Решение Федеральной налоговой службы от 17 октября 2019 г. N СА-4-9/21356@
Федеральной налоговой службой получена жалоба Х (далее - Заявитель) на решение ИФНС России (далее - Инспекция) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение) и решение УФНС России (далее - Управление).
Заявитель, считая решения Инспекции и Управления необоснованными, обратился с жалобой в Федеральную налоговую службу.
Х в жалобе сообщает, что через Личный кабинет представил в Инспекцию налоговую декларацию по НДФЛ за 2017 год (далее - Декларация), в которой заявил, в том числе социальный налоговый вычет по расходам на лечение, и документы, подтверждающие право на данный налоговый вычет.
На требование Инспекции о представлении оригиналов справок об оплате медицинских услуг за 2017 год Заявитель через Личный кабинет направил в Инспекцию пояснение, в котором указал, что истребуемые Инспекцией документы представлены с Декларацией через Личный кабинет.
По мнению Заявителя, документы, представленные через Личный кабинет, равнозначны документам, представленным на бумажном носителе.
Заявитель в жалобе указывает на неправомерность отказа в предоставлении социального налогового вычета по расходам на лечение в связи с допущенными опечатками в трех справках об оплате медицинских услуг, поскольку допущенные опечатки являются техническими ошибками, не влияющими на получение социального налогового вычета.
На основании изложенного Х просит подтвердить наличие у него права на социальный налоговый вычет по расходам на лечение за 2017 год.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Х, исследовав и оценив материалы, представленные Управлением в указанной части, сообщает следующее.
Пунктом 3 статьи 80 Кодекса определено, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации. Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации, в электронном виде.
Согласно пункту 4 статьи 80 Кодекса налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через Личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Кодекса Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 11.2 Кодекса.
В соответствии с Приложением N 2 к Приказу Федеральной налоговой службы от 17.03.2017 N СА-7-6/220@ "О вводе в промышленную эксплуатацию модернизированного программного обеспечения интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" в части унификации способов транспортной составляющей электронного документооборота" налоговая декларация по НДФЛ включена в перечень электронных документов, направляемых налогоплательщиком и налоговым органом посредством Личного кабинета.
Из пункта 3 статьи 88 Кодекса следует, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В соответствии со статьей 216 Кодекса налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, налогоплательщику и детям в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201 утвержден перечень медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении размера социального налогового вычета.
Во исполнение Постановления и единообразного применения законодательства, регламентирующего предоставление указанного социального налогового вычета, Минздравом России и МНС России Приказом от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256 (далее - Приказ) утверждена, в том числе форма справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации.
Инструкцией по учету, хранению и заполнению справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации (Приложение N 2 к Приказу) определено, что указанная справка выдается после оплаты медицинской услуги и при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы, по требованию налогоплательщика, производившего оплату медицинских услуг.
Как следует из информации, представленной Управлением, Х через Личный кабинет представил в Инспекцию Декларацию, в которой заявил, в том числе социальный налоговый вычет по расходам на лечение, и сканированные образы следующих документов: справки от 26.01.2018 об оплате медицинских услуг, дата оплаты отсутствует; справки от 20.03.2017 об оплате медицинских услуг, дата оплаты 20.03.2016; справки от 10.10.2018 об оплате медицинских услуг, дата оплаты 04.07.2018; справки от 12.07.2018 об оплате медицинских услуг, дата оплаты 2017 год; справки от 12.07.2018 об оплате медицинских услуг, дата оплаты 2017 год; справки от 21.08.2017 об оплате медицинских услуг, дата оплаты 21.08.2017; справки от 31.03.2017 об оплате медицинских услуг, дата оплаты 31.03.2017; справки от 11.05.2018 об оплате медицинских услуг, дата оплаты 03.02.2017; справки от 24.09.2018 об оплате медицинских услуг, дата оплаты 19.07.2017, 20.07.2017, 24.07.2017, 26.07.2017.
Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки установлено, что в 2-х справках об оплате медицинских услуг от 20.03.2017 и от 10.10.2018 указаны даты оплаты - 2016 год и 2018 год, а в 1-ой справке от 26.01.2018 - не указана дата оплаты медицинских услуг.
Согласно информации, представленной Управлением, Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки Заявителя на основе Декларации в адрес Х направлено требование от 16.12.2018 о представлении пояснений и оригиналов справок об оплате медицинских услуг.
На указанное требование Х 16.02.2018 через Личный кабинет представил пояснения, в которых сообщил, что истребуемые документы направлены в Инспекцию в полном объеме одновременно с Декларацией и повторное представление ранее представленных документов в рамках статьи 88 Кодекса не предусмотрено.
Учитывая изложенное, и исходя из фактических обстоятельств, поскольку Х не были представлены оригиналы указанных справок, в достоверности образов которых у Инспекции и Управления были сомнения, Федеральная налоговая служба признает правомерным отказ Х в праве на социальный налоговый вычет по расходам на лечение по указанным справкам.
Вместе с тем, согласно информации, представленной Управлением, 6 справок об оплате медицинских услуг, представленных Х вместе с Декларацией, соответствуют утвержденной форме, содержат фамилию, имя и отчество налогоплательщика и пациента, наименование медицинского учреждения, информацию о наличии лицензии и стоимости медицинских услуг, дату оплаты медицинских услуг, код услуги, каких - либо претензий к данным справкам Инспекцией и Управлением к их подлинности и достоверности предъявлено не было.
Федеральная налоговая служба признает неправомерным отказ Инспекции и Управления в праве Х на социальный налоговый вычет по расходам на лечение на основании указанных 6 справок.
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, отменяет решение ИФНС России об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение УФНС России в части отказа Заявителю в праве на социальный налоговый вычет по расходам на лечение на основании 6 справок об оплате медицинских услуг (от 12.07.2018, от 21.08.2017, от 31.03.2017, от 11.05.2018, от 24.09.2018, от 12.07.2018).
В остальной части Федеральная налоговая служба оставляет решения Инспекции и Управления без изменения, а жалобу Х - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 17 октября 2019 г. N СА-4-9/21356@ Правомерность отказа в предоставлении социального налогового вычета по расходам на лечение при наличии ошибок в справках на оплату медицинских услуг, представленных через личный кабинет
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров