорожными Администрациями.
2.10 объект продления назначенного срока службы (объект ПНСС): Локомотив эксплуатируемого парка собственника локомотивов, назначенный срок службы которого истек или истекает в течение календарного года.
Протоколом от 19-20 ноября 2013 г. в пункт 2.11 внесены изменения
2.11 новый назначенный срок службы: срок службы локомотива после проведения комплекса работ ПНСС.
2.12 заявитель на продление назначенного срока службы (предприятие-заявитель): Структурное подразделение собственника локомотивов - балансодержатель объекта ПНСС.
2.13 функциональный заказчик: Структурное подразделение аппарата управления железнодорожных администраций или других собственников локомотивов, в круг ведения которых входит контроль за эксплуатацией и техническим состоянием парка локомотивов.
Протоколом от 19-20 ноября 2013 г. пункт 2.14 изложен в новой редакции
2.14 техническое диагностирование: поиск наличия и причин неисправности (контроль технического состояния) объекта ПНСС, прогнозирование его технического состояния по показателям прочности, жесткости и ресурса.
2.15 контроль технического состояния: Проверка соответствия параметров объекта ПНСС технической документации (конструкторской, в том числе ремонтной, эксплуатационной), выполняемая в процессе реализации технического решения специализированным персоналом при плановых видах ремонта локомотива.
2.16 техническое решение: Документ, содержащий техническое обоснование и условия продления назначенного срока службы локомотива, разработанный экспертной организацией и согласованный с функциональным заказчиком.
2.17 исключен.
См. текст пункта 2.17
2.18 экспертная организация: Технически компетентная организация, которой выдано Свидетельство на право проведения работ по определению наличия остаточного ресурса и разработке методики обследования для объекта ПНСС, имеющая опыт не менее 10 лет в научно-исследовательской деятельности (в области исследования динамико-прочностных качеств подвижного состава железнодорожного транспорта), разработке нормативной, технической и методической документации и испытаниях тягового подвижного состава железных дорог, обладающая комплектом нормативно-технической документации (табл. Б.1, приложение Б), имеющая аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений, также аккредитацию национального или международного органа аккредитации на техническую компетентность в области исследований и оценки соответствия подвижного состава.
2.19 технически компетентная проектная организация: Проектная организация или структурное подразделение железнодорожной администрации, имеющая право разработки и утверждения проектов ремонта объекта ПНСС с целью продления назначенного срока службы, имеющая опыт не менее 5 лет в разработке проектно-конструкторской документации.
3 Основные положения
3.1 Продление назначенного срока службы локомотивов осуществляют исходя из условия, что срок службы локомотива в целом определяют ресурсы его базовых частей (рама тележки, рама кузова, несущие элементы кузова).
Протоколом от 19-20 ноября 2013 г. пункт 3.2 изложен в новой редакции
3.2 Назначенный срок службы локомотивов должен определяться ресурсом их базовых частей.
3.3 Возможность продления назначенного срока службы объекта ПНСС определяют наличием у него остаточного ресурса. Наличие остаточного ресурса у базовых частей локомотивов с истекшим назначенным сроком службы устанавливают по результатам проведенных научно-исследовательских работ (далее - НИР).
3.4 Необходимость проведения и объем НИР определяет экспертная организация.
3.5 Объем НИР и процедура их выполнения приведены на структурной схеме (приложение А) и в общем случае включает:
а) анализ технической документации и информации об условиях использования локомотивов;
б) обследование технического состояния, сбор и анализ эксплуатационных данных о повреждениях базовых частей локомотивов данной серии;
в) динамико-прочностные испытания локомотива;
г) стендовые испытания базовых частей локомотива, их фрагментов или образцов материалов по оценке их сопротивления усталости;
д) расчетные исследования напряженно-деформированного состояния (НДС), усталостной долговечности и живучести базовых частей локомотива;
е) выбор критериев и формирование заключения о величине остаточного ресурса;
ж) разработку рекомендаций по конструкторским и технологическим мероприятиям для обеспечения необходимого ресурса;
з) принятие решения о прекращении или продолжении эксплуатации с установлением дополнительного срока службы.
