Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 9 июня 2010 г. по заявке N 2005717820/50
Заявка: |
2005717820/50 |
Название: |
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
08.02.2010 |
Дата коллегии: |
27.04.2010 |
Дата утверждения: |
09.06.2010 |
Заявитель: |
Открытое акционерное общество Банком "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ", Санкт - Петербург |
Вид обращения: |
Возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N231-ФЗ, и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 08.02.2010, поданное Открытым акционерным обществом Банком "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ", Санкт - Петербург (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 351949, при этом установлено следующее. Оспариваемый товарный знак по заявке N2005717820/50 с приоритетом от 20.07.2005 зарегистрирован 05.06.2008 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации за N351949 на имя Некоммерческого партнерства "Новое поколение промышленников и предпринимателей" (далее - правообладатель), в отношении товаров 09 и услуг 35, 36 и 39 классов МКТУ.
Согласно описанию, приведенному в материалах заявки, оспариваемый товарный знак является комбинированным, словесный элемент "Александровский" выполнен в кириллице буквами красного цвета на белом фоне под изобразительным элементом, выполненным в виде герба красного цвета, в центре которого расположена стилизованная буква "А" желтого цвета, выполненная из орнамента.
В возражении, поступившем в Палату по патентным спорам 08.02.2010, выражено мнение о том, что правовая охрана товарному знаку по свидетельству N 351949 предоставлена с нарушением требований, установленных пунктом 3 статьи 6 и пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 23.09.92 N3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" с изменениями и дополнениями от 11.12.2002 (далее - Закон).
Доводы возражения сводятся к следующему:
3 - оспариваемый товарный знак содержит словесное обозначение "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ", используемое для индивидуализации ОАО Банк "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ", известный под данным фирменным наименованием с 12 февраля 2004 года, т.е. до даты подачи заявки на регистрацию товарного знака 20.07.2005;
- на дату приоритета товарного знака обозначение "Александровский" применительно к банковской деятельности приобрело известность у потребителя в ассоциативной связи с Банком "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ";
- оспариваемый товарный знак по своему композиционному и колористическому решению сходен до степени смешения с обозначением, которое Банк "Александровский" использовал в своей деятельности ранее даты приоритета оспариваемого товарного знака, а их словесные части являются фонетически тождественными;
- право на фирменное наименование Открытое акционерное общество Банк "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ" возникло по факту государственной регистрации изменений, а именно: изменения фирменного наименования Открытого акционерного общества "Санкт-Петербургский инвестиционный ТЕХНОХИМБАНК", произведенного в соответствии с решением общего собрания акционеров от 09.12.2003, оформленного в виде изменения и дополнения N3 от 16.01.2004 в Устав Открытого акционерного общества "Санкт-Петербургский инвестиционный ТЕХНОХИМБАНК" и удостоверенного Свидетельством Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.02.2004 за государственным номером 2047831000358;
- в соответствии с Федеральным Законом "О банках и банковской деятельности" данное фирменное наименование включено в лицензию на осуществление банковских операций N 53 от 12.02.2004;
- в связи с изменением фирменного наименования банка были изменены наименования филиалов и наименования дополнительных офисов банка;
- на момент приоритета оспариваемого товарного знака Банк "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ" имел в общей сложности два филиала, и четыре дополнительных офиса. Для индивидуализации всех офисов был разработан и внедрен единый фирменный стиль, который включал обозначение Банк "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ" на фирменных бланках, печатях, в наружных рекламных установках и вывесках, в интерьере офисов банка и т.д.;
- размещение наружной рекламы осуществлялось на основании Договоров размещения наружной рекламы и информации в Санкт- 4 Петербурге с Государственным унитарным предприятием "Городской центр размещения рекламы". В рамках указанных договоров производилось согласование объектов наружной рекламы, на которые выдавались паспорта рекламоносителей с указанием конкретного адреса их размещения. За использование городской собственности в рекламных целях производились ежегодные платежи;
- Банк "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ" активно размещал информацию о себе и своих услугах в российских средствах массовой информации. Многие из изданий распространялись не только в Санкт-Петербурге, и в северо- западном округе Российской Федерации, но и на остальной части территории Российской Федерации;
- услуги банка активно продвигались с использованием официального сайта в сети Интернет www.alexbank.ru;
- согласно рейтингу банков северо-запада, опубликованного в журнале "Эксперт северо-запад" по состоянию на 01.07.2004 Банк "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ" занимал 20 место по величине активов среди 81 банка, 7 место среди 20 банков с лучшим коэффициентом деловой активности, входил в 20 банков по величине остатков на счетах клиентов, 10 место по наибольшему остатку средств на корреспондентском счете в ЦБ РФ и входил в 20 банков с наибольшим объемом депозитов, привлеченных от физических лиц.
