Методическое письмо к приказу Министра здравоохранения СССР от 30 апреля 1968 года N 340
"О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, врачебных и фельдшерских здравпунктов"
(утв. Министерством здравоохранения СССР 8 января 1969 г. N 02-14/4)
Приказом Министра здравоохранения СССР от 30 апреля 1968 года N 340 утверждены новые штатные нормативы медицинского и педагогического персонала городских поликлиник (поликлинических отделений), врачебных и фельдшерских здравпунктов*. С целью оказания практической помощи органам и учреждениям здравоохранения, отдельным работникам в применении этих нормативов Министерство здравоохранения СССР направляет для руководства настоящее методическое письмо.
I. Общие положения
1. По настоящим штатным нормативам определяется максимальное расчетное число должностей по отдельным группам медицинского и педагогического персонала для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению всех возрастов в городских поликлиниках как по территориальному, так и по производственному принципу.
Принципы, методы и формы организации медицинской помощи населению, наименование врачебных и других должностей и их количество по отдельным специальностям в том или ином учреждении определяются руководителями органов и учреждений здравоохранения в зависимости от местных условий и в пределах предоставленных им прав.
Участково-территориальный принцип амбулаторно-поликлинической помощи и организация цеховых участков для обеспечения преимущественной лечебно-профилактической помощи рабочим промышленных предприятий остаются ведущими принципами советского здравоохранения.
Создание единых территориальных участков для оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослым и детям или организация этой помощи раздельно по терапевтическим и педиатрическим участкам; определение численности населения (взрослых и детей) или численности рабочих на том или ином участке; организация приема рабочих, студентов непосредственно на предприятии, в высшем учебном заведении или в поликлинике; сохранение, организация или усиление здравпунктов как за счет должностей, специально предусмотренных нормативами, так и за счет общей численности должностей, положенных по нормативам для амбулаторно-поликлинической помощи всем группам населения в районе деятельности поликлиники как по территориальному, так и производственному принципу, и решение других организационных вопросов с введением в действие приказа N 340 должно осуществляться руководителями учреждений или органов здравоохранения.
2. Новыми штатными нормативами определен уровень преимущественной амбулаторно-поликлинической помощи рабочим промышленных предприятий и строительных организаций.
Для медицинской помощи работникам крупных промышленных предприятий и строительных организаций нормативы предусматривают должности врачей по основным специальностям, независимо от учреждения, в котором они устанавливаются (городская поликлиника, поликлиника "открытой" или "закрытой" медико-санитарной части и т.д.), из расчета 9,2 должности (6,67 должности врачей - участковых терапевтов цеховых врачебных участков и 2,5 должности врачей других специальностей) на 10 тысяч работников предприятий химической, нефтеперерабатывающей, угольной и горнорудной промышленности и 7,5 должности (5 должностей врачей - участковых терапевтов цеховых врачебных участков и 2,5 должности врачей других специальностей) на 10 тысяч работников предприятий других отраслей промышленности и строительных организаций.
Указанные должности и соответствующее им число врачебных должностей вспомогательной группы и должностей другого медицинского персонала предусматриваются сверх должностей для амбулаторно-поликлинической помощи этим работникам по территориальному принципу.
Аналогично решается вопрос и с должностями, предусмотренными штатными нормативами для врачебных и фельдшерских здравпунктов.
3. Число врачебных должностей, предусмотренное новыми штатными нормативами, с учетом врачебных должностей, устанавливаемых в противотуберкулезных, кожно-венерологических, онкологических, психоневрологических и врачебно-физкультурных диспансерах и женских консультациях, позволяют обеспечить 10-11 врачебных посещений на одного жителя в год, а для работников крупных промышленных предприятий и строительных организаций 14-16 посещений (включая профилактические осмотры) на одного работника в год и, кроме того, проведение всей другой профилактической работы.
Поэтому органы здравоохранения могут применять нормативы дифференцированно и вносить соответствующие коррективы при определении штатов амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) в городах, обращаемость населения которых в связи с заболеваемостью и профилактическими осмотрами составляет менее 10 врачебных посещений на одного жителя в год.
Когда потребность работников промышленных предприятий и строительных организаций в медицинской помощи по месту их работы превышает объем помощи, который может обеспечить поликлиника (медико-санитарная часть) предусмотренной для нее штатными нормативами численностью должностей, эта численность может быть увеличена за счет соответствующего уменьшения расчетной численности по другим поликлиникам (отделениям) города (городского административного района), т.е. должности, предусмотренные нормативами для оказания помощи работникам промышленных предприятий и строительных организаций, обеспечивающие 14-16 посещений на 1 работника в год, должны вводиться дифференцированно, в зависимости от местных условий, в поликлинику (медико-санитарную часть) по месту работы полностью, либо частично в поликлинику (медико-санитарную часть) по месту работы, а частично - в поликлинику по месту жительства.
Эти изменения должны найти отражение в справках, выдаваемых органами здравоохранения соответствующим учреждениям.