Примечание - Необходимость выполнения и объем работ по перечислениям в, г, д, ж определяет экспертная организация по согласованию с функциональным заказчиком в зависимости от результатов работ по перечислениям а, б и получения искомых данных по ранее выполненным работам:
3.5.1 По результатам анализа технической документации и информации об условиях использования локомотивов устанавливают конструктивные особенности, внесенные изменения, проведенные плановые и неплановые ремонты и их причины, пробеги с начала эксплуатации.
3.5.2 Обследование технического состояния базовых частей локомотивов данной серии выполняют по Рабочей методике, разработанной экспертной организацией на основе типовой методики 1 (табл. Б.1, приложение Б), которая должна содержать:
- область применения и цель обследования;
- характеристику локомотива и условий его эксплуатации;
- узлы локомотива, подвергаемые обследованию и виды их возможных повреждений и отказов, которые подлежат выявлению при обследовании технического состояния (трещины, остаточные деформации и коррозия в элементах базовых частей; нарушение соединения кузова с рамой);
- способы и средства обследования и контроля состояния локомотива;
- формы отчетной документации, оформляемой по результатам обследования.
Примечание - Обследование выполняют на эксплуатирующих предприятиях собственника локомотивов (предприятие), в локомотивных депо (ЛД) железных дорог, осуществляющих текущий ремонт вида ТР-3 и (или) на локомотиворемонтных заводах (ЛРЗ), осуществляющих средний (СР) и капитальный (КР) ремонты. Обследованию подвергают выборочную партию локомотивов в количестве от 3% до 5% приписного парка предприятия (депо) и от 3% до 5% годового плана ремонта локомотивов на ЛРЗ. Объем обследования технического состояния, количество и наименование ЛД и ЛРЗ устанавливают в рабочих методиках обследования, разработанных экспертной организацией на основе типовой методики 1 (таблица Б.1, приложение Б), применительно к конкретным сериям локомотивов.
3.5.3 Динамико-прочностные испытания локомотива проводят по типовой методике 5 (таблица Б.1, приложение Б) на локомотиве-представителе, выбранном из числа локомотивов эксплуатируемого парка со сроком службы не менее половины назначенного.
3.5.4 Стендовые испытания базовых частей локомотива по оценке их сопротивления усталости проводят по методике 4 (таблица Б.1, приложение Б) на базовых частях с истекшим назначенным сроком службы.
3.5.5 Расчетные исследования напряженно-деформированного состояния (НДС), усталостной долговечности и живучести базовых частей локомотива выполняют по методикам 2-4 (таблица Б.1, приложение Б).
3.5.6 Расчетные исследования НДС должны выполняться квалифицированным персоналом, имеющим соответствующее подтверждение, методом конечных элементов с использованием апробированных программных средств, в объеме:
а) расчет рамы тележки под действием нормативных вертикальных и горизонтальных статических и динамических нагрузок;
б) расчет с исследованием остаточных деформаций в элементах рамы (кузова) локомотива под действием нормативных продольных сил, в том числе ударных нагрузок;
в) расчеты с исследованием остаточных деформаций в элементах шкворневых узлов рамы локомотива под действием продольных сил инерции тележки при соударении с нормативной силой и при движении с конструкционной скоростью.
Примечание - НИР по перечислениям б, в выполняют в тех случаях, если в эксплуатации были отмечены дефекты указанных элементов рамы кузова.
3.6 НИР выполняет экспертная организация.
3.7 Результаты НИР распространяют на серию локомотивов, принадлежащих железнодорожным предприятиям функционального заказчика.
3.8. Конструкторские и технологические мероприятия для обеспечения необходимого ресурса реализуют по проекту, разработанному в установленном порядке технически компетентной проектной организацией.
4 Процедура продления назначенного срока службы
4.1 Процедура продления назначенного срока службы по сериям локомотивов включает следующие действия:
4.1.1 Заявитель представляет государственному агентству железнодорожного транспорта или функциональному заказчику заявку на продление назначенного срока службы по форме, установленной в приложении В.
4.1.2 Исключен.
См. текст пункта 4.1.2
Протоколом от 6 - 7 мая 2014 г. пункт 4.1.3 изложен в новой редакции
4.1.3 Собственник локомотива(ов) или ремонтное предприятие заключает договор с экспертной организацией на проведение экспертизы.
