2 апреля 2013 г.
Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации
Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" в настоящий раздел внесены изменения, вступающие в силу на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Международных стандартов финансовой отчетности
Ссылки
- Концепция подготовки и представления финансовой отчетности,
- МСФО (IFRS) 1 "Первое применение международных стандартов финансовой отчетности",
- МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации",
- МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки",
- МСФО (IAS) 11 "Договоры на строительство",
- МСФО (IAS) 16 "Основные средства",
- МСФО (IAS) 17 "Аренда",
- МСФО (IAS) 18 "Выручка",
- МСФО (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи",
- МСФО (IAS) 23 "Затраты по займам",
- МСФО (IAS)32 "Финансовые инструменты: представление информации",
- МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов",
- МСФО (IAS) 37 "Оценочные резервы, условные обязательства и условные активы",
- МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы",
- МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (выпущенный в октябре 2010 г.),
- КРМФО (IFRIC) 4 "Определение наличия в соглашении признаков договора аренды",
- ПКР (SIC) 29 "Раскрытие информации - концессионные соглашения на предоставление услуг"*
Исходная информация
1 Во многих странах инфраструктура для предоставления общественных услуг - такая как дороги, мосты, туннели, тюрьмы, больницы, аэропорты, водораспределительные сооружения, система энергоснабжения и телекоммуникационные сети - традиционно строилась, управлялась и обслуживалась субъектами государственного сектора и финансировалась через общественные бюджетные ассигнования.
2 В некоторых странах правительства ввели в практику использование соглашений о договорных услугах, чтобы привлечь субъектов частного сектора к участию в развитии, финансировании, управления и обслуживании данной инфраструктуры. Инфраструктура может уже существовать или может быть построена во время действия соглашения о предоставлении услуг. Договоренность в рамках настоящего разъяснения обычно вовлекает предприятие частного сектора (оператор) для строительства инфраструктуры, используемой для предоставления общественных услуг, или ее усовершенствования (например, путем увеличения ее мощностей), а также управления и обслуживания данной инфраструктуры в течение определенного периода времени. Услуги оператора оплачиваются в течение периода договоренности. Договоренность регулируется контрактом, в котором оговариваются стандарты выполнения работ, механизмы регулирования цен и условия разрешения разногласий. Такая договоренность часто описывается как соглашение концессионных услуг по схемам "строительство - управление - передача", "реконструкция - управление - передача" или "государство - частные предприятия".
3 Особенностью данных соглашений на предоставление услуг является характер общественного обслуживания обязательства, принятого оператором. Государственная политика направлена на услуги, связанные с инфраструктурой, которая будет предоставлена общественности, независимо от идентичности стороны, которая предоставляет услуги. Соглашение на представление услуг на контрактной основе обязывает оператора оказывать общественности услуги от имени субъекта государственного сектора. Другие общие черты:
(a) сторона, предлагающая соглашение на предоставление услуг (поставщик концессии) является субъектом государственного сектора, включая государственный орган или субъект частного сектора, которому передается ответственность за предоставление услуг.
(b) оператор несет ответственность за осуществление, по крайней мере, части управления инфраструктурой и соответствующих услуг и действует не просто как агент от имени поставщика концессии.
(c) контракт устанавливает исходные цены, взимаемые оператором, и регулирует пересмотр цен в течение периода действия соглашения на предоставление услуг.
(d) оператор обязан передать инфраструктуру цеденту в указанном состоянии в конце периода действия соглашения, за небольшое вознаграждение или без прироста вознаграждения, независимо от того, какая из сторон изначально финансировала его.
Сфера применения
4 Настоящее разъяснение предоставляет руководство в отношении ведения учета операторами по концессионным соглашениям на предоставление услуг по государственно-частным концессионным соглашениям на предоставление услуг.
5 Настоящее разъяснение применяется к государственно-частным концессионным соглашениям на предоставление услуг, если:
(a) поставщик концессии контролирует или регулирует то, какие услуги должен предоставить оператор в отношении инфраструктуры, кому он должен предоставить их и по какой цене; и
(b) поставщик концессии контролирует - на правах собственности, правах использования с целью извлечения выгоды или ином основании - любая значительная остаточная доля в инфраструктуре в конце периода действия соглашения.