4. Нормативы применяются при установлении штатов медицинского и педагогического персонала поликлиник (поликлинических отделений), в том числе медико-санитарных частей, в городах, рабочих поселках и поселках городского типа с общей численностью населения свыше 25 тысяч человек.
Отдельные разделы штатных нормативов поликлиник применяются при расчете штатов центральных районных и районных больниц, расположенных в городах и поселках городского типа (рабочих, курортных и других поселках) с населением свыше 25 тысяч человек, на численность населения этих городов и поселков, которому амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается непосредственно указанными больницами (примечание N 7 приложения N 1 и примечание N 9 приложения N 4 приказа N 340).
Штатные нормативы медицинского персонала врачебных и фельдшерских здравпунктов применяются при расчете числа должностей городских и районных больниц, поликлиник, амбулаторий, в том числе расположенных в городах с населением менее 25 тысяч человек, в сельских и других населенных пунктах.
При этом следует учитывать, что установление штатов центральных районных и районных (номерных) больниц независимо от численности жителей населенного пункта, в котором они расположены, а также штатов поликлиник (отделений) и амбулаторий в городах, поселках городского типа (рабочих, курортных и других поселках), в том числе подчиненных исполкомам городских советов депутатов трудящихся, с населением менее 25 тысяч жителей производится в соответствии с нормативами приказа Министра здравоохранения СССР от 11 ноября 1966 г. N 830. Следовательно, согласно примечанию N 9 приложения N 1 к этому приказу, штаты перечисленных учреждений (поликлиник, медсанчастей, здравпунктов и т.д.) могут при необходимости сохраняться.
В таком же порядке могут сохраняться должности медицинского персонала здравпунктов при промышленных предприятиях в сельской местности с включением их в состав районных или участковых больниц и сельских амбулаторий.
II. Методика расчета численности должностей
Для правильного определения численности должностей по отдельным учреждениям работу необходимо вести в следующем порядке:
- рассчитать число должностей врачей основных специальностей (на численность населения и работников промышленных предприятий и строительных организаций, студентов, учащихся и детей дошкольных учреждений);
- уменьшить полученное число врачебных должностей в связи с оказанием части населения амбулаторно-поликлинической помощи другими учреждениями здравоохранения в целом или по отдельным специальностям, т.е. учесть "дублирование";
- определить число должностей заведующих отделениями по основным специальностям раздельно-освобожденных и не освобожденных от непосредственной врачебной работы;
- уменьшить число врачебных должностей по основным специальностям в связи с введением должностей заведующих отделениями, которые, согласно нормативам, должны выполнять работу врача в полном или частичном объеме;
- выделить из общего расчетного числа врачебных должностей основных специальностей, включая соответствующие должности заведующих отделениями, врачебные должности по амбулаторному приему больных;
- рассчитать количество должностей врачей вспомогательной службы (рентгеновской, лабораторной и т.д.) с учетом наличия централизации отдельных служб;
- определить число заведующих подразделениями вспомогательной службы с одновременным уменьшением соответствующего числа врачебных должностей;
- рассчитать число должностей заведующих поликлиниками, заместителей главного врача;
- скорректировать расчеты при централизации стоматологической помощи.
Аналогично необходимо произвести расчет числа должностей среднего и младшего медицинского персонала (руководящий состав, участковые медицинские сестры и т.д.).
В итоге получается максимальное расчетное число должностей по каждой группе персонала.
Конкретное наименование должностей по группам персонала определяется с использованием, при необходимости, прав руководителей учреждений, предоставленных им циркулярным письмом Министра здравоохранения СССР от 15.IV.67 г. N 01-23/3 (прилагается). Согласно этому письму руководители могут в пределах численности должностей медицинского персонала, полагающихся для поликлиник (отделений) по приказу N 340, усиливать отдельные структурные подразделения и вводить должности любых наименований в пределах общего числа должностей по соответствующим группам персонала. Кроме того, допускается введение должностей работников меньшей квалификации за счет должностей работников более высокой квалификации. При этом вводятся лишь должности таких наименований, которые предусмотрены в действующих штатных нормативах любых учреждений здравоохранения.
Использование руководителями своих прав по замене должностей должно быть отражено в специальной ведомости (приложение N 1).
После этого определяется по группам персонала число должностей, которое может быть установлено в учреждении в соответствии с показателями плана и бюджета текущего года, и формируется штатное расписание учреждения (отделения), которое представляется (в случае использования руководителями своих прав - вместе с "Ведомостью замены должностей") на утверждение.
В штатное расписание может быть введено такое количество должностей по каждой группе персонала, которое получилось в результате расчетов по штатным нормативам и использования прав руководителей по замене должностей. При этом установление той или иной должности производится независимо от условий, предусмотренных штатными нормативами, за исключением специально оговоренных случаев.
Например, поликлиника по нормативам может иметь 49 врачебных должностей, в том числе 7 должностей заведующих отделениями (кабинетами), среди которых должность заведующего кабинетом учета и медицинской статистики, устанавливаемая лишь при наличии 40 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием больных. В соответствии с показателями плана и бюджета на текущий год можно установить только 43 врачебные должности, в связи с чем в штатном расписании может быть предусмотрено 36 должностей врачей и все 7 должностей заведующих, в том числе заведующий кабинетом учета и медицинской статистики, несмотря на то, что число фактически установленных должностей врачей, ведущих амбулаторный прием больных, менее 40, либо 6 должностей заведующих и 37 должностей врачей, либо любое другое соотношение, но без увеличения числа заведующих отделениями (7 должностей).
Нормативы врачебного персонала, предусмотренные в разделе А приложения N 1 пунктами 3, 7, 9, 15, 16 "г", 18 и 11 (в части рентгенологов по рентгенотерапии) и в разделе А приложения N 4 пунктом 15; среднего медицинского персонала - в разделе А приложения N 1 пунктами 3, 12 и 15 (в части медстатистика оргметодкабинета) и в разделе А приложения N 4 пунктом 6; младшего медицинского персонала - в разделе А приложения N 1 пунктом 4, а также нормативы персонала скорой медицинской помощи и медицинских сестер (диспетчеров) могут применяться лишь в тех случаях, когда в штатное расписание фактически вводятся соответствующие должности. Изменение наименований этих должностей или усиление за счет них других служб не допускается.
Следует иметь в виду, что так же, как штатные нормативы не определяют конкретной формы организации медицинской помощи населению, так и штатные расписания учреждений не предопределяют рабочего места того или иного работника.
Этот вопрос решается руководством учреждения в зависимости от конкретных условий и целесообразности оказания медицинской помощи отдельным группам населения (рабочим промышленных предприятий, студентам, учащимся и т.д.) по месту их жительства или месту работы (учебы). Поэтому медицинский персонал поликлиники может непосредственно работать на промышленных предприятиях, в учебных заведениях, в детских учреждениях и т.д. по специальному графику.
Для проведения работы в соответствии с вышеуказанной методикой необходимы данные по показателям, предусмотренным штатными нормативами.
Учитывая, что некоторые данные не могут быть получены по отдельным учреждениям (например, численность населения, проживающего на территории деятельности поликлиники, неизвестна органам ЦСУ), а другие показатели подлежат утверждению вышестоящей организацией или могут быть получены лишь централизованно, органам здравоохранения, которым подчинены соответствующие амбулаторно-поликлинические учреждения (подразделения), предлагается выдавать каждому учреждению (подразделению) справку о плановых показателях для расчета штатов согласно приложению N 2.
Поскольку основой для определения числа должностей по амбулаторно-поликлинической помощи является население, численность которого определяется только по данным органов ЦСУ, органы здравоохранения ежегодно должны получать данные об общей численности населения города (городского района), в том числе детей в возрасте до 14 лет включительно (14 лет 11 мес. 29 дней). Если органы ЦСУ не располагают данными о численности детей, их количество определяется на основании материалов детских поликлиник (отделений). Вычитанием числа детей из общей численности населения (по данным органа ЦСУ) определяется численность взрослого населения.
Распределение населения за отдельными лечебно-профилактическими учреждениями производится органами здравоохранения по подчиненности учреждений. Численность населения по всем справкам, выданным учреждениям здравоохранения, не может превышать данных органов ЦСУ в целом по городу (району).
По усмотрению органа здравоохранения раскрепление населения по учреждениям может быть оформлено приказом.
Централизация отдельных видов медицинской помощи (стоматологической, включая протезирование, помощи на дому в вечернее и ночное время, лабораторной, рентгеновской, физиотерапевтической, по лечебной физкультуре) может также найти отражение в приказе органа здравоохранения.
Кроме того, приказ может включать раскрепление за отдельными учреждениями здравоохранения промышленных предприятий, учебных заведений и детских дошкольных учреждений.
Для обеспечения наибольшей достоверности данных, которые должны быть утверждены для каждого амбулаторно-поликлинического учреждения (отделения), органам здравоохранения рекомендуется предварительно получить от всех учреждений материалы согласно приложениям NN 4, 6, 8 и, кроме того, получить данные по промышленным предприятиям и строительным организациям, высшим и средним учебным заведениям, школам и дошкольным учреждениям от соответствующих органов (ЦСУ, гороно и др.).
При реализации в 1969 г. приказа N 340 органам здравоохранения рекомендуется получить от учреждений дополнительные материалы по штатам согласно приложениям NN 5 и 7. В последующие годы целесообразно получать от учреждений аналогичные данные, но без данных по графам 3 и 6 приложений NN 5 и 7. Для свода материалов (приложения NN 5 и 7) рекомендуются формы сравнительных таблиц (приложения NN 9 и 10).
Необходимость составления документов по формам приложений 4-10 определяют руководители органов и учреждений здравоохранения.