В подтверждение своих доводов, лицо, подавшее возражение, представил следующие материалы:
1. Свидетельство Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.02.2004 г. N 2047831000358 на 1 л.
2. Лицензия на осуществление банковских операций N 53 от 12.02.2004 на 4 л.
3. Приказ ОАО Банк "Александровский" N 56 от 01.04.2004 на 3 л.
4. Договоры размещения наружной рекламы и информации в Санкт- Петербурге с ГУП "Городской центр размещения рекламы". Паспорта рекламоносителей. Платежные документы. На 32 л.
5. Копии публикаций из СМИ на 48 л.
6. Копии рекламы из телефонных справочников на 8 л.
7. Распечатки официального сайта www.alexbank.ru на 6 л.
5 8. Аудиторское заключение N 2-069-05-05 по финансовой отчетности ОАО Банк "Александровский" за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 включительно.
9. Аудиторское заключение N 2-070-04-06 по финансовой отчетности ОАО Банк "Александровский" за период с 01.01.2005 по 31.12.2005 включительно.
С учетом изложенного лицо, подавшее возражение, просит признать недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ" по свидетельству N351949 частично в отношении услуг 36 класса МКТУ, а именно: агентства кредитные; агентства по взысканию долгов; анализ финансовый; аренда финансовая; банки сберегательные; выпуск дорожных чеков; выпуск кредитных карточек; выпуск ценных бумаг; инвестирование, информация финансовая; клиринг, консультации по вопросам финансов; котировки биржевые; менеджмент финансовый; обмен денег; обслуживание по дебетовым карточкам, обслуживание по кредитным карточкам; операции банковские через Интернет, операции факторные; организация денежных сборов; оценки финансовые (страхование, банковские операции, недвижимое имущество); перевод денежных средств в системе электронных расчетов; поручительство, предоставление ссуд, предоставление ссуд под залог; проверка подлинности чеков; сбор благотворительных средств; спонсорство финансовое; ссуды ипотечные; ссуды с погашением в рассрочку; услуги актуариев; услуги банковские; услуги по выплате пенсий; услуги попечительские; учреждение взаимофондов, финансирование, хранение в сейфах; хранение ценностей. Правообладатель, ознакомленный с материалами возражения, в установленном порядке, представил отзыв на возражение, доводы которого сводятся к следующему:
- используемое для индивидуализации услуг ОАО Банк "Александровский" стало известно с 12.02.2004 года применительно к банковской деятельности, однако права на фирменное наименование "Александровский" в отношении однородных услуг 36 класса МКТУ в Российской Федерации возникли ранее у Кредитного Потребительского Кооператива граждан "Александровский". Дата регистрации Кооператива 23.05.2003 года, ранее даты изменения Банком своего наименования;
- Кредитный Потребительский Кооператив граждан "Александровский" заключил договор о совместной деятельности (простого Товарищества) от 6 27.09.2007 года с Некоммерческим партнерством "Новое поколение промышленников и предпринимателей", в котором Стороны договорились в целях организации совместной деятельности, зарегистрировать товарный знак "Александровский" на имя Некоммерческого партнерства "Новое поколение промышленников и предпринимателей";
- на основании протокола Правления Кредитного Потребительского Кооператива "Александровский" 04.08.2009 правообладатель товарного знака "Александровский" был включен в члены Кооператива;
- Кооператив на основании Устава осуществляет различные виды деятельности, а именно: осуществление финансовой взаимопомощи, удовлетворение потребностей членов кооператива за счет средств фонда финансовой взаимопомощи путем предоставления займов на личные бытовые нужды, а также для осуществления предпринимательской деятельности, удовлетворения текущих потребностей своих членов в нефинансовых услугах, оказываемых кооперативом; оказание услуг по выдаче займов, сбережению средств и другим финансовым операциям; оказание нефинансовых услуг, связанных с улучшением социального положения своих членов, содействие и защита интересов в сфере экономической, финансовой, и социальной безопасности, заключение договоров страхования от имени и по поручению своих членов и т.д.;
- довод об известности обозначения "Александровский" и устойчивой ассоциативной связи обозначения с Банком "Александровский" необоснованны;
- ОАО Банк "Александровский" не входит в список 200 банков России и не входит в список 100 Банков, имеющих свои банкоматы. Материалы возражения доказывают известность ОАО Банк "Александровский" по отношению к одному городу Санкт - Петербургу за период 2004-2006 годы;
- относительно заинтересованности лица, подавшего возражение, был указан довод о том, что товарный знак по свидетельству N351949 препятствует регистрации товарного знака по заявке N2008734832/50 от 01.11.2008, поданной на имя ОАО "Банк Александровский", однако факт подачи заявки на государственную регистрацию тождественного или сходного до степени смешения товарного знака сам по себе не может свидетельствовать о заинтересованности;
7 На основании вышеизложенного правообладатель просит отказать в удовлетворении возражения, оставить в силе правовую охрану товарного знака.