6 Сфера применения настоящего разъяснения включает инфраструктуру, используемую при государственно-частных концессионных соглашениях на предоставление услуг на протяжении всего срока ее полезного использования, если соблюдаются условия, предусмотренные в пункте 5(a). Пункты AG1-AG8 предоставляют руководство в отношении определения того, входят ли, и до какой степени, государственно-частные концессионные соглашения на предоставление услуг в сферу применения настоящего разъяснения.
7 Настоящее разъяснение применяется к:
(a) инфраструктуре, которую оператор строит или приобретает у третьего лица в целях соглашения на предоставление услуг; и
(b) существующей инфраструктуре, к которой поставщик концессии предоставляет оператору доступ в целях соглашения на предоставление услуг.
8 Настоящее разъяснение не предусматривает порядка учета в отношении инфраструктуры, которая удерживалась и была признана оператором в составе основных средств до заключения соглашения на предоставление услуг. К такой инфраструктуре применяются требования о прекращении признания, предусмотренные МСФО (изложены в МСФО (IAS) 16).
9 Настоящее разъяснение не предусматривает порядка учета поставщиками концессии.
Вопросы
10 Настоящее разъяснение рассматривает общие принципы признания и оценки обязательств и соответствующих прав в концессионных соглашениях на предоставление услуг. Требования по раскрытию информации о концессионных соглашениях на предоставление услуг описаны в ПКР (SIC) 29. В настоящем разъяснении рассматриваются следующие вопросы:
(a) порядок учета прав оператора в отношении инфраструктуры;
(b) признание и оценка вознаграждения по соглашению;
(c) услуги по строительству или усовершенствованию;
(d) услуги по управлению;
(e) затраты по займам;
(f) порядок последующего учёта финансового актива и нематериального актива; и
(g) объекты, предоставленные оператору поставщиком концессии.
Консенсус
Порядок учета прав оператора в отношении инфраструктуры
11 Инфраструктура, отвечающая условиям сферы применения настоящего разъяснения, не должна признаваться в составе основных средств оператора, потому что соглашение на предоставление договорных услуг не передает оператору право на контроль использования инфраструктуры общественного обслуживания. У оператора есть доступ к управлению инфраструктурой для предоставления общественных услуг от имени поставщика концессии в соответствии с условиями, определенными в контракте.
Признание и оценка вознаграждения по соглашению
12 В соответствии с условиями контрактов, удовлетворяющих критериям сферы применения настоящего разъяснения, оператор действует в качестве поставщика услуг. Оператор строит или усовершенствует инфраструктуру (услуги по строительству или усовершенствованию), используемую для предоставления общественных услуг, управляет и обслуживает данную инфраструктуру (услуги по управлению) в течение определенного периода времени.
13 Оператор должен признать и оценить выручку в соответствии с МСФО (IAS) 11 и 18, полученную в отношении услуг, которые он предоставляет. Если оператор предоставляет несколько видов услуг (то есть услуги по строительству или усовершенствованию и управлению) в рамках одного контракта или соглашения, то вознаграждение, полученное или подлежащее получению, должно быть распределено с учетом соответствующей справедливой стоимости поставленных услуг, если суммы идентифицируются по отдельности. Характер вознаграждения определяет порядок его последующего учёта. Порядок последующего учета полученного вознаграждения как финансового актива и как нематериального актива описывается ниже в пунктах 23-26.
Услуги по строительству или усовершенствованию
14 Оператор должен вести учет доходов и расходов, касающихся услуг по строительству или усовершенствованию, в соответствии с МСФО (IAS) 11.
Вознаграждение, предоставляемое поставщиком концессии оператору
15 Если оператор предоставляет услуги по строительству или усовершенствованию, вознаграждение, полученное или подлежащее получению оператором, должно признаваться по его справедливой стоимости. Вознаграждение может быть представлено правами на:
(a) финансовый актив, или
(b) нематериальный актив.
16 Оператор должен признать финансовый актив в той степени, в которой он имеет безусловное договорное право на получение денежных средств или другого финансового актива от поставщика концессии или по его указанию за выполнение услуг по строительству; поставщик концессии имеет небольшой выбор, позволяющий ему избежать оплаты, или вовсе не имеет такого выбора, обычно потому что соглашение обеспечивается правовой санкцией. Оператор имеет безусловное право на получение денежных средств, если поставщик концессии на контрактной основе гарантирует оператору выплату (а) оговоренных или определяемых сумм или (b) недостающих сумм, если таковые имеются, между суммами, полученными от пользователей общественных услуг и оговоренными или определяемыми суммами, даже если оплата зависит от оператора, гарантирующего, что инфраструктура соответствует указанным требованиям по качеству или эффективности.
17 Оператор должен признать нематериальный актив в той степени, в которой он получает право (лицензию) взимать плату с пользователей общественных услуг. Право взимать плату с пользователей общественных услуг не является безусловным правом на получение денежных средств, потому что суммы зависят от степени, в которой общественность пользуется услугами.
18 Если услуги оператора по строительству оплачиваются частично финансовым активом и частично нематериальным активом, необходимо вести учет отдельно для каждого компонента вознаграждения оператора. Вознаграждение, полученное или подлежащее получению по обоим компонентам, должно первоначально признаваться по справедливой стоимости полученного или подлежащего получению вознаграждения.
19 Характер вознаграждения, предоставляемого поставщиком концессии оператору, должен определяться с учетом условий контракта и соответствующим договорным правом, если таковое существует.
Услуги по управлению
20 Оператор должен вести учет доходов и расходов, касающихся услуг по управлению, в соответствии с МСФО (IAS) 18.
Договорные обязательства по восстановлению инфраструктуры до указанного уровня эксплуатационной пригодности
21 Оператор может иметь договорные обязательства, которые он должен выполнить как условие получения лицензии, (а) по доведению инфраструктуры до указанного уровня эксплуатационной пригодности или (b) по восстановлению инфраструктуры до указанного состояния до его передачи поставщику концессии в конце периода действия соглашения на предоставление услуг. Эти договорные обязательства по обслуживанию или восстановить инфраструктуры, за исключением любого элемента по усовершенствованию (см. пункт 14), должны признаваться и оцениваться в соответствии с МСФО (IAS) 37, то есть по наилучшей оценке расходов, которые потребуются для погашения существующего обязательства в конце отчетного периода.
Затраты по займам, понесенные оператором
22 В соответствии с МСФО (IAS) 23, затраты по займам, относящиеся к соглашению, должны признаваться как расход в периоде, в котором они были понесены, кроме случаев, когда оператор имеет договорное право на получение нематериального актива (право взимать плату с пользователей общественных услуг). В этом случае затраты по займам, относящиеся к соглашению, должны капитализироваться во время строительной фазы соглашения в соответствии с тем Стандартом.
Финансовый актив
Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" в пункт 23 настоящего Стандарта внесены изменения, вступающие в силу на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Международных стандартов финансовой отчетности
23 МСФО (IAS) 32 и МСФО (IFRS) 7 и 9 применяются в отношении финансового актива, признанного согласно пунктам 16 и 18.
Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" пункт 24 настоящего Стандарта изложен в новой редакции, вступающей в силу на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Международных стандартов финансовой отчетности
См. текст пункта в предыдущей редакции
24 Сумма к получению от поставщика концессии или по его указанию учитывается в соответствии с МСФО (IFRS) 9 как оцениваемая:
(a) по амортизированной стоимости; или
(b) по справедливой стоимости, изменения которой отражаются в составе прибыли или убытка.
Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" в пункт 25 настоящего Стандарта внесены изменения, вступающие в силу на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Международных стандартов финансовой отчетности
25 Если сумма к получению от поставщика концессии учитывается по амортизированной стоимости, МСФО (IFRS) 9 требует, чтобы процент, рассчитанный с использованием метода эффективной ставки процента, был признан в составе прибыли или убытка.
Нематериальный актив
26 МСФО (IAS) 38 применяется в отношении нематериального актива, признанного в соответствии с пунктами 17 и 18. Пункты 45-47 МСФО (IAS) 38 предоставляют руководство по оценке нематериальных активов, приобретенных в обмен на неденежный актив или активы или сочетание денежных и неденежных активов.