4.1.4 Экспертная организация после заключения договора выполняет НИР по Рабочим методикам, разработанным и утвержденным в установленном порядке на основании типовых методик, перечень которых приведен в таблице Б.1, приложение Б.
4.1.5 По результатам выполненных НИР экспертная организация подготавливает Техническое решение о продлении назначенного срока службы локомотивов определенной серии по форме приложения Г, согласовывает его с железнодорожной администрацией функционального Заказчика.
Протоколом от 6 - 7 мая 2014 г. пункт 4.1.6 изложен в новой редакции
4.1.6 Техническое решение разрабатывают на локомотив или на серию с проведением контроля его технического состояния и оформлением Акта.
Протоколом от 19-20 ноября 2013 г. пункт 4.1.7 изложен в новой редакции
4.1.7 Ремонтное предприятие, получив Техническое решение и выполнив указанные в нем мероприятия, делает соответствующую запись в паспорте локомотива и составляет Акт на каждый локомотив о проведении работ по форме приложения Д.
Протоколом от 19-20 ноября 2013 г. пункт 4.1.8 изложен в новой редакции
4.1.8 Работы по реализации Технического решения могут совмещаться с плановыми видами ремонта или технического обслуживания.
4.1.9 Работы по реализации технического решения совмещают с плановыми ремонтами видов ТР-3, СР, КР.
В случае если срок службы локомотива истекает в период между плановыми видами ремонта, работы по реализации Технического решения проводят при текущем обслуживании вида ТО-6.
Протоколом от 19-20 ноября 2013 г. пункт 4.1.10 изложен в новой редакции
4.1.10 Оригиналы Технического решения хранятся в Экспертной организации, железнодорожной администрации и у Собственника локомотива в паспорте локомотива.
4.1.11 Оригиналы Технического решения и Акта о проведении работ по продлению срока службы хранятся у Собственника локомотива в паспорте локомотива.
Протоколом от 19-20 ноября 2013 г. в пункт 4.1.12 внесены изменения
4.1.12 Копии Технического решения и Акта о проведении работ по продлению срока службы должны храниться на ремонтном предприятии до истечения нового назначенного срока службы локомотива.
Протоколом от 19-20 ноября 2013 г. в пункт 4.1.13 внесены изменения
4.1.13 Отсчет нового назначенного срока службы локомотива проводят с момента реализации Технического решения с соответствующей записью в паспорте локомотива.
4.2 Процедура индивидуального продления назначенного срока службы локомотива данной серии включает следующие действия:
4.2.1 Заявитель предоставляет экспертной организации заявку на продление назначенного срока службы по форме, установленной в приложении В.
Протоколом от 6 - 7 мая 2014 г. пункт 4.2.2 изложен в новой редакции
4.2.2 Собственник локомотива или ремонтное предприятие заключает договор с экспертной организацией на проведение обследования технического состояния базовых частей локомотива.
4.2.3 По результатам обследования технического состояния базовых частей локомотива а также, при необходимости, выполнения НИР, экспертная организация подготавливает Техническое решение о продлении назначенного срока службы единицы локомотива данной серии по форме приложения Г, согласовывает его с железнодорожной администрацией функционального заказчика.
4.2.4 Техническое решение разрабатывают и реализуют на каждом локомотиве данной серии с проведением контроля его технического состояния.
4.2.5 Экспертная организация направляет оригинал Технического решения в адрес железнодорожной администрации и Собственнику локомотива.
4.2.6 Исключен.
См. текст пункта 4.2.6
4.2.7 Техническое решение вступает в силу с момента его утверждения с соответствующей регистрацией в паспорте локомотива.
Протоколом от 19-20 ноября 2013 г. в пункт 4.2.8 внесены изменения
4.2.8 Копии Технического решения и Акта о проведении работ по продлению срока службы должны храниться на ремонтном предприятии до истечения нового назначенного срока службы локомотива.
4.2.9 Отсчет дополнительного срока службы локомотива проводят с момента утверждения Технического решения с соответствующей записью в паспорте локомотива.
Заместитель генерального директора |
В.А. Чаркин |
Заведующий отделом прочности |
Э.С. Оганьян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.