Изучив материалы дела и выслушав участников рассмотрения возражения, Палата по патентным спорам находит изложенные в нем доводы убедительными.
С учетом даты (20.07.2005) поступления заявки N2005717820/50 на регистрацию товарного знака, правовая база для оценки его охраноспособности включает упомянутый Закон и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003 за N 4322, введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
В соответствии с пунктом 2.5.1 Правил не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, указанные в пункте 3 статьи 6 Закона, а именно являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. К таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона и пунктом 2.10 Правил не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
Оспариваемый товарный знак представляет собой комбинированное обозначение, состоящее из изобразительного элемента, выполненного в виде щита красного цвета с черной окантовкой, внутри которого размещена 8 стилизованная буква "А" желтого цвета, составленная из соединённых между собой и переплетённых линий.
Под изобразительным элементом расположен словесный элемент "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ", выполненный оригинальным шрифтом буквами кириллического алфавита красного цвета. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 09 и услуг 35, 36 и 39 классов МКТУ.
Довод правообладателя о том, что факт подачи заявки на государственную регистрацию тождественного или сходного до степени смешения товарного знака сам по себе не может свидетельствовать о заинтересованности лица в подаче такого возражения, не может быть признан убедительным, так как предметом спора по указанному возражению является несоответствие в частности регистрации требованиям пункта 3 статьи 7 Закона, т.е. возражение подано в рамках защиты исключительного права на фирменное наименование, используемое в отношении услуг 36 класса МКТУ.
Очевидно, что сам по себе товарный знак или его словесный элемент "А" являются семантически нейтральными в отношении товаров и услуг, приведенных в перечне свидетельства N351949, и не указывают ни на место происхождения товаров и услуг, ни на лицо, осуществляющее какую- либо деятельность, поэтому не могут являться ложными.
Однако, способность обозначения вводить потребителя в заблуждение может быть вызвана ассоциациями, которые возникают при восприятии знака на основании имеющихся сведений. Довод лица, подавшего возражение, о том, что оспариваемый товарный знак способен вводить потребителя в потребителя в заблуждение относительно истинного производителя услуг, не может быть признан убедительным в силу недостаточности представленной информации, не позволяющей в полной мере судить о том насколько хорошо известны потребителю услуги, осуществляемые лицом, подавшим возражение, с использованием обозначения "Александровский" и введении потребителя в заблуждение относительно производителя услуг в силу ассоциации обозначения "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ" исключительно с ОАО Банком "Александровский", а не с правообладателем.
Таким образом, основания для вывода о том, что регистрация N351949 товарного знака противоречит требованиям пункта 3 статьи 6 Закона как вводящая потребителя в заблуждение, отсутствуют.
9 В рамках мотива о несоответствии оспариваемого товарного знака требованиям пункта 3 статьи 7 Закона лицом, подавшим возражение, были представлены свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в соответствии с которым 02.02.2004 у Открытого акционерного общества Банк "Александровский" возникло право на фирменное наименование [1], и лицензия на осуществление банковских операций от 12.02.2004 [2]. Таким образом, право на фирменное наименование возникло у лица, подавшего возражение ранее даты (20.07.2005) приоритета оспариваемого товарного знака.
Очевидным является факт тождества словесного элемента "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ" оспариваемого товарного знака и собственно наименования ОАО Банк "Александровский".