III. Отдельные вопросы применения штатных нормативов городских поликлиник и здравпунктов
1. К пункту 1 "а" приказа N 340
а) Штаты поликлиник (отделений) для оказания медицинской помощи студентам высших учебных заведений исчисляются по нормативам городских поликлиник для взрослых (раздел А или Б приложения N 1).
Организация таких поликлиник (отделений) производится в порядке, установленном приказом Министра здравоохранения СССР от 23 июля 1968 г. N 566.
В расчетную численность должностей указанных поликлиник должны включаться должности, предусмотренные штатными нормативами здравпунктов для студентов, которым оказывается медицинская помощь этими поликлиниками.
б) Впредь до утверждения новых штатных нормативов поликлиник (отделений) водздравотделов, республиканских, краевых и областных поликлиник (отделений), в том числе входящих в состав соответствующих больниц; поликлиник, созданных для оказания медицинской помощи работникам партийных и советских органов, вопрос о возможности применения к этим учреждениям полностью или частично штатных нормативов городских поликлиник решается министрами здравоохранения союзных республик.
в) Численность должностей поликлиник городов-курортов, расположенных на побережье Черного, Каспийского, Азовского и Балтийского морей, может быть увеличена по усмотрению министров здравоохранения союзных республик на курортный сезон, но не более, чем на 6 месяцев в году.
г) В случаях прикрепления к городской поликлинике (отделению) для оказания непосредственной амбулаторной помощи сельского населения (т.н. приписной участок) расчетное число врачебных должностей по основным специальностям этого учреждения, определенное в соответствии со штатными нормативами, может быть увеличено из расчета 4,5 должности врача на 10 тысяч прикрепленного населения, т.е. на уровне минимальных штатных нормативов участковых больниц (амбулаторий), утвержденных приказом Министра здравоохранения СССР от 11 ноября 1966 г. N 830.
Численность сельского населения, прикрепленного к городской поликлинике (отделению), подлежит исключению при установлении штатов поликлиник центральных районных и районных больниц, участковых больниц и амбулаторий.
2. К пункту I "в" приказа N 340
Имеющиеся к моменту введения в действие приказа N 340 в штатах поликлиник (отделений) должности врачей-фтизиатров, дерматовенерологов, психиатров, врачей по контролю за занимающимися физической культурой и спортом, а также должности среднего и младшего медицинского персонала по этим разделам работы, включая персонал флюорографических установок, могут сохраняться, впредь до утверждения новых штатных нормативов по соответствующим диспансерам, когда:
а) в городах (поселках городского типа) без районного деления нет соответствующих диспансеров и население не прикреплено для непосредственной амбулаторной помощи по той или иной специальности к областным (республиканским, краевым) диспансерам.
Если часть населения прикреплена к указанным диспансерам, то сохранение должностей может иметь место в тех поликлиниках (отделениях), которые оказывают медицинскую помощь не прикрепленному к этим диспансерам населению;
б) в городских административных районах нет соответствующих диспансеров и население не прикреплено к городским или областным (республиканским, краевым) диспансерам для непосредственной амбулаторной помощи по той или иной специальности.
При оказании этими диспансерами непосредственной амбулаторной помощи части населения должности соответствующих специалистов могут сохраняться лишь в поликлиниках (отделениях), оказывающих медицинскую помощь той части населения, которая не прикреплена к указанным диспансерам.
Кроме того, независимо от наличия соответствующего диспансера, вышеуказанные должности могут сохраняться или вводиться вновь в штаты городских поликлиник (отделений) и медико-санитарных частей (в том числе "закрытых"), если они устанавливаются за счет общей численности должностей врачей основных специальностей, которые предусмотрены штатными нормативами для данного учреждения (например, в "закрытых" медико-санитарных частях в пределах числа врачей-специалистов, определенного по нормативу 1 должность на 1 000 работающих).
Также независимо от наличия или отсутствия диспансера в штатах поликлиник (отделений) устанавливаются согласно штатным нормативам должности врачей-фтизиатров санаторных детских яслей и яслей-садов, врачей-фтизиатров и медицинских сестер санаторных детских садов и врачей-психиатров и медицинских сестер вспомогательных школ для умственно отсталых детей.
Во всех остальных случаях должности врачей-фтизиатров, психиатров, дерматовенерологов, онкологов и врачей по контролю за занимающимися физической культурой и спортом должны либо передаваться в штаты диспансеров, либо исключаться из штатных расписаний.
Амбулаторный прием населения в зависимости от местных условий может быть организован как в диспансере, так и непосредственно в поликлиниках, имея при этом в виду необходимость приближения медицинской помощи к населению и его удобства. Не рекомендуется с введением новых штатных нормативов изменять место амбулаторного приема вышеуказанными врачами-специалистами, особенно детскими, без достаточных к тому оснований. Сам факт передачи должностей из поликлиник в диспансеры не является таким основанием.
3. К пункту 2 "Врачебный персонал" раздела А приложения N 1 к приказу N 340
Нормативы этого пункта могут применяться в отношении предприятий и строительных организаций с численностью работающих не менее 1000 человек. И лишь в случаях долевого участия в строительстве учреждений здравоохранения в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517 возможно применение этих нормативов при меньшей численности работающих на предприятии (строительной организации).
4. К пункту 3 "Врачебный персонал" раздела А приложения N 1 к приказу N 340
Численность должностей врачей - травматологов-ортопедов определяется для дневного и вечернего времени по расчетным нормам нагрузки на 1 час приема (7 посещений), утвержденным приказом Министра здравоохранения СССР от 20 июля 1960 года N 321 для этих специалистов; для ночного времени - не менее одной должности врача в смену.
Если в ночное время нагрузка превышает расчетную дневную норму, то число врачей определяется по дневным нормам. Однако во всех случаях численность должностей врачей - травматологов-ортопедов не может быть менее числа должностей на один круглосуточный пост.
Должности этих специалистов предусмотрены сверх таких же должностей врачей по пункту 1 "Врачебный персонал" раздела А приложения N 1 к приказу N 340.
Должность заведующего травматологическим отделением (травматологическим пунктом) включается в расчет по нормативам пункта 16-б этого же раздела, т.е. по нормам, предусмотренным для должности заведующего хирургическим отделением.
Должности врачей травматологического отделения (травматологического пункта) для круглосуточной помощи учитываются при расчете должностей медицинского персонала вспомогательных подразделений, определяемых в зависимости от числа должностей врачей, ведущих амбулаторный прием больных.
5. К пункту 4 "Врачебный персонал" раздела А приложения N 1 и пункту 5 "Врачебный персонал" раздела А приложения N 4 к приказу N 340
Указанные пункты применяются при расчете численности должностей всех поликлиник (отделений), работающих более чем в одну смену независимо от наличия станции скорой медицинской помощи.
При отсутствии в городе станции скорой медицинской помощи при расчетах штатов одной из поликлиник (отделений) могут дополнительно по указанию органов здравоохранения учитываться должности для скорой и неотложной медицинской помощи по штатным нормативам, утвержденным приказом Министра здравоохранения СССР от 23 декабря 1961 г. N 570.
6. К пункту 7 "Врачебный персонал" раздела А приложения N 1 к приказу N 340
Должности медицинского персонала комиссий по освидетельствованию шоферов, содержащиеся на хозрасчете или за счет специальных средств, могут устанавливаться по усмотрению местных органов здравоохранения в штате поликлиники, на которую возлагается эта работа. Указанные должности устанавливаются сверх штатных нормативов городских поликлиник.
7. К пункту 8 "Врачебный персонал" и пунктам 2 "Средний медицинский персонал" и "Младший медицинский персонал" раздела А приложения 1 к приказу N 340
Данные пункты применяются при расчете численности должностей поликлиник (отделений) в случаях, когда медицинская помощь подросткам организована по территориальному принципу.
В тех же случаях, когда эта помощь организуется по производственному принципу, данные пункты не применяются. Вместо этого орган здравоохранения определяет дополнительную численность должностей врачей, средних и младших медицинских работников для организации преимущественной медицинской помощи всем подросткам, проживающим в городе (районе), исходя из норматива: 0,25 должности на 1500 подростков, 1,0 должность медицинской сестры и 0,33 должности санитарки на каждую должность врача.
Полученная численность распределяется по поликлиникам (отделениям) по усмотрению соответствующего органа здравоохранения.
Фактическая численность должностей врачей - терапевтов подростковых определяется руководителем каждого учреждения в зависимости от потребности в пределах общей численности должностей по группам персонала, определенной по штатным нормативам и дополнительно полученной от органа здравоохранения в вышеуказанном порядке.
8. К пунктам 10-14 "Врачебный персонал" и пунктам 7, 8, 11, 13, 14, 15, 16 "Средний медицинский персонал" раздела А приложения N 1 и пунктам 6-9 "Врачебный персонал" и пунктам 4, 6, 8, 9, 10, 12 "Средний медицинский персонал" раздела А приложения N 4 к приказу N 340
При расчете численности должностей медицинского персонала вспомогательных лечебно-диагностических подразделений должны учитываться должности врачей-стоматологов (зубных врачей), полагающихся поликлинике (отделению) по нормативам, и в тех случаях, когда они фактически не будут вводиться в ее штаты в связи с централизацией стоматологической службы в городе (районе) или его части.
В поликлинике, где органом здравоохранения сосредоточены должности врачей-стоматологов (зубных врачей), при определении числа должностей медицинского персонала вспомогательных лечебно-диагностических подразделений должно учитываться только то число должностей врачей-стоматологов (зубных врачей), которое может быть введено в штаты этой поликлиники, исходя из численности населения, проживающего на территории ее деятельности.
При расчете числа должностей медицинских регистраторов и статистиков, медицинских сестер рентгеновского архива должности врачей-стоматологов (зубных врачей) учитываются в тех поликлиниках, где они фактически будут вводиться.
9. К пунктам 16-20 "Врачебный персонал" раздела А приложения N 1 и пунктам 11-13 "Врачебный персонал" раздела А приложения N 4 к приказу N 340
При применении указанных пунктов необходимо иметь в виду следующее:
а) должности заведующих рассчитываются в зависимости от числа врачей одноименной специальности;
б) две и большее число должностей заведующих отделениями по одноименным специальностям могут приниматься в расчет при определении численности должностей поликлиник (отделений) лишь по терапевтическим, стоматологическим и педиатрическим отделениям, причем по стоматологическим зубопротезным отделениям могут учитываться не более 2-х должностей заведующих;
в) для определения численности должностей заведующих терапевтическими отделениями принимаются во внимание все должности врачей-терапевтов, в том числе цеховые, дежурные участковые терапевты и терапевты подростковые (последние в том случае, если в штате данной поликлиники не может быть установлена должность заведующего кабинетом по оказанию медицинской помощи подросткам);
г) должности заведующих педиатрическими отделениями рассчитываются с учетом всех должностей врачей-педиатров, в том числе предусмотренных для работы в детских дошкольных учреждениях и школах;
д) должности врачей-стоматологов (протезистов) могут учитываться при определении численности должностей заведующих стоматологическими отделениями, если в поликлинике по числу должностей не может быть организовано зубопротезное отделение;
е) при расчете должностей заведующих хирургическими отделениями могут учитываться должности врачей - травматологов-ортопедов, если в поликлинике (больнице с поликлиникой) не может быть создано травматолого-ортопедическое отделение, травматологическое отделение (травматологический пункт);
ж) определяя численность должностей больниц, имеющих в своем составе поликлинику (поликлиники), можно учитывать лишь по одной должности заведующего лабораторией, физиотерапевтическим и рентгеновским кабинетом (отделением) и кабинетом учета и медицинской статистики в целом на больницу. Каждая из указанных должностей рассчитывается по штатным нормативам стационаров городских больниц (вместо одной должности соответствующего специалиста).
При этом должности врачей, которые устанавливаются по нормативам поликлиник и по нормативам стационаров больниц, суммируются. Например, по штатным нормативам можно ввести 0,5 должности лаборанта с высшим образованием в поликлинике и 0,5 должности этого специалиста в стационаре больницы. Всего в указанной больнице положено ввести одну должность лаборанта с высшим образованием. Вместо нее вводится должность заведующего лабораторией.
10. К пункту 4 "Средний медицинский персонал" раздела А приложения N 1 к приказу N 340
При наличии на предприятии более одного фотария к каждому из них может применяться норматив должностей средних медицинских работников, предусмотренный настоящим пунктом.
11. К разделам "В" и "Г" приложения N 1 к приказу N 340
Указанные разделы применяются при исчислении количества должностей поликлиник (отделений) "закрытых" медико-санитарных частей независимо от мощности этих поликлиник (отделений), т.е. независимо от того, соответствуют они или нет действующим типовым категориям.
Должности медицинского персонала акушерских кабинетов в составе поликлиник закрытых медико-санитарных частей должны рассчитываться по штатным нормативам, утвержденным приказом по Министерству здравоохранения СССР от 10.IV.1965 г. N 233 (раздел Е приложения к этому приказу).
Впредь до утверждения новых штатных нормативов диспансеров (отделений, кабинетов) должности медицинских сестер по этим разделам в поликлиниках закрытых медико-санитарных частей устанавливаются из расчета 1 должность на каждую должность врача: фтизиатра, дерматовенеролога, онколога, психиатра, врача по контролю за занимающимися физической культурой и спортом, должности санитарок - из расчета 1 должность на каждые 3 должности указанных врачей.
12. К приложениям NN 2 и 3 к приказу N 340
Указанные приложения предусматривают дополнительную численность должностей сверх численности по штатным нормативам городских поликлиник для организации медицинской помощи работникам промышленных предприятий и строительных организаций, студентам вузов и учащимся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ непосредственно по месту работы или учебы.
Поскольку все здравпункты должны входить в состав поликлиник (отделений), на территории деятельности которых расположены соответствующие предприятия, организации, учебные заведения, дополнительно выделяемые должности по приложениям NN 2 и 3 должны учитываться только при определении численности должностей соответствующих поликлиник.
Применение нормативов врачебных и фельдшерских здравпунктов ограничено численностью работающих, студентов или учащихся на каждом предприятии, вузе, учебном заведении, а врачебных здравпунктов, кроме того, расстоянием до ближайшего амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения).
В связи с изданием Министерством здравоохранения СССР приказа N 566 от 23 июля 1968 г., нормативы врачебных здравпунктов для вузов должны применяться независимо от расстояния до ближайшего амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения).
В отношении предприятий и строительных организаций значение ограничения возможности применения норматива врачебных здравпунктов из-за расстояния сводится к тому, что при расстоянии до 4 км должен применяться норматив по цеховому принципу (пункт 2 "Врачебный персонал" раздела А приложения N 1 и соответствующие пункты по среднему и младшему медицинскому персоналу), а при большем расстоянии возможно применение или того, или другого норматива.
Применение нормативов врачебных здравпунктов исключает возможность применения нормативов по цеховому принципу и наоборот.
Поскольку приказом N 340 не отменено циркулярное письмо Министерства здравоохранения СССР от 27 января 1953 года N 02-19/8, приложения NN 2 и 3 должны применяться к работникам геологоразведочных, разведывательных и изыскательских партий и экспедиций независимо от их численного состава.
В целях приближения медицинской помощи инвалидам, работающим или обучающимся на специально предназначенных для их трудоустройства (обучения) предприятиях, учебных и учебно-производственных комбинатах и училищах, циркулярным письмом Министерства здравоохранения СССР от 31 декабря 1968 г. N 02-8/396 разрешено вводить в штаты поликлиник (амбулаторий) сверх действующих штатных нормативов должность фельдшера на каждое предприятие, комбинат или училище с числом работающих (обучающихся) инвалидов от 150 до 500 человек.
При численности 500 и более инвалидов применяются нормативы фельдшерских здравпунктов.
Поликлиники (больницы) независимо от каких-либо условий в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. N 517 и приказами Министра здравоохранения СССР от 23 июля 1968 г. N 566 и от 25 июля 1968 г. N 575 обязаны оказывать преимущественную медицинскую помощь рабочим промышленных предприятий и строительных организаций, а также студентам вузов, расположенных на территории деятельности поликлиники (отделения).
Поэтому, когда по штатным нормативам не предусматривается выделение дополнительных должностей для организации медицинской помощи по цеховому принципу или путем создания здравпункта, руководители поликлиник (больниц) обязаны создать условия для предоставления рабочим и студентам преимущественной помощи как путем обеспечения их первоочередного приема в поликлинике, так и путем организации приема специалистами поликлиники непосредственно на предприятии (вузе).
Организация здравпунктов в этих случаях осуществляется при необходимости в пределах общей численности должностей соответствующего персонала, положенных поликлинике по штатным нормативам.
Если по ранее действовавшим нормативам предусматривались должности для фельдшерских здравпунктов и с введением в действие приказа N 340 эти здравпункты сохраняются за счет общей численности должностей, положенных по нормативам поликлинике (отделению), разрешается вместо одной должности врача или среднего медицинского работника любого наименования вводить должность заведующего-фельдшера.
13. К пункту 10 "Врачебный персонал" и пункту 7 "Средний медицинский персонал" раздела А приложения N 4 к приказу N 340
Если в городском административном районе проживает менее 25 тысяч детей, нормативы указанных пунктов могут применяться по указанию органа здравоохранения в одной из детских поликлиник (отделений) двух и большего числа районов, в которых по совокупности проживает не менее 25 тысяч детей. При невозможности использовать нормативы в указанном порядке, они применяются в целом для города с численностью детского населения не менее 25 тысяч детей.
При меньшей численности детей в городе данные нормативы не применяются.
14. К примечанию N 7 приложения N 1 и примечанию N 9 приложения N 4 к приказу N 340
Штатные нормативы, утвержденные приказом Министра здравоохранения СССР от 11.XI.1966 г. N 830, предусматривают возможность применения при исчислении некоторых должностей медицинского персонала штатных нормативов городских больниц и поликлиник. В свою очередь нормативы городских поликлиник определяют разделы, которые могут применяться при установлении штатов центральных районных и районных (номерных) больниц, а также условия их применения.
Кроме того, для имеющихся в составе этих больниц здравпунктов применяются штатные нормативы, утвержденные для здравпунктов приказом N 340 (приложения NN 2 и 3). Следует также иметь в виду, что приказ N 830 (п. 9 примечаний к приложению N 1) разрешает сохранять численность должностей врачей и среднего медицинского персонала для амбулаторного приема населения, в том числе здравпунктов. Это примечание сохраняет свою силу и в настоящее время.
15. К примечанию N 9 приложения N 1 и примечанию N 7 приложения N 4 к приказу N 340
Численность должностей, предусмотренная штатными нормативами, утвержденными приказом N 340, обеспечивает полное удовлетворение городского населения в амбулаторно-поликлинической помощи, в том числе отдельных групп населения - в преимущественной помощи. В связи с этим все должности, предусмотренные в приложениях NN 1-4 к приказу N 340, за исключением разделов "В" и "Г" приложения N 1, для оказания преимущественной амбулаторной помощи рабочим, студентам, учащимся, подросткам и детям дошкольных учреждений не дублируют должности территориальных поликлиник (отделений), определяемые по численности населения, и рассчитываются сверх этих должностей.
В то же время должности, установленные в штатах специализированных, ведомственных и др. поликлиник (отделений) для оказания непосредственной амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению, являются дублированием соответствующих должностей городских поликлиник (отделений) и, следовательно, должны учитываться при расчете штатов территориальных и других поликлиник (отделений).
