Отсрочка/рассрочка по уплате налога
В соответствии со ст. 64 Налогового кодекса РФ, отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок, не превышающий один год с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога являются:
1) причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога (определяется в соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога [1]);
4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер (определяется в соответствии с Перечнем сезонных отраслей и видов деятельности, применяемым при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога [1]);
6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пять лет, может быть предоставлена по решению министра финансов РФ, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд. руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.
Перечень документов, необходимых для рассмотрения налоговыми органами вопроса о предоставлении отсрочки/рассрочки определен главой 9 Налогового кодекса РФ и Порядком изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденным Приказом ФНС России от 28.09.2010 г. N ММВ-7-8/469@ (в ред. от 27.12.2013).
Следует отметить, что Федеральным законом от 23.07.2013 г. N 248-ФЗ были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, направленные на совершенствование налогового администрирования, в том числе в качестве одного из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, в том числе и при изменении срока уплаты налога и сбора, была установлена банковская гарантия.
Д.В. Наумчев отметил, что предоставление налогоплательщиками банковской гарантии при подаче в налоговый орган заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей, позволит более эффективно использовать на практике данный способ изменения срока уплаты налога, сбора, пеней, штрафов. В то же время в случае несоблюдения налогоплательщиками условий предоставленных им отсрочек (рассрочек) у налоговых органов будет возможность взыскать соответствующие суммы налогов (сборов) в бюджетную систему РФ за счет представленной банковской гарантии [3].
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица и вступает в действие со дня, установленного в этом решении.
Исходя из оснований предоставления, отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется:
без начисления процентов на сумму задолженности;
с начислением процентов на сумму задолженности исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.
Изложенные выше правила применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 06.04.1999 г. N 382 (в ред. от 25.02.2014 г.) "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога".
2. Приказ Минэкономразвития РФ от 18.04.2011 г. N 175 "Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога".
3. Наумчев Д.В. О новациях Федерального закона 248-ФЗ // Налоговая политика и практика. 2013. N 11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.
Авторы материалов сборника
Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Руководитель авторского коллектива издания. Подготовленные термины: Бенефициарный собственник, Двойное (многократное) налогообложение, Косвенные налоги, Международное налоговое право, Налоговая политика, Налоговая система, Налоговое администрирование, Налоговое бремя, Налоговые вычеты, Налоговые льготы, Низконалоговые юрисдикции, Постоянное представительство иностранной организации, Прямые налоги, Соглашения об избежании двойного налогообложения.
Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.
Подготовленные термины: Доход, Законодательство о налогах и сборах, Источник налога, Налоговое преступление, Налоговый суверенитет, Налоговый учет, Сбор (пошлина), Формы вины.
Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.
Подготовленные термины: Акт налоговой проверки, Апелляционная жалоба, Жалоба, Исковая давность, Налоговая декларация, Налоговая ответственность, Налоговое уведомление, Налоговый контроль, Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, Пеня, Порядок уплаты налогов и сборов, Решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Подготовленные термины: Налоговый период, Недоимка, Порядок исчисления налогов и сборов, Представительство в налоговых правоотношениях, Реализация товаров, работ или услуг, Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, Срок уплаты налогов (сборов), Элементы налогообложения.
Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.
Подготовленные термины: Возврат налога, Зачет налога, Налоговая выгода, Налоговая обязанность (налоговое обязательство), Налоговая правосубъектность, Налоговые правоотношения, Участники налоговых правоотношений.
Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского
государственного аграрного университета имени Императора Петра I.
Подготовленные термины: Авансовые платежи, Арест имущества, Залог имущества, Консолидированная группа налогоплательщиков, Налоговая санкция, Налоговое правонарушение, Организация, Поручительство, Рыночная цена товара (работы, услуг), Штраф.
Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.
Подготовленные термины: Налоговая тайна, Принципы налогообложения, Решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, Трансфертное ценообразование, Уклонение от уплаты налогов.
Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.
Подготовленные термины: Изменение срока уплаты налога и сбора, Отсрочка (рассрочка) по уплате налога, Требование об уплате налога.
Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Подготовленные термины: Налоговая база, Налоговая ставка, Налогоплательщик, Объект налогообложения.
Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).
Подготовленные термины: Налог, Налоговая оптимизация.