Объекты, предоставляемые оператору поставщиком концессии
27 В соответствии с пунктом 11 объекты инфраструктуры, к которым оператору поставщиком концессии предоставляется доступ в целях соглашения на предоставление услуг, не признаются в составе основных средств оператора. Поставщик концессии также может предоставить оператору другие объекты, которые оператор может хранить или распоряжаться ими по своему желанию. Если такие активы являются частью вознаграждения, подлежащего оплате поставщиком концессии за услуги, они не являются государственными грантами, как определено в МСФО (IAS) 20. Они признаются как активы оператора, отраженные по справедливой стоимости при первоначальном признании. Оператор должен признать обязательство в отношении невыполненных обязанностей, которые он принял в обмен на активы.
Дата вступления в силу
28 Предприятие должно применять настоящее разъяснение в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2008 г. или после этой даты. Досрочное применение разрешается. Если предприятие применит настоящее разъяснение в отношении периода, начинающегося до 1 января 2008 г., то оно обязано раскрыть этот факт.
Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" настоящий Стандарт дополнен пунктом 28B, вступающим в силу на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Международных стандартов финансовой отчетности
28В МСФО (IFRS) 9, выпущенный в октябре 2010 года, внес поправки в пункты 23-25 и удалил пункт 28А. Предприятие должно применять данные поправки при применении МСФО (IFRS) 9 в редакции, выпущенной в октябре 2010 года.
Переход к новому порядку учета
29 В соответствии с пунктом 30 учет изменений принципов учетной политики ведется в соответствии с МСФО (IAS) 8, то есть ретроспективно.
30 Если в отношении определенного соглашения на предоставление услуг оператор не может применить настоящее разъяснение ретроспективно на начало самого раннего представленного периода, он должен:
(a) признать финансовые и нематериальные активы, которые существовали на начало самого раннего представленного периода;
(b) использовать предыдущую балансовую стоимость данных финансовых и нематериальных активов (несмотря на предыдущую классификацию) как их балансовую стоимость на данную дату; и
(c) протестировать финансовые и нематериальные активы, признанные на данную дату, на предмет обесценения, кроме случаев, когда это невозможно сделать, в этом случае суммы должны тестироваться на предмет обесценения на дату начала текущего периода.
______________________________
* Название разъяснения ПКР (SIC) 29, ранее "Раскрытие информации - концессионные соглашения на предоставление услуг", было изменено разъяснением КРМФО 12.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснение КРМФО (IFRIC) 12 "Концессионные соглашения на предоставление услуг"
Текст Разъяснения опубликован в приложении к журналу "Бухгалтерский учет", 2011, N 12 (дата подписания приложения в печать - 15.12.2011)
Введено в действие приказом Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. N 160н
Вступает в силу на территории Российской Федерации со дня официального опубликования в журнале "Бухгалтерский учет". Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации
Приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. N 217н приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 160н, вводивший в действие настоящий документ на территории РФ, признан утратившим силу со дня вступления в силу на территории РФ Разъяснения КРМФО (IFRIC) 12 "Концессионные соглашения о предоставлении услуг"
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 (введен в действие приказом Минфина России от 26 августа 2015 г. N 133н)
Изменения вступают в силу на территории Российской Федерации для добровольного применения - со дня его официального опубликования; для обязательного применения - в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2018 г. или после этой даты
См. будущую редакцию настоящего Разъяснения
Текст настоящего Разъяснения представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (введен в действие приказом Минфина РФ от 2 апреля 2013 г. N 36н) (в редакции Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 9, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 39), введенного в действие приказом Минфина России от 26 августа 2015 г. N 133н)
Изменения вступают в силу на территории Российской Федерации со дня их официального опубликования
Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 15 "Выручка по договорам с покупателями"
(введен в действие приказом Минфина России от 21 января 2015 г. N 9н)
Изменения вступают в силу на территории Российской Федерации: для добровольного применения - со дня их официального опубликования; для обязательного применения - в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2017 г. или после этой даты
Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (введен в действие приказом Минфина РФ от 2 апреля 2013 г. N 36н)
Изменения вступают в силу на территории Российской Федерации: для добровольного применения организациями - со дня официального опубликования; для обязательного применения организациями - в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2015 г. или после этой даты