Учет "дублирования" производится органами здравоохранения, а по ведомственным поликлиникам (отделениям) - по согласованию с руководством этих учреждений (подразделений) или их вышестоящими организациями.
Методы учета указанного "дублирования" могут быть различными: раскрепление городского населения между поликлиниками или отделениями; централизация отдельных видов специализированной медицинской помощи; введение отдельных должностей специалистов в штаты территориальных или ведомственных поликлиник и т.д.
Например, в городе (районе) создана стоматологическая и физиотерапевтическая поликлиники, которые полностью оказывают медицинскую помощь населению города (района). В связи с этим при определении численности должностей в городских поликлиниках должности врачей по вышеуказанным специальностям не должны включаться.
В медико-санитарных частях, штаты которых определяются по разделам "В" или "Г" приложения N 1 к приказу N 340, численность должностей, соответствующая нормативам раздела "А" для оказания помощи работникам крупных промпредприятий и строительных организаций по месту их работы, не является дублированием должностей городских поликлиник (отделений), а все остальные должности - дублируют должности, устанавливаемые в территориальных поликлиниках (отделениях) по месту жительства указанных работников. Следовательно, органы здравоохранения должны учитывать это дублирование. Например, на территории города функционирует медико-санитарная часть для оказания медицинской помощи исключительно работникам машиностроительного завода. Численность работников этого предприятия, проживающих в городе, составляет 10 тыс. человек. По разделу "В" или "Г" на эту численность работников положено 15 должностей врачей основных специальностей. Согласно же разделу "А" на эту же численность работников для полного их обеспечения преимущественной помощью положено 7,5 должностей врачей. Следовательно, при полном использовании нормативов раздела "В" или "Г" 7,5 должностей являются дублированием.
С целью облегчения расчетов по определению количества должностей в медико-санитарных частях рекомендуется пользоваться таблицей (приложение 11).
Учет дублирования, определяемого в указанном выше порядке, должен найти отражение в справках плановых показателей (приложение N 2), выдаваемых органами здравоохранения поликлиникам (отделениям).
Численность должностей, устанавливаемая в хозрасчетных поликлиниках всех профилей и поликлиниках для советского и партийного актива, не должна учитываться как дублирование.
16. К приложениям NN 1-4 приказа N 340
В случаях, когда по нормативам численность должностей определяется "из расчета" на какой-либо объемный показатель, необходимо производить соответствующие расчеты с точностью до тысячных долей целого.
Например, согласно нормативам определение числа должностей врачей-инфекционистов - производится из расчета 1 должность на 50 тыс. взрослого городского населения. При наличии в городе 37 600 жителей поликлинике полагается 0,751 должности указанного специалиста, т.е.:
I должность |
- |
на 50 000 человек |
Х |
- |
на 37 600 человек |
Отсюда должности
После применения правила округления в расчет принимается полная должность.
17. К примечаниям N 11 приложений NN 1 и 4 к приказу N 340
Правила округления численности должностей должны применяться к одноименным должностям в одном структурном подразделении, либо в нескольких или в целом по учреждению (поликлинике). Допускается также округление по нескольким специальностям, но лишь в целом по учреждению.
Так, в примере, приведенном выше в п. 16, полученное в результате расчета число 0,751 должности врача-инфекциониста округляется до полной должности. Если бы в результате расчета получилось бы число 0,749 должности, оно округлилось бы до 0,5 должности врача-инфекциониста.
______________________________
* Согласно постановлению Совета Министров СССР от 27 декабря 1968 г. N 1034 действующие порядок установления должностей и штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала Министерства здравоохранения СССР должны применяться Советами Министров союзных республик, министерствами и ведомствами СССР.
Первый заместитель Министра |
Б. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методическое письмо к приказу Министра здравоохранения СССР от 30 апреля 1968 года N 340 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, врачебных и фельдшерских здравпунктов" (утв. Министерством здравоохранения СССР 8 января 1969 г. N 02-14/4)
Текст документа приводится по изданию Министерства здравоохранения СССР (Москва, 1969 г.)
Методическое письмо разработано Планово-финансовым управлением Минздрава СССР (В.В. Головтеев, А.Л. Маргулис, Д.И. Анискевич и Н.Н. Астафьев) с участием редакционной комиссии, созданной всесоюзным совещанием по введению в действие приказа Министра здравоохранения СССР от 30 апреля 1968 года N 340, состоявшемся в г. Москве 14-16 ноября 1968 года, в составе: доктора медицинских наук В.И. Канта, кандидата медицинских наук М.А. Рогового и представителей министерств здравоохранения: РСФСР - Ю.В. Макашева, Украинской ССР - А.И. Беркмана и Узбекской ССР - А.Г. Темиргалиева.
Приказом Минздрава России от 3 декабря 2020 г. N 1283 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 3 декабря 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказом Минздрава СССР от 11 октября 1982 г. N 999 настоящее Методическое письмо признано утратившим силу, за исключением общих положений и методики расчета численности должностей