В соответствии со своей деятельностью, подтвержденной представленными лицензиями [2] на осуществление банковских операций, ОАО Банк "Александровский" оказывал финансовые услуги до даты подачи заявки.
Анализ услуг 36 класса МКТУ, представленных в перечне оспариваемой регистрации, показал, что часть из них однородны той деятельности, которая реально осуществляется лицом, подавшим возражение, что подтверждается представленной информацией [5-9].
Таким образом, доводы возражения о несоответствии регистрации товарного знака "Александровский" по свидетельству N351949 требованиям пункта 3 статьи 7 Закона признаны Палатой по патентным спорам убедительными в части следующих услуг 36 класса МКТУ: а именно: агентства кредитные; агентства по взысканию долгов; анализ финансовый; аренда финансовая; банки сберегательные; выпуск дорожных чеков; выпуск кредитных карточек; выпуск ценных бумаг; инвестирование, информация финансовая; клиринг, консультации по вопросам финансов; котировки биржевые; менеджмент финансовый; обмен денег; обслуживание по дебетовым карточкам, обслуживание по кредитным карточкам; операции банковские через Интернет, операции факторные; организация денежных сборов; оценки финансовые (страхование, банковские операции, недвижимое имущество); перевод денежных средств в системе электронных расчетов; поручительство, предоставление ссуд, предоставление ссуд под залог;
10 проверка подлинности чеков; сбор благотворительных средств; спонсорство финансовое; ссуды ипотечные; ссуды с погашением в рассрочку; услуги актуариев; услуги банковские; услуги по выплате пенсий; услуги попечительские; учреждение взаимофондов, финансирование, хранение в сейфах; хранение ценностей, которые были признаны однородными услугам, оказываемых ОАО Банком "Александровский".
Довод правообладателя о том, что права на фирменное наименование "Александровский" в отношении услуг 36 класса МКТУ в Российской Федерации возникли ранее у Кредитного Потребительского Кооператива граждан "Александровский" не могут быть приняты во внимание, поскольку потребительский кооператив не обладает правом на фирменное наименование, так как не является коммерческой организацией в соответствии с пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данные положения содержались в пункте 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовавшей на дату приоритета оспариваемого знака, и были уточнены в статье 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В виду вышеизложенного представленный правообладателем договор о совместной деятельности от 24.09.2007 между правообладателем и Кредитно Потребительским Кооперативом граждан "Александровский" не был учтен при вынесения решения коллегией Палаты по патентным спорам.
Что касается особого мнения правообладателя, то изложенные в нем доводы проанализированы выше и не требуют дополнительного анализа.
В соответствии с вышеизложенным Палата по патентным спорам решила:
Удовлетворить возражение от 05.02.2010, признать недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N351949 частично, сохранив ее действие в отношении следующих товаров и услуг:
11 Форма N 81.1 В бюллетень "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров" (591) белый, красный, желтый, черный.
(511) 09 - приборы и инструменты научные, морские, геодезические, фотографические, кинематографиче- ские, оптические, для взвешивания, измерения, сигнализации, контроля (проверки), спасания и обу- чения; приборы и инструменты для передачи, распределения, трансформации, накопления, регули- рования или управления электричеством; аппаратура для записи, передачи, воспроизведения звука или изображений; магнитные носители информации, диски звукозаписи; торговые автоматы и ме- ханизмы для аппаратов с предварительной оплатой; кассовые аппараты, счетные машины, обору- дование для обработки информации и компьютеры; оборудование для тушения огня.
35 - реклама; менеджмент в сфере бизнеса; административная деятельность в сфере бизнеса; офис- ная служба.
36 - агентства по операциям с недвижимым имуществом; агентства таможенные; арен а ферм и сельхозов; бюро квартирные, взыскание арендной платы; информация по вопросам страхования; консультации по вопросам страхования, ликвидация торгово-промышленной деятельности, мак- лерство (brokerage, courtage); оценка антиквариата; оценка драгоценностей; оценка марок; оценка недвижимого имущества; оценка предметов нумизматики; оценка произведений искусства; посред- ничество биржевое; посредничество при операциях с недвижимостью; посредничество при страхо- вании; сдача в аренду недвижимого имущества; сдача в аренду нежилых помещений; сдача квартир в аренду, страхование, управление жилым фондом; управление недвижимостью; экспертиза нало- говая.
39 - транспортировка; упаковка и хранение товаров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 9 июня 2010 г. по заявке N 2005717